?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Про Ленинград 
16th-Sep-2006 11:39 am
редакторская колонка
Ну вот, теперь у меня появилась возможность поделиться впечатлениями от поездки.



День первый


Начало путешествия

3:15 утра - выхожу из дому. Сильно болит грудь и хочется кашлять. Не простыть бы!

Таксисты не любят улицу Петухова и возят в Толмачёво через город. Это дольше, но комфортнее.
Разговариваем про авиакатастрофу анапского рейса. Очень бодрое и жизнеутверждающее начало
путешествия. Несмотря на ранний час и будний день, движение по Бердскому шоссе очень солидное.

Толмачёво

Толмачёво перестраивают. Интерьер предбанника серьёзно изменился. В частности - пропали все
киоски.

В аэропорту регистрация на внутренние авиарейсы теперь выполняется за час тридцать до отлёта.
Видимо, в честь какого-то особого праздника меня регистрируют за два. Пятый ряд, место А. Я
предпочитаю летать у окошка: меньше бью пассажиров коленями.

Зарегистрировался. Сижу в зале ожидания, смотрю попсовую утреннюю передачу по настенной плазме.
Желающих лететь в Ленинград "Пулковскими авиалиниями" до смешного мало. Все обсуждают
катастрофу рейса из Анапы. Сходятся на том, что пилоты летели слишком высоко и быстро: 11500 м
при 950 км/ч.

Без двадцати шесть нас везут в самолёт. В Питер летают только Ту-154, а жаль. Как приятно было
раньше летать на Ил-86... Но даже этот старикан выглядит величественно. Турбины уже
прогреваются, и мигают полётные огни.

Посадка в экономический класс - только через второй трап. Давка невероятная. Куда все
торопятся? Не улетит же самолёт, оставив не успевших влезть пассажиров на лётном поле?
Над аэропортом розовый рассвет. До восхода ещё почти час. В небе строго над взлётной полосой -
ярчайшая Венера; я сперва принял её за самолёт, заходящий на посадку. Вылет в шесть, а в семь
мы должны быть в Ленинграде. То есть я прилечу вскоре после восхода.

Рейс 922

Залез в салон. Багаж на багажную полку не входит. Приходится пихать его под ноги: рюкзак,
пакет, куртка. Очень неудобно. Ремень не регулируется, столик шатается. Стюардесса объясняет
правила использования надувного жилета в случае падения самолёта в воду. Спасибо ей.

Взлетаем в 6:05. Новосибирск остаётся сразу далеко сзади: видны тёмные лесные массивы, потом
Коченёво, Барабинск, Усть-Тарка (когда-то я не раз летал в эти края на Л-410). Вскоре самолёт
выравнивается. Стюардесса объявляет: скорость 1000 км/час, высота 12500 м. Хоровое "О-о-о!.." -
как на аттракционах в момент опасного спуска.

Над Омском начинают кормить. Еда - гречка с тушёным мясом, обычная для Толмачёво рыгаловка. А
ведь когда-то было вкусно...

На крылья наползает розовый рассвет. Пытаюсь отрубиться, и тут стюардесса объявляет со
странными интонациями о том, что самолёт попал в зону опасной турбулентности. В самом деле -
начинает слегка потряхивать. В самолёте, который потряхивает, я сидя спать не могу. Ладно,
отосплюсь в Питере. Не на работу же лечу!

Рюкзак под ногами с шуршанием елозит о пакет. Одинокий пассажир в бизнес-классе курит и
скандалит по этому поводу со стюардессой. Втихушку включаю сотовый, переставляю часы на
питерское время.

"Инфлайт-Ревю"

Читаю журнал "Инфлайт-Ревю" - глянцевый дайджест для гламурных блондинок, любовники которых
хорошо зарабатывают. Больше читать нечего. Узнаю массу подробностей о том, что сейчас считается
стильной жизнью. Чувствую себя Кир-Кором, которого приятель уговаривал "смайнать на потрясном
"Цунами"к антиподам". Уровень сленга в глянце примерно тот же.

Ненавязчиво предлагается приобрести несколько небольших дворцов в пригородах Ленинграда. Не
откажусь. Вот подкоплю только... Куплю дворец и организую там Музей дэнжена. С восковыми
фигурами наиболее одиозных персонажей - от Гэри Гигакса, убиваемого Тараской, до Lunar
Exalted'а в момент перевоплощения включительно.

Пытаюсь выяснить, где сейчас в Питере кормят. Жаль, но всё это далеко от моей гостиницы.

Прибытие

Над Ленинградом облачность в три слоя. Снижаемся очень плавно - спасибо пилотам. Я не переношу
пониженной гравитации - в первые моменты резкого спуска меня почему-то всегда прохватывает
холодный пот.

В облаках трясёт, как и положено. Пассажиры опять почему-то "окают". Как будто все в первый
раз! Стекло иллюминатора постепенно покрывается каплями дождя. Потом серые облака расползаются
- совсем рядом выныривают из тумана строения, просвечивают фонари дорог. Здесь темнее, чем в
Новосибирске. Видимо, из-за облаков.

