?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Про Ленинград 
20th-Sep-2006 10:46 am
редакторская колонка

День шестой



Утро

Сегодня вечером надо собираться в обратную дорогу. Десятилитровый рюкзачок с интеловским
логотипом, кое-как вместивший вещи по пути сюда, может и не выдержать объёмов плохо
упакованного грязного белья. Тогда придётся покупать сумку.

В программе экскурсии сегодня только Русский музей, без пятнадцати два. Выхожу в столовую -
ура! Вместо окончательно позеленевших сосисок (они лежат на отдельном поддоне) нажарили явно
свежих котлет. Ем котлеты с рожками, пью кофе. Кофе тоже пахнет аммиаком, но не так сильно.

Иду в больницу - проверять грудь. В кабинете доврачебного приёма требуют денег. Осмотр ведёт
врач с фантастическим, как у тукана, носом. Засунув шпатель мне в рот, выясняет картину
позавчерашнего происшествия. Оказывается, у меня чем-то обожгло глоточные карманы; скорее
всего, это произошло, когда я отравился несколькими литрами водки на дедовых поминках. Надо
было выкашлять сразу всё, что там скопилось, но мешала застуженная спина, не дававшая кашлять
по-человечески. А здесь, в Питере, я всё время ел по утрам крепкий уксус, который при всех его
дезинфицирующих свойствах является сильным гемолитическим ядом. В итоге глотку разъело, и
последствия выглядели ужасно. Никакой аневризмы, конечно же, нет и в помине. Врач удивляется
моей анатомии, выписывает шалфейные леденцы. Я достаю из сумочки полусъеденную пачку этих
леденцов, и мы расстаёмся в духе полнейшего взаимопонимания.

Решаю провести утро в Петропавловской крепости и осмотреть её подробно. Еду на метро до
"Горьковской", опять иду в крепость. В метро пробка - приходится сперва доехать до конечной,
там кое-как залезть в вагон, идущий в обратном направлении.

Снова в Петропавловской

Времени - девять ровно, всё закрыто. Холодрыга. Сижу, как классический бич, на скамейке перед
собором - шпиль над головой упирается в солнечное небо.

На фасаде Монетного двора - советский герб, напоминающий рупь мелочью.

После вчерашнего оглядываюсь вокруг с подозрением: везде мерещатся проститутки. Никогда не
думал, что могу быть настолько физиологически брезгливым...

Осматриваю крепость как следует. Большая часть её на реконструкции. То, что не на
реконструкции, открывается в десять часов. Жду десяти, как манны небесной. Холодно.

Ботный домик

Касса музея расположена в Ботном домике - небольшом строении, где стоит копия петровского ботика.

Путеводители утверждают, что баба с дрючком на крыше Ботного домика аллегорически олицетворяет
профессию штурмана.

Касса открывается в четверть одиннадцатого. Приобретаю билетик и с наслаждением захожу в собор
- там тепло.

Петропавловские экспозиции

Собор не работает: это музей. Меня устраивает - я не люблю оскорблять чувства верующих своей
туристической физиономией. Рассматриваю примитивные усыпальницы императорской семьи. Здесь мне
явно не хватает экскурсовода. Среди императорских усыпальниц опять бродит жирная кошка, как и в
мясном павильоне на Кондратьевском рынке.

Забыл отметить: кроме пары ма-а-асквичей, все туристы, и московские, и из других городов,
проявляли в прошлых экскурсиях великолепный уровень интереса и эрудированности. Именно стоя в
Петропавловском соборе, я осознал, насколько умные люди окружали меня в предыдущих поездках.
Да-а, сильно же разлагающее влияние низшего разума на высший!

Из собора иду в Монетный двор - там шоппинг. Я не люблю нумизматику и потому игнорирую
представленные на Монетном дворе красоты. Больше всего поражает, как бойко идёт торговля
царскими и советскими орденами. Поражает и бесит.

По одному и тому же билету можно осмотреть семь музеев, но как минимум три из них не работают.

Осматриваю музей истории города. Там - авторская выставка архитектурных работ начала прошлого
века.

Рекламы зазывают на выставку пыточных орудий инквизиции. Это мне малоинтересно. Иду в
Иоанновский равелин - в музей космонавтики. Встречает заплаканная женщина.

- Чем могу вам помочь?
- А чем бы вы могли мне помочь?
- Мне кажется, что вы плачете...
- Нет, просто глаз воспалился. Проходите, пожалуйста!

Врёт. Ушла рыдать в подсобку. Хожу один по музею, чувствуя психологический дискомфорт. Не
выношу, когда женщины плачут.

В музее - главным образом бумаги, здорово пригодившиеся бы мне при написании "Саги о Звёздах",
Особенно поразил двухтомный "Практический курс астронавигации" издания 1932 года.

Осмотрел Печатню. Там тоже шоппинг - дешёвенькие гравюры с видами Ленинграда продаются
втридорога.

Иду к Невской панораме - через полчаса будет стрелять пресловутая пушка.

Пушка

Орудия (их там два) со всех сторон закрыты от обзора ограждениями из труб. Я так и не понял,
что это за штука. Выглядят достаточно современно.

Без пятнадцати двенадцать появляется флотский офицер с чемоданчиком, заряжает обе пушки.
Включает радио, чтобы не пропустить сигналы точного времени. Внизу, у входа на панораму,
скапливаются туристы. Офицер сидит в будке, курит.

Когда на соборе начинают вызванивать колокола, флотский поспешно выходит из будки. Бой курантов
смешивается с пипиканьем точного времени по радио. С шестым гудком и четвёртым ударом
раздаётся "бабах!", и вслед за тем - громовое "ура!" и аплодисменты туристов.

