?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Оффтопик: Достало! 
28th-Jun-2006 01:08 pm
редакторская колонка
Меня достало мнение непрошенных советчиков на тему того, чем я не должен заниматься (и чем должен заниматься вместо этого), формулируемое всегда следующим образом:

- Не занимайся тем-то и тем-то! Я делал это уже много раз раньше, получал бесподобный кайф, но сейчас стал взрослым, просветлился и понял, что всё это фуфло и гон. Ты, конечно, этого даже никогда не пробовал, но тебе это и не нужно, потому что у тебя совершенно другая психическая конституция (духовная организация, профессиональная компетенция, патологическая анатомия), чем у меня, так что тебе и пробовать незачем. Займись лучше тем-то и тем-то (чего от тебя хочу я), это тебе полезно и как раз соответствует ожидаемому мной.

Почему оно меня достало?

а) Оно изрекается из высоких и гуманных соображений моей моральной (духовной, физической) пользы, т.е. подразумевается, что если мне сообщить одни факты, оставив решение за мной - я сам своей пользы или вреда в соответствующих действиях не увижу.

б) Оно изрекается с позиции старшего, опытного товарища, прошедшего и попробовавшего то или иное занятие со всех сторон, потерявшего к нему интерес, а заодно - убедившегося в его вредоносности для меня лично.

в) Оно подразумевает, что я не могу (и, более важно, не должен) иметь интересы, выходящие в данной области за рамки интересов, уже апробированных "старшим товарищем". А таких интересов, как у него, я тоже иметь не могу и не должен, потому что "ну я - это ладно, а тебе-то зачем?"

И, наконец, г) оно утверждает в явной форме, что советчик уже познал дао и нашёл истину в жизни, причём не только для себя, но и для меня. При этом факт (и сама возможность) наличия у меня жизненного опыта, потребностей, взглядов и вкусов, отличных от нынешних воззрений советчика, сознательно или бессознательно полностью игнорируется.

Вообще, следить за чужой моралью (и учить жизни других людей) не только более чем просто, но и является одним из лучших способов самоутверждения. Так, никто не заботится больше о чистоте и целомудрии в половых отношениях окружающих людей, чем законченная отпетая блядь. (В сочетании с промискуитетом и неумеренными отсылками к собственной "загадочной душе", которую "никому не понять", указанный признак является частью симптоматической триады, характерной для безошибочного распознавания запущенных стадий блядства.) Также, никто так не воспевает "здоровый образ жизни", как люди, проведшие молодость исключительно в нездравых поисках различных удовольствий и сенсорных ощущений; никто так не ругает поэзию или науку, как несостоявшиеся поэты и учёные; никто так азартно не борется с курением и пьянством, как люди, бросившие курить и пить позавчера. Вообще, самые ярые защитники идеи всегда новообращённые, а самые ярые противники идеи всегда те, кто не смог соответствовать её стандартам. Мне смешно с тех и с других. Но я готов их понять, посочувствовать и даже простить. При одном условии: они не будут навязывать мне свою точку зрения как единственно правильную и выстраданную. И не будут говорить мне "Сделай лучше то-то и то-то", "Будь таким-то и таким-то", "Зато ты умеешь такие-то и такие-то вещи", и не будут задавать самый оскорбительный - "А тебе-то зачем это понадобилось? Ты же... (дальше следует описание, почему я отличаюсь от них, и призыв оставаться самим собой, а в их епархию не лезть)".

Вот потому-то я и готов заявить много вещей, подобных следующим утверждениям:

- я не курю, потому что ненавижу запах табачного дыма. Это главное соображение, которое меня останавливает. Я обожаю запах свежего табака, поэтому скорее уж начал бы нюхать его по обычаям прошлого, но пока что такой потребности не испытываю, а если испытаю - буду нюхать или курить, начисто игнорируя другие соображения. Факты о вреде курения мне известны, и я приму их в расчёт, если буду решать, нужна ли мне такая привычка. Но проповеди о вреде курения я слушать не стану.

