?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Размышления над томиком Калидасы. 
1st-Nov-2006 01:09 pm
редакторская колонка
Интересно отметить, что античная, древнеиндийская и любая иная традиция, на которые ссылаются многие современные авторы как на правильный образец уважительного отношения к женщине, даже поклонения ей, в самом деле переполнена эпитетами и сравнениями, лестными для героинь сюжета; причём воспеваются не только их красоты, но и достоинства человеческие, даже гражданские: Навзикая трудолюбива и гуманна, Пенелопа верна и умна, Гекуба заботится о семье и переживает о кровопролитии в стране, Нестан-Дареждан и Тинатин готовы вынести любые испытания, чтобы сохранить верность любимым, и даже Сита, которой изначально отведена скромная роль сюжетной затравки, жертвует жизнью ради такой сомнительной цели, как избавление доброго имени мужа от сплетен. Т.е. человеческие достоинства в дамах весьма ценились старинными авторами; героини были вполне достойны того уважения и почестей, которые им оказывали беспрерывно герои-мужчины.

Замечу, что для этой литературы верно и обратное правило. Герой-мужчина в соответствующей традиции никогда не изображается готичным или кавайным, даже если он влюблён до умопомрачения. Это всегда в чём-нибудь нехилый дядя (или юноша, подающий нехилые надежды), и женщины его чествуют адекватно тому уровню почестей, которые он оказывает им: герой в их устах и "богоравный", и "могучий муж", и "защитник смертных и богов", а иногда и вообще солярное божество, ради какого-то неведомого каприза спустившееся на землю в облике нормального мужика. Не остаются без внимания и физические достоинства героя: он могуч как дуб, несокрушим как скала, тут у него горит как солнце, там у него сверкает как алмаз, там напряжено как лук, и так далее. Второстепенным положительным героям тоже достаётся приличная порция дифирамбов: это непременно "мудрые наставники", "искусные мастера", "подвижники праведной жизни" и пр.

Словом, создаётся ощущение, что здесь на некотором моменте срабатывает переход количества в качество. Если тебя кредитуют такой дозой респекта, то тебе ничего другого не остаётся, как а) соответствовать, и б) взаимно отвечать той же степенью уважения.

Вывод из всего этого вот какой.

Вы хоть одного знаменитого древнего автора читали, чтобы у него за героиней толпой ходили исключительно никчемушные кавайные чибики, жаждущие только мимолётного внимания своей избранницы?

Я не раз уже писал, что многие сейчас плачут: нет уже в искусстве того должного поклонения женщине, которое было раньше. Но при попытках писать в таком ключе у современных авторов вечно получается, что женские персонажи - сплошь богини, в лучшем случае ангелы или великие волшебницы, а персонажи мужские все до единого - либо кавайные педики, либо ученики 8 "Г" класса 95-й Мухо-Саранской средней школы. Причём дурно воспитанные, причём отчаянно ищущие, кто бы их воспитал. Даже оставив в стороне откровенный бред из серии "всякий мужчина - раб своей Госпожи" (это уже не искусство, это BDSM на бумаге), картину получаем всё равно удручающую. Большинство персонажей современного искусства, в первую очередь литературы (а литература - источник образов во веки веков, ибо слово - символ разума), инфантильны сознательно и сверх всякой меры. Об инфантилизме в искусстве уже много писали и говорили. Инфантильные мальчики и инфантильные девочки. Инфантильные герои и героини инфантильных голливудