?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Про Ленинград 
19th-Sep-2006 10:11 pm
редакторская колонка

День пятый



Кровавое воскресенье

С утра удаляю следы крови из санузла. Ещё подумает горничная, что у меня геморрой или что я
кого-то тут бездарно дефлорировал!

Звонит Марк: умер директор нашего института, нас наверняка теперь закроют. Прошу не беспокоить
меня с этими проблемами: может быть, жить мне осталось три недели, а тут мне предлагается
подумать, куда пристроить на приличную зарплату творческий коллектив.

Постепенно вспоминаю, что было ночью. Всё же я понимаю кое-что в медицине, поэтому в
неожиданную аневризму не верю. Видимо, врач принял за аневризму аномалию аорты. Кровь явно не
оттуда: болит в основном горло. Что же произошло?

К сожалению, сегодня воскресенье, и в больницу идти невозможно. Мучает слабость, как после
гриппа. Делать нечего, одеваюсь и плетусь в столовую. Еда в горло не лезет - мерзко. От
аммиачаю прошибает холодный пот.

Автобус приезжает без пятнадцати девять, как и договаривались. Едем в Петергоф. К счастью,
сегодня солнечно. Хотя ветер очень сильный, ночью валило деревья, и вода в Неве несколько
поднялась, несмотря на знаменитую дамбу.

Воскресный Петербург

В воскресенье ездить по городу приятно - пробок нет. Подобрав на Лиговском последних туристов,
попавших-таки под небольшой дождик, катим в направлении Стрельны.

Странно смотреть на некоторые питерские рекламы. Так, реклама бумаги SvetoCopy начинается
примерно такими строками "Дорогая, я истратил две упаковки бумаги, прежде чем смог выразить
свои чувства к тебе...". Ещё одна загадочная реклама - машина, перечёркнутая тремя полосами с
повторяющимися надписями "Галстук...", "Пузо..." и "Не стоит...". Что они рекламируют?

Петляем. Ленинский проспект - образец современной застройки; ряды довольно красивых
краснокирпичных зданий.

Выезжаем по Ленинскому проспекту на Стрельну - туда ходит трамвай. Стрельну восстановили быстро
и внезапно к трёхсотлетию города. Теперь там всякие официальные резиденции. Экскурсовод как-то
сообщила мимоходом, что в Царском Селе Екатерининский дворец арендуется "Газпромом", и ходит
разговор о его полном приобретении. В Стрельне - примерно то же самое.

Петергоф

Петергоф я хорошо знаю, так как жил там в свой первый приезд в Ленинград. Но Большой Каскад
тогда не работал...

Нас останавливают на автобусной площадке и ведут внутрь. Опять маленький оркестр играет
марсельезу, и опять из соседнего автобуса вываливают какие-то франкофоны. Летает множество ос,
почуявших солнечный денёк.

Чувствую себя вполне здоровым. Только мозоль натирает.

Идём в нижний парк, экскурсовод просит нигде не задерживаться. Нас опять сдают на руки местному
сотруднику, и мы ссыпаемся по лестнице. Время - десять, Большой Каскад, как и остальные
фонтаны, ещё выключен.

Пока гид рассказывает про историю Петергофа, вдруг начинает работать Самсон.
Девятнадцатиметровая струя взлетает ввысь и рассыпается олслепительно яркой радугой. Фонтаны
включили на сорок минут раньше. Парк наполнен китайцами, и китайцы восторженно начинают
работать фотокамерами, снимая рождение водяной феерии.

Павильон, в котором мы стоим - тоже фонтан. Летом в нём должно быть очень прохладно, но сейчас
это не воспринимается как достоинство, и гид ведёт нас по парку к какому-то здешнему малому
дворцу, то ли Елизаветинскому, то ли тоже Екатерининскому. Это в восточном крыле парка. В
прошлый раз я осмотрел только западное крыло - Марли и Петергофский Эрмитаж.

Нижний парк

С интересом идём по дорожке. Проходим "Адама" - очень талантливая скульптура. Адам стоит перед
господом своим с видом покаянным и смиренным, но в левой руке прячет за спину пресловутое
яблоко. Такова уж природа человека. Вокруг Адама бьют струи воды. Надо будет попозже пройти к
западу и посмотреть "Еву"...

Подходим к морю. Балтика бушует - вода пополам с песком (здесь очень мелко) лупит в берег,
поднимая фонтаны. Морем от Финского залива не пахнет. Логично - солёность здесь около полутора
промилле. На берегу Балтики стоит бронзовый Нептун - самая первая русская классическая статуя.
Нога Нептуна отполирована прикосновениями туристов - это, естественно, тоже на счастье.
Брезгую. Идём в здание.

