?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Оффтопик. И ещё раз о литературе. 
30th-Jul-2006 06:42 pm
редакторская колонка
Обзор ТОР 10 бестселлеров: спасибо onsamyj.

Если это состояние спроса на литературу - неудивительно, что наши духless'ы от культуры воспряли своим духless'ом до такой наглости, что учат меня и многих других авторской морали.

Собственно, удивительного в этом явлении ничего нет; мы присутствуем при великом историческом явлении, а именно - осознании своих культурных потребностей русскоязычными представителями средного класса, или, как их правильнее называть, буржуями. А поскольку буржуи у нас специфичные, т.е. заколачивать деньгу трудом и хитростью они не хотят, а хотят только получать деньгу на халяву, потом тратить её и считаться при этом элитой общества (и даже закрытым классом, да-да!), то чего мы, собственно, от них ждём - чтобы они Пушкина читали, или, может, Пикуля?

В общем, так нам всем и надо. Нельзя допускать исторический процесс совершать возвратный ход; история этого не прощает, она разрушает души того поколения, которое допустило такой попятный ход.

Называется этот процесс - реакция.
Комментарии 
30th-Jul-2006 12:36 pm (UTC) - эх! Люблю я Дуню Смирнову, умная она все-таки женщина
И программу вела интересно, жалко - кажется закрыли сердешную...
Я, конечно, понимаю, что нельзя так просто прийти и заявить: «Пауло Коэльо ваш — полная ерунда». Но очень хочется. - солидарна :)
31st-Jul-2006 03:18 am (UTC) - Re: эх! Люблю я Дуню Смирнову...
Меня глючит или Дуня Смирнова = Дарья Донцова?
31st-Jul-2006 04:10 am (UTC) - Re: эх! Люблю я Дуню Смирнову...
Глючит :) Евдокия Смирнова - это питерская поэтесса и литературовед, она одно время работала на канале "Культура" (тоже испортился канал, жалко...) Она, конечно, со столичными замашками (питерского разлива), но женщина умная и не лишенная вкуса.
31st-Jul-2006 05:13 am (UTC) - Re: эх! Люблю я Дуню Смирнову...
Точно. Прогнала я со страшной силой. Самой непонятно, откуда сей глюк взялся. Жуть.
30th-Jul-2006 06:29 pm (UTC)
А вот что в США происходит:

http://smalgin.livejournal.com/75948.html

Что-то мне подсказывает, что и в Европе будет очень похожий списочек.

Бест-селлеры - вещь такая, рыночная.
Я вчера позарился было на Хокинга, Brief History of Time , так он в полтора раза дороже стоит, чем mass-market paperback. Вздохнул я и положил его на место. Где-нибудь найду в библиотеке.

Кстати, парковки вокруг книжных магазинов здесь всегда забиты. А списочек бест-селлерный все тот же - с котом да винчи и рецептиками... :)

Так что про реакцию рано говорить, нужны другие стат. критерии.
31st-Jul-2006 01:10 am (UTC)
Здесь всё-таки не совсем то же самое.

Во-первых, дублируются авторы и тематика (треска да Винчи, жратва по-юговосточному). В нашем списке бестселлеров дубляж только один.

Во-вторых, среди списка нет такого же стремления к дешёвой элитарности (про стервочек, про барахло,про тусняки в закрытых клубах).

В-третьих, в списке есть "Сто лет одиночества", а у нас его заменяет Акунин, что, в общем, совсем не то же самое.

В-четвёртых, у нас гораздо меньше разница в цене между хардковером, пейпербеком и т.п. Выкупать сериалы а-ля Донцова в хардковере имеет возможность любая пенсионерка, которой не всегда хватает на квартиру и молоко. Судя по ценам на обложках стоящих у меня американских книжек, а также по всему, что я слышал, в США это очень не так, и Шекспира там принято покупать в подарочном издании, которого хватает на 3 поколения вперёд, а макулатура после однократного прочтения утилизируется...

Всё это - при изрядном консерватизме и реакционности типичного американского читателя, о которой сокрушался ещё Пушкин, а журнал "Райтер" продолжает сокрушаться по сию пору.
1st-Aug-2006 05:22 pm (UTC)
Про дубляж не понял аргумента.

стремление к дешевой элитарности... не могу дискутировать, не читамши. Вообще говоря, это стремление ("булимия мозга", как верно заметил кто-то на анекдот.ру) есть, увы. Признак нашего времени, кажется мне.

Про сто лет одиночества - сам удивился :)

Про Шекспира: давай я тебе расскажу про здешнюю ситуацию с классикой и ты будешь смеяться и плакать, как я. Определенная классика здесь регулярно переиздается классными, я бы сказал - подарочными изданиями. Шекспир, По, Джейн Остин, Марк Твен, Кэролл, Льюис. Эти издания обычно спонсируются кем-то, не разбирался, кем. Потому что продаются по совершенно диким ценам. Я купил полное собрание Кэролла - огромный томище с картинками из первых изданий(!) за десять баксов или около того. Томище Эдгара По - за похожие деньги... и так далее. Все школьное классическое чтиво, типа хижины дяди тома и похождений гека финна, выпускается в той же серии, тем же способом.
Вот так распространяется классическая литература. Следует заметить, что в "классику" там входит меньше авторов, чем мы привыкли :)

А вот за не-классику (в их понимании, опять же) там берут уже стандартные деньги - от восьми баксов за самый маленький пейпербэк и до тридцати за твердую обложку.

Самое дорогое - учебники и словари. От сорока и до ста с лишним долларов за книжку.