- я пью спиртное в гастрономических дозах, потому что мне неприятен процесс отравления алкоголем печени и мозга, который я ощущаю поэтапно и физиологически. Борясь с алкоголизмом, я буду убеждать людей не подвергаться этим состояниям; но я не попытаюсь даже заикнуться о том, что им самим должно быть неприятно или стыдно употреблять большие дозы спиртного. Я - не они, и не мне судить об их потребностях; если человек испытывает желание нализаться, пусть он налижется и сам отвечает за последствия. Опять же, если мне самому приспичит надраться в зюзю - я это сделаю, несмотря на "русский ген". Люди могут обсуждать и даже осуждать подобный мой поступок, но был ли он мне необходим, полезен и приятен - мне решать самому.

- я не верю во множество вещей, в которые с разной степенью убедительности доказательств считается необходимым и полезным верить (в бога, в превосходство женщины над мужчиной, в то, что миром правят спецслужбы, во всемогущество Интернета и информационной цивилизации, в будущую экологическую катастрофу и пр.). И верю во множество вещей, которые ещё не родились или уже ушли в прошлое (в конечное торжество социалистических идеалов, в астроинженерию, в регулирующую роль чести, в бесконечность жизни во Вселенной и др.). Факты могут подвинуть меня принять на веру новую концепцию или отвергнуть старую (хотя процесс это медлительный и болезненный, я не меняю убеждения в зависимости от статьи во вчерашнем "АиФ" или свежевысказанного мнения престарелого кумира российской фантастики). Но меня невозможно убедить верить или не верить каким-либо утверждениям, потому что верить одним из них полезно и правильно, а другим - вредно и опасно, с точки зрения говорящего.

Резюме:

- я могу подвергать сомнению ценности или поступки, но я не подвергаю сомнению право человека исповедовать те или иные ценности, совершать те или иные поступки, если он считает, что это ему необходимо. Я не знаю и не могу знать меры необходимости поступка у окружающих меня ответственных, взрослых людей.

- если кто-то подвергает сомнению моё право исповедовать те или иные ценности, совершать те или иные поступки, в первую очередь - на основании своего личного опыта в подобных вопросах, он автоматически пытается лишить меня права быть ответственным, взрослым человеком и решать самому, что мне нужно, а что нет. Таким образом он впрямую оскорбляет меня, и не должен удивляться, если я предложу ему пойти в задницу вместе со всей его житейской мудростью.

Dixi.
Комментарии 
28th-Jun-2006 06:27 am (UTC)
У нас тут совсем другая ситуация, но как нас тоже достали учить морали..
с большим кол-вом фраз здесь хочется согласится.
особенно с тем, что было темой ката :)
28th-Jun-2006 08:35 am (UTC) - Да сколько ж их?!..
"...А кто ничего не умеет делать - то учит, как надо жить"(с)
Вообще идея измерять всю вселенную собой, как эталоном метра - показательная черта "заботящихся о чужой пользе и чужом благе". Им лично конкретно надо вон то и не дано вот это, поэтому первое - благо, второе - зло...
28th-Jun-2006 03:35 pm (UTC)
Да какой же это оффтопик - это самая что ни на есть животрепещущая тема. ;-))

Хорошо, что встреч с подобными людьми последний годик как-то не наблюдалось...
28th-Jun-2006 04:34 pm (UTC)
Поддерживаю. Слава богу, давно такие собеседники не попадались.

А про "русский ген" не напомнишь поподробнее, а?
28th-Jun-2006 05:01 pm (UTC)
Я от спирта травлюсь печёнкой намного раньше, чем пьянею (чтобы быстро нализаться, мне приходится "обманывать" организм). Учёные называют это "русский ген" и связывают с образованием в печени из спирта общетоксических, а не нейротоксических соединений (точную реакцию не помню).
28th-Jun-2006 05:21 pm (UTC)
Ага, спасибо. Аналогично. Поэтому стараюсь употреблять коктейли. Выпил два - и весь вечер весел :)
Выпуск подгружен %mon%