Дворец работы Растрелли - таким образом, естественно, барокко и камины с голубыми изразцами. От
дворцов я уже немного устал. Смотрю на экспонаты. Прекрасно сохранившиеся книги в старинных
изданиях, принадлежавшие русским царям. Среди всей этой музейной антики - опять чей-то небрежно
лежащий на столе ноутбук. Значит, и здесь работают современные Сквозник-Дмухановские...

Предваряет осмотр выставка великолепных фарфоровых сервизов царского завода. Изобретатель
русского фарфора содержался императрицей Елизаветой до самой смерти взаперти, окованный цепями
- таким образом монархиня охраняла тайну предприятия, приносившего ей неисчислимые личные
выгоды.

В библиотеке Александра Первого много старинных книг по оккультизму. Названия вполне могут
вписаться вслед за "Некрономиконом": "О происхождении культов смерти", "Мистерии Запада",
"Ритуалы и таинства окклюзивных канонов". Большинство книг, конечно же, на французском языке.

К счастью, во дворце мы не задерживаемся, а идём в парк.

Водяные забавы

Простейшая из них - мраморная скамейка. Если наступить на площадку перед скамейкой, скамейку
окатит водой. Таким способом Пётр Первый вытрезвлял подданных, хвативших пресловутый "кубок
большого орла". Пробовать никто не захотел - ветрено и плюс семь градусов. Но пацаньё,
вооружённое сменной одеждой, с восторгом вытрезвляется на петровской скамейке.

Следующая забава называется "Дубок" и сделана в виде искусственного деревца. Вокруг деревца -
скамеечки, снабжённые той же в точности подлянкой. Это уже екатерининского времени конструкция.
Напротив "Дубка" - "Грибок"; там льёт не на сидящего, а вокруг него, что в жару должно быть
очень приятно.

Экскурсия на забавы не смотрит, потому что около "Грибка" сидит тощая драная белка.

Дальше имеется так называемая "водяная дорога". В час, в два и в три всех, кто на ней
оказывается, с головы до ног окатывает водой. Закрываться бесполезно. Экскурсовод
предупреждает: в это время там активно воруют кошельки.

Есть ещё одна водяная забава в Петергофе - фонтан "Фаворитка". Он выглядит как карусель, на
которой с кряканьем вращаются четыре утки, преследуемые по пятам английским бульдогом. Туристам
положено бросать туда монетки (я бросил). Расположен этот фонтан с западной стороны, прямо за
западным павильоном близ "Самсона".

Традиция водяных забав в Петербурге не умерла. Одна из таких "забав" расположена за автобусной
остановкой у самой "Выборгской" и представляет собой плохо уложенную тротуарную плиту, под
которую непрерывно подтекает из канализационного люка. Радиус действия этой феерии - метра
четыре.

Осмотр парка

Дальше в парке - трагедия, потому что вчерашним ветром повалило один из двух старейших дубов в
Петергофе. Гид говорит, что их посадили там Екатерина Вторая и Прасковья Брюс, выведенная
Пикулем в роли двинутой на сексе потаскушки. Дуб экстренно распиливают и убирают. Я подобрал
жёлудь, валяющийся около него. Жёлудь треснул и выглядит недозрелым. То ли посадить в Сибири
этот русский Нимлот?

У Шахматной Горки экскурсовод с нами прощается, и все разбредаются кто куда. Я иду к
"Фаворитке", затем в западную половину - ностальгировать. Ностальгия прерывается напоминанием о
физиологических потребностях.

Туалеты в Петергофе вделаны в откос на границе парка и напоминают то ли доты, то ли
бомбоубежища.

Раз уж попал в западную половину - пробираюсь к "Еве", но она не столь удачна, как "Адам". К
Большому Каскаду пока не иду - он оккупирован, там что-то празднуют. Играет большой духовой
оркестр, одетый в петровские мундиры.

Брожу среди дубов.

Тем временем музыка смолкает, толпа начинает расходиться. Теперь уже без помех иду к цели
своего приезда - Большому Каскаду.

Большой Каскад

Знаменитый Самсон - уже третий Самсон за историю Большого Каскада. Первый был сделан из свинца
и раздирал пасть шведскому геральдическому льву, но свинец непрочен, и Самсон постепенно осел.
В середине XVIII века был поставлен новый Самсон из чугуна - этот рвал пасть льву турецкому.
Того Самсона увезли с концами немцы во время блокады, и теперь третий уже Самсон в титаническом
напряжении поборает льва с характерными чертами тевтонского милитаризма.