Это все цены на новые книги. Букинисты типа half.com, там все оценивается уже по другому раскладу... что позволило мне прикупить Passage At Arms Глена Кука за доллар штучка :)
2nd-Aug-2006 01:22 am (UTC)
Надо же! Когда общество издаёт классику в хорошем формате и по доступной цене - это общество имеет все права себя уважать.

Так что я не смеюсь и не плачу, я горжусь американским народом.

Если бы они ещё считали классикой что-нибудь, кроме англоязычной литературы, Гомера и Данте - было б совсем замечательно.

А про дубляж - всё просто: если есть популярный автор, написавший одну книгу, или одна популярная серия, то при оценке общего рейтинга читва другие книги того же автора/серии могут не считаться демонстрацией вкусов; по сути, это идёт "в нагрузку" к более популярному произведению того же ряда. Т.е. 2 книги про диету и 2 книги Дэна Брауна, ИМХО, могут считаться за одну с точки зрения покупательского интереса.
31st-Jul-2006 03:18 am (UTC) - Сколько я знаю...
В Европе есть еще одна позиция, полностью отсутствующая в приведенных списках. Это "Гарри Поттер" номер очередной, какой он там уже... Они считают это европейской литературой %)

А "Сто лет одиночества" действительно выглядит как-то поразительно.

Но больше всего меня удивляет вот какой факт: люди конца 70-х - начала 80-х годов рождения хоть и не всегда читали бестселлеры прошлых лет, но хотя бы знали, что они существуют. Читать "Детей Арбата" меня не тянуло никогда, но я в курсе, что это и с чем едят. Более поздние генерации часто уже вообще не слышали никогда, что читали их "предки". Тут вопрос, конечно, не чисто литературный... И, кстати, несомненные хиты нескольких поколений уже практически не читаются. Бессмертный список "Три мушкетера", "Таинственный остров", "Последний из могикан", кажется, полностью исчез из сферы интереса того возраста, в котором его обычно читали. Качество этих шедевров и мои личные о нем представления - дело другое, но на протяжении многих десятилетий это были действительно хиты...

Это, конечно, изрядный оффтопик, ток что извиняюсь.
31st-Jul-2006 03:22 am (UTC) - Re: Сколько я знаю...
Ну, "Последний из могикан", мне кажется, вышел из списка гораздо раньше.
31st-Jul-2006 04:08 am (UTC) - Re: Сколько я знаю...
Не знаю, мои одноклассники все читали, в очередь за книгой выстраивались... Потом все остальные романы цикла разыскивали.
1st-Aug-2006 01:12 pm (UTC)
Хокинга "Краткую историю времени" можно скачать на fictionbook.ru. Сам сделал это полгода назад - если вдруг убрали, то копия у меня осталась - могу выслать мылом.
1st-Aug-2006 05:07 pm (UTC)
Я найду, спасибо. Просто забываю. А приходишь в книжный, там все на видном месте... тут же хочется купить... :)
1st-Aug-2006 01:28 pm (UTC) - Брошу свои пять копеек
Замечательный список. Особенно замечательно в нем то, что нет указания на 1) методику подсчета количества продаж; 2) период, за который собрана статистика. Я не придираюсь, но хотелось бы увидеть.

В целом список меня удивил. Я из него читал немного - только Код и Духлесс. Мое сугубо личное имхо, что обе этих книги читать можно и даже стоит. Есть в них отдельные ценные моменты. Каждому, конечно, свое, но я считаю, что книга прочитана не зря, если хоть одна фраза или сцена в ней натолкнули меня на размышления или на новые мысли. Духлесс в этом плане прочитать стоит (по-моему, я даже пост на эту тему у себя в ЖЖ писал). Оффтоп: Аналогично могу сказать про дочитанную полчаса назад "Sex and the City". Дает пищу для размышлений, перечитывать не буду ;-)

Остальное... Не очень понимаю - каким образом книги по "медицине", "психологии" и кулинарии попали в один список с художественными книгами. Это ведь совершенно разные вещи.

Для того чтобы иметь полное представление о сложившейся ситуации, хотелось бы увидеть еще аналогичную статистику за более ранние периоды - 60-е, 70-е, 80-е, начало и середина 90-х. Вот тогда и можно будет делать обоснованные выводы.
1st-Aug-2006 05:11 pm (UTC) - Re: Брошу свои пять копеек
Я скажу, почему все в одном списке. Потому что это список лидеров продаж. Содержание книг к этому имеет косвенное отношение, как это ни парадоксально.:)

Умные дяди на СНН привели аж три списка - общий, худ.лит. и остальное, а Дуня Смирнова, видно, поленилась найти или составить нечто подобное. Вот и сравнивает яблоки с помидорами.





2nd-Aug-2006 03:33 am (UTC)
Мне почему-то кажется, что Дуня Смирнова - не составитель списка, а просто комментатор. Вряд ли она сама сидела и считала, кто лидер продаж, а кто нет :) Какой список предоставлен - из такого и выводы делаются.
2nd-Aug-2006 01:28 am (UTC) - Re: Брошу свои пять копеек
"Духless'а" я читал по твоей рекомендации. Мне не понравилась организация книги: богатый материал, но действительно - никакого движения личности, никакого прогресса. Как следствие - возникает ощущение "ультрадостоевщины", любования порочностью. А в коте да Винчи я просто не нашёл для себя ничего нового.

Что до аналогичной статистики - до конца 80-х гг приличные книги у нас продавались главным образом в обмен на макулатуру, а впоследствии, в 90-х, какая-то статистика велась. Я попробую разыскать её. Помню только, что в течение 2 или 3 лет лидером продаж была Иоанна Хмелевская (но, кажется, только среди худ-лита).
Выпуск подгружен %mon%