Шасси выпущены - толчок! - и под крыльями проползает Пулковское шоссе. Ещё полминуты спустя
впереди показывается в плотном слое тумана крыша международного терминала, а после строго под
крылом мелькают огни посадочной дорожки. Самолёт превращается в машину - это действие всегда
неожиданное и резкое. Рёв турбин, тряска, экипаж поздравляет пассажиров с прибытием. Cнаружи
шестнадцать градусов и тусклая дождевая серость.

Впервые за много лет не слышу, как пассажиры аплодируют при посадке.

Разгрузка идёт опять по единственному трапу, и я не тороплюсь. Под моросящим дождём перебегаю в
тумане к автобусу.

На фронтоне аэровокзала с двух сторон написано русскими и импортными буквами "Санкт-Петербург",
а в центре - аршинно - "Город-герой Ленинград". Пулковский аэровокзал - здание оригинальное и в
своём роде очень красивое; он напоминает пятитрубный океанский лайнер.

В городе

Таксисты предлагают за две тысячи довезти до гостиницы. Но вещей у меня мало; попробую обойтись
своими силами. Выхожу - и сразу натыкаюсь на маршрутку №39, которая за 17 рублей довезёт до
метро. В маршрутке почти пусто. Сажусь и еду.

Пулковское шоссе идёт по Пулковскому меридиану и плавно переходит в лежащий на том же меридиане
Московский проспект. Говорят, что в ясную погоду с Пулковских высот можно увидеть всю эту
дорожную линию до площади Победы и дальше. Мне пока что не удавалось посмотреть с Пулковских
высот в ясную погоду...

На метро "Московская" выхожу и замираю в растерянности: никаких признаков метро! Выручает
старушка, продающая астры: в метро попадают здесь из боковой ветки обычного подземного
перехода. Ну ладно. Покупаю жетончики и еду. Ветка прямая, никаких пересадок. Удаётся даже
сесть.

Станция "Чёрная речка" - монументальный, хотя и не очень красивый памятник Пушкину. На
эскалаторе ехать едва ли не дольше, чем на поезде. Это у нас в Новосибирске эскалаторы
поставлены блезиру ради... Интересно, может ли новосибирское метро служить в качестве
бомбоубежища? Ведь его глубина - всего раза в три меньше стандартного подвала.

Выхожу, спрашиваю дорогу. Оказывается совсем близко: перейти Чёрную Речку, потом пройти два
здания вперёд - в третьем гостиница. На речке полным-полно уток - жрут что-то и деловито
крякают.

Гостиница "Выборгская"

На ресепшене встречают вполне любезно. Я приехал в восемь, а гостиница забронирована с
двенадцати, но, несмотря на это, номер уже готов. Над ресепшеном часы, показывающие время в
разных городах мира; время они показывают с разбросом плюс-минус полчаса. В лифт, в номер и -
спать!

Предварительно звоню домой, сообщаю, что приехал и разместился нормально.

В номере грязно. Нет, не то чтобы его не убирали! Это грязь иного рода - заскорузлая, вонючая
плёнка, какая бывает на оконных рамах в старых электричках. На ней отчётливо можно различить
окаменелости, вкрапления и годовые кольца. Запах в номере соответствующий: пахнет подмышками,
лизолом, прелыми обоями... Хорошо хоть удобства в номере. Большинство номеров на этаже имеют
доступ только к услугам коммунального характера... Открываю окно, развешиваю вещи и падаю в
постель.

Стук в дверь.

Просыпаюсь, спрашиваю - что нужно. Из-за двери вместо ответа говорят, что зайдут попозже. С
матом пытаюсь заснуть опять. У меня есть поганое свойство - меня нельзя будить в первые полчаса
сна, иначе я с трудом засыпаю обратно. Но здесь я измотан, и мне это всё-таки удаётся.

Стук повторяется через пятнадцать минут. Говорю, что сейчас оденусь и открою. Пока одеваюсь и
открываю - никого нет. От безысходности иду в санузел - приводить себя в порядок. Жду
повторения стука.

Он повторяется через час. Это горничная.

- Вы когда съезжать собираетесь?
- Через неделю, утром.
- Ой, извините! Я думала, вы сегодня съезжаете!

И уходит.

Спать хочется до беспредела. Ложусь - и кровать разваливается на две половинки. Я с матрасом
падаю на пол - к счастью, невредимый. Сколачиваю кровать кулаками. Надо идти на вылазку в город
- отдохнуть уже не получится.

Первая вылазка

В Ленинграде есть большой зоомагазин - "Агидис" на Каменноостровском проспекте. Вот его я и
наметил конечной целью первой вылазки. А для начала попробую-ка осмотреть на пешеходной
экскурсии зоопарк (там мы были в прошлом году, но он был на зимнем режиме), "Аврору" и,
собственно, Каменноостровский проспект как таковой. Ведь после Невского проспекта
Каменноостровский считался раньше вторым по красоте...