Под солнечными лучами фигуры Большого Каскада сверкают великолепием: чёрное, зелёное и золотое
на фоне водяной радуги наводит на мысли об античных мифах.

Иду вдоль каскада вниз, к Балтике. Через каскад перекинуты мостки, по которым я его каждый раз
перехожу, чтобы снова и снова полюбоваться могучим Самсоном. Нижняя часть канала подтоплена:
Балтика давит на неё.

Сворачиваю у моря на грязную полоску песчаного берега, желая омыть руки в Балтике. Перебираюсь
через завалы плавника и водорослей. Подхожу к границе волн, опускаюсь на корточки, протягиваю к
Балтике руки и кое-как омываю левую в очередной волне. Следующая волна, подкравшаяся незаметно,
как пиздец, выполняет мои сокровенные желания: она омывает меня с головы до ног, роняет на
колено, да ещё и сносит на метр в сторону моря. Хорошо, что в Петергоф я надел ветровку и
свитер, а не костюм!

Быстренько иду в парк - чиститься и греться.

В верхнем парке

Высох на удивление быстро. Залез на балюстраду у Большого дворца. Здесь с некоторого ракурса
открывается странный вид на каскад. Льва не видно, и кажется, что Самсон просто мочится,
окружающие его дельфины и тритоны блюют от отвращения, а стоящие на ступенях каскада греческие
боги, наоборот, смеются и аплодируют.

Чтобы избавиться от физиологических ассоциаций, иду в кофейню. Кофе из автомата по сто
пятьдесят рублей меня не устраивает. Я с сожалением прощаюсь с Нижним парком и выхожу наружу.
Здесь в бистро беру чашечку такого же кофе за пятнадцать. Пью, отгоняю ос, обнаруживая попутно,
что совершенно перестал их бояться.

Допив, иду в верхний парк. Это регулярный парк, ничего особенного, но красиво. Здесь тоже есть
фонтаны и статуи. Брожу по нему, наслаждаясь солнцем и неожиданным безветрием. Одежда,
орошённая Балтикой, досыхает.

Остаток времени посвящаю сувенирным рядам. Покупаю запасную футболку - красную, с Че Геварой.
Вообще, в Питере почему-то бойко торгуют в основном двумя персонажами - Пушкиным и команданте.
Хотя здесь же на сувенирном лотке стоят в ряд несколько одинаковых по размерам и дизайну
гипсовых бюстов: Сталин, Пётр Первый, Ленин, Екатерина Вторая, Ктулху, Брежнев, Наполеон.

Приобретаю коллекционные спички в коробках с видами города. Сразу решаю, что подарю их Магме.
Среди моих игроков и просто близких знакомых она единственная активно курящая.

Сажусь в автобус. В автобусе немного востребована моя медицинская помощь: имеются несколько
покусанных осами экскурсантов. Вытряхиваю у водителя нашатырный спирт из аптечки, обрабатываю
укусы на открытом воздухе. Осы тем временем продолжают атаковать. В автобуе устраивают за ними
настоящую охоту.

Стартуем, оставив в Петергофе четверых туристов. Туристы люди взрослые и смогут выбраться сами.
Выехать из Петергофа в Ленинград не проблема, хотя бы на электричке.

Вечером

Из автобуса нас выкидывают на площади Восстания, но я до неё не еду - выхожу на привычной уже
"Московской". Здесь есть какое-то павильонное кафе, и я обедаю в нём, как принц Флоризель, то
есть без всякого аппетита. В голову лезут скверные мысли - о здоровье, о работе.

На обратной дороге в гостиницу покупаю номер "Компьютерры", В номере читаю его; понимаю, что
это журнал для бамбуча, воображающих себя ITшниками. Полезные сведения там есть, и немало, но
стиль изложения!.. Если бы кто-нибудь из сотрудников нашего отдела заговорил на работе (или
даже о работе) таким штилем, я не задумываясь вызвал бы "дурку"...

Насладившись "Компьютеррой", чувствую себя отдохнувшим. Около семи вечера иду к месту роковой
дуэли Пушкина с Дантесом.

Невольник чести

Пушкин стрелялся с Дантесом недалеко от Чёрной Речки, в конце улицы Новосибирской, между
железнодорожной веткой и какими-то деревянными сортирами. Более подходящего места для
совершения хулиганских поступков не придумаешь!

Я прошёл по Новосибирской (в неё переходит Белоостровская, и она в самом деле очень похожа на
некоторые новосибирские улицы в Кировском или Ленинском районах), перешёл железную дорогу под
носом у электрички и оказался перед скромной гранитной стелой, поставленной на месте, где
секунданты когда-то отметили барьер.