Делать тут больше нечего - еду на Невский.

Опять на Невском

У костела св. Екатерины торгуют самопальные художники; торгуют они попснёй. За исключением
видов Ленинграда ассортимент сравним с тем, что выставляется у нас на ступенях ДК "Академия",
только качество хуже. Здесь же подвизаются портретисты-сиюминутчики.

У каждого моста стоят тётки с призывами прокатиться часок по рекам и каналам Питера. Это стоит
триста рублей, а денег у меня остаётся в обрез. Так что не еду. Обедаю в ресторане "Сверчок" -
дорого, но в кои-то веки вкусно. Иду на площадь Искусств.

Экскурсовод появляется за пять минут до оговорённого времени. Сегодня мы с ней расстаёмся.
Спрашиваю её, как доехать от "Выборгской" до Кронштадта. Оказывается, туда ходит маршрутка.
Нас ведут в Русский музей, снова сдают сотруднице, и мы прощаемся с нашим гидом. Официальная
программа тура на этом заканчивается.

Русский музей

Он расположен в великолепном внутри и снаружи Михайловском дворце, но казённые подвалы, где
расположены технические помещения, портят всё впечатление от него.

Открытие Русского музея - может быть, лучшее из всего, что сделал в своей жизни Николай
Кровавый.

Эрмитаж поражает великолепием, но большинство экспонатов, представленных в нём, угнетает меня
каким-то мрачным духом средневекового романтизма. С картин Эрмитажа смотрит усталая и больная
Европа. И напротив, в Русском музее сердце радуется и душа расцветает: с полотен и от статуй
русских мастеров брызжет свет яркой, живой натуры.

"Последний день Помпей" Брюллова - картина, исполненная эпического величия не только по
размеру, но и в персоналиях. Каждый спасает от катастрофы то, что ему дорого. Сам Брюллов, в
левой части картины, тащит ящик с красками. Багрово-красное грибовидное облако над городом
придаёт всей картине какое-то необычное в своей актуальности звучание. На этом фоне не
смотрятся даже картины Айвазовского, с которых льются на ошарашенного зрителя горы холодной,
солёной воды.

Напротив, Сусанна исполнена идиллической прелести, напрочь отсутствующей даже в самых
талантливых картинах западных мастеров. Старику Козлодоеву с напарником, разглядывающим
юную еврейку из-за кустов, можно только посочувствовать. Эта живая прелесть, переполняющая
даже портреты не очень-то симпатичных воспитанниц Смольного, вообще характерна для изображения
женщины в русской живописной школе.

Вместе с тем, пусть кто-нибудь скажет, что женщина в русской традиции лишена, вящей моральности
и духовности ради, выраженных признаков пола или вообще иконописна. (Доводилось мне слышать и
такой бред.)

Впервые разглядываю тщательно в натуре "Переход Суворова через Альпы". Так вот у кого Питер
Джексон спёр сцену появления роханской конницы в Хельмовой Пади! Лица у солдат, съезжающих
кверху винтовкой по крутому склону на штыки застрявших внизу товарищей, выражают все оттенки
матерщины...

Конечно же, застреваю в очередной раз перед пейзажами Куинджи. Это же надо, без компьютерной
графики - и вот такая игра света!

Но лучшая из картин в Русском музее, на мой взгляд, "Запорожцы" Репина. Такое количество
самодовольных хохлов, собранных в одном месте, почему-то очень резко поднимает настроение.
Причём каждый хохол непохож на других хохлов, он выглядит отдельным, особенным от всех других
хохлом со своим сложным хохляцким внутренним миром. Одна эта картина покруче, чем весь
"Астерикс и Обеликс" вместе взятый.

Гид - на редкость вменяемая девушка. Любит и ценит дворец, искусство, людей, историю. Самый
лучший гид за всю экскурсионную программу.

Нас отпускают. Осматриваю экспонаты ещё на раз. Только на картины Марка Шагала смотреть не
пошёл. Ненавижу картины Шагала.

Назад в гостиницу

Всё, экскурсия завершилась. Выхожу из музея и иду в метро. Здесь прокол: станция "Невский
проспект" закрыта до шести, надо идти на "Гостиный двор". Делать нечего - иду. Захожу в
Гостиный двор как таковой. Много стильных и дорогих товаров, так что знаменитый универмаг в
целом напоминает непомерно разросшийся бутик.

Ужинаю в блинной за сорок рублей. Осталось в кармане меньше тысячи, а ведь в Новосибирске ещё
платить за такси. Два часа сидеть в аэропорту в ожидании первого автобуса я не согласен.

В связи с прочтением "Компьютерры" покупаю ещё и журнал Computer Bild. Но это уже совсем для
"чайников".

Упаковываю рюкзак. Неожиданно принимаю решение: выбросить тапочки. Семьдесят рублей траты не
кажутся непомерной ценой за то, чтобы не тащить домой весьма своеобразное содержимое
гостиничного пола.

Теперь всё упаковано, маркировано, увязано, отложено до завтра, и я готов к следующему дню.
Поспать завтра мне не придётся - заваливаюсь заранее пораньше. Здесь, в Питере, я сплю как
убитый и готов был бы проспать хоть четырнадцать часов ежесуточно.

Комментарии 
20th-Sep-2006 05:51 am (UTC)
Вопрос оффтопом: а стиль изложения специально выдерживался?
20th-Sep-2006 06:03 am (UTC)
Это исправленный и расшифрованный материал блокнотных записей.

А что-то не так со стилем?
20th-Sep-2006 06:05 am (UTC)
Нет, все в порядке, просто он есть, и он необычный немного (необычный для среднестатистического блога, как ни странно), вот и.
Выпуск подгружен %mon%