Приезжаю на метро "Горьковская", что между Петропавловской крепостью и зоопарком. Иду вдоль
комплекса зданий, обрамляющих парк: театр, планетарий, ещё театр ("Синий бархат"), затем уже
здание зоопарка.

Поразили автобусы, в которых оборудованы передвижные туалеты. Это явное новшество в ландшафтном
дизайне. Нет слов.

В зоопарке так же скучно, как прошлой весной. Правда, жирафы пасутся на вольном выпасе. Как
обычно, разочаровали дикие кошки: по случаю дневного времени они нажрались и спали. Спал даже
ягуар, которого явно забыли положить в писсуар. Только тигр ходил по вольеру и рычал. В центре
вольера лежала огромная куча тигриных экскрементов, и я сказал об этом тигру. Он жалобно
замяукал, попытался зацарапать, а потом пристыженно уполз в логово. Кошка - она и есть кошка.

Впервые видел, как павлин громко ухаживает за курами и как неоднозначно реагирует на это петух.

"Аврора"

Из зоопарка вышел на Петровскую набережную, догулял до "Авроры". На "Авроре" подняты два флага
- царский и андреевский. Впрочем, "Аврора" имеет на это право - она выжила в Цусиме.

Вход на крейсер свободный. "Аврору" слегка качало - погода была откровенно ветреная. Я дошёл до
знаменитой пушки, постоял у неё и сфотографировался на память.

Ходят слухи, что крейсер будут разбирать на металл или переоборудуют под плавресторан - никому
он, мол, больше не нужен. Надеюсь, что это не так.

Поговорил с одним из смотрителей - парнем в старинной морской форме и в бескозырке с надписью
"Аврора". Результатом разговора стало то, что он снял леер и пропустил меня на мостики, к
сорокасемимиллиметровкам и дальномерам.

По местному времени был уже четвёртый час дня, когда я ушёл с "Авроры". Из уважения к славному
прошлому корабля с верхотуры я спускался как положено - спиной к трапу, а не лицом, как
сухопутная штафирка, и к тому же не держась за поручни. Впрочем, на "Авроре" трапы не очень
крутые, и сложностей это не доставило - только побаливала, как обычно в ненастье, левая пятка,
заставляя прихрамывать. В результате - оклик старичка-смотрителя:

- Товарищ военмор! Можно полюбопытствовать, где это вас в ногу ранило?

У сходней - ещё один старичок, на сей раз изображающий Ленина и предлагающий с ним
сфотографироваться. На Ленина он непохож, поэому я послал его в известном каждому русскому
направлении - правда, вежливо.

Поесть в Ленинграде и умереть

Это проблема, каждый раз охватывающая меня в северной столице. Ещё в 1990 году славный Валя
Спрогис после сытного ужина в "Астории" сказал, что знает теперь, почему в её туалетах пачками
стрелялись до революции офицеры.

Первый мой хавчик в Питере в этот раз пришёлся на какой-то безымянный кабачок на Большой
Монетной. Свинина и картофель фри, минеральная вода, соус тар-тар - четыреста рублей с чаевыми,
отдай и не греши. В жопу! это!

Забегая вперёд, скажу: к северу от Невы вкусно и/или дешево поесть мне не удалось ни разу.

"Агидис"

Фуфло. Вроде нашего "Маккона", только здесь все зоотовары в одном магазине, а в "Макконе"
аквариумы и прочие зоотовары разнесены на "Аквамарин" и "Пантеру" соответственно.

Зато в поисках "Агидиса" прогулялся по Каменноостровскому - и не пожалел. Впрочем, этот
проспект более тесный, чем Невский, Литейный или Лиговский. И выглядит из-за этого тёмным, как
старинные европейские улочки.

Краткое сравнение Ленинграда с Новосибирском, Омском, Анапой и Анталией

Грязнее.

Возвращение в гостиницу

На метро добрался до Чёрной Речки. Разделся-разулся, повесил табличку "Не беспокоить" и
завалился спать.

Проснулся в десять - от голода. Оделся, спустился в гостиничный ресторан. Картофель фри,
минеральная вода, свиной бифштекс и соус тар-тар - 600 рублей с чаевыми. Качество продуктов
тоже не на высоте В жопу! это! Придётся завтра искать какое-нибудь заведение, где можно
нормально поесть.

Вернулся в номер, посмотрел телевизор (рейдеры начали практику захвата частных квартир) и
наконец-то отрубился по-настоящему!

Через полчаса - звонок.

- С девочкой отдохнуть не желаете?

- Нет, благодарю. И прошу больше меня с этим вопросом не беспокоить.

Вешаю трубку, ложусь.

Стук в дверь через пятнадцать минут.

- Кто там?

- Точно девочку не хотите?

- Нет. Хочу позвонить на ресепшен, пусть вас отсюда вышвырнут вон!

- Извините, извините...

Наконец-то ложусь. Полночь, а я спал за предыдущие сутки три часа.

Просыпаюсь в полшестого, потому что в Новосибирске - полдевятого.

Выпуск подгружен %mon%