Всё-таки Дантес был полной сукой!

Впечатление от трагического прошлого сильно подпортил резкий запах свежего дерьма, окутывавший
монумент. Видимо, сортиры поодаль всё ещё активно функционируют. А может, это Дантес оставил по
себе память...

На обратном пути мне дали по морде. Подробности не заслуживают внимания; скажу только, что я
потерял в этой схватке очки (вернее, их сломали), а приобрёл бутылку "Текизы" и бесплатный
ужин. Кипя адреналином, возвращаюсь в гостиницу.

Вечерние забавы

А-а-а, боже мой!!! В номере, в моей постели - голая блядь! На стульчике у окна сидит сутенёрша
и читает мою "Компьютерру".

- Девочку вызывали? С вас тысяча пятьсот рублей.

Ну, бляди, держитесь! Это уже перебор.

- Та-ак. А ну-ка, обе встали и к стенке лицом!

Обе поспешно выполняют мою команду. Блядь напугана. Сутенёрша пытается успокоить меня.

- Всё равно же болеете, так хоть поразвлекитесь!

Вызываю дежурную по этажу. Та смущённо извиняется, уводит сутенёршу. Блядь стремительно
одевается. У неё узкие бёдра и толстая отвисшая грудь. С трудом подавляю отвращение. Тем
временем сутенёрша возвращается: оказывается, они перепутали номер, и блядь уже давно ждут в
другом месте.

Блядь выглядит несчастной и усталой. В порыве человеколюбия вручаю ей свою призовую текизу.
Сутенёрша убедительно просит не поднимать лишнего шума. Я соглашаюсь - при условии, что мне
немедленно поменяют постельное бельё. Вмешивается дежурная: свежего постельного белья просто
нет, его сменили только вчера. В качестве компенсации сутенёрша предлагает мне блядь бесплатно.

Выгоняю всех. Это что же получается - у них, блядей, есть ключ от каждого номера? Проверяю вещи - всё на
месте, ничего не пропало.

Сплю на покрывале, подложив под голову номер "Компьютерры". Хорошо, что это предпоследняя ночь
в гостинице. Но какая наглость, а?

А боль в груди ушла - как не было.

Комментарии 
19th-Sep-2006 03:23 pm (UTC)
А можно я разглашу отдин секрет петергофских "водных сюрпирзов"? Если кому-то дороги сюрпризы и не хочется знать большую тайну, могу публично не разглашать :))
19th-Sep-2006 03:30 pm (UTC)
Лично мне было бы очень интересно.
19th-Sep-2006 03:41 pm (UTC)
В общем-то, это секрет полишинеля, но многие так серьезно к этому относятся... :)
Как-то шла серия передач о Петергофе. И там брали интервью у человека, который там проработал 40 лет. Он рассказывал, что туристы всегда пытались уловить систему включения "дорожки": на какой камень надо наступить, чтобы брызнула вода. И это никогда не удавалось. А все потому, что в кустах в хорошо спрятанной будке сидел тот мужик и время от времени, совершенно бессистемно, включал фонтанчик :)
Все как в Джека Лондона, где Смок пытался придумать систему выигрыша в рулетку...
19th-Sep-2006 06:33 pm (UTC)
Я ставил опыт только над петровской скамейкой. Там вода включалась при нажатии на камень; во всяком случае, это нажатие чувствовалось, и количество выливающейся воды зависело от длительности и силы нажатия.

На "водяной дороге" воду именно включают, это уж точно. Нас так и предупредили.
20th-Sep-2006 01:19 am (UTC)
А ничего он, хорошо устроился с питанием :))
В 1992 экскурсоводша рассказывала про этот секрет по-другому: мол, в царские времена сидел специальный человек, только воду включал не бессистемно, а когда посетитель удобно устроится. В советскую эпоху с такой синекуры "дядьку вытащили, автомат засунули", - поставили реле, которое включало-выключало воду через неравные промежутки времени. Точно помню, что это относилось по меньшей мере к двум фонтанам-сюрпризам, - остальные в честь моего приезда не работали.
20th-Sep-2006 01:32 am (UTC)
Так этот мужик еще до войны там работал :) Ему под 80 лет - он еще вполне успевал позаменять собой автомат :)
20th-Sep-2006 08:38 am (UTC)
<Ещё одна загадочная реклама - машина, перечёркнутая тремя полосами с
повторяющимися надписями "Галстук...", "Пузо..." и "Не стоит...". Что они рекламируют?>

Это социальная реклама, они призывают людей пристегивать ремни в автомобилях.
Выпуск подгружен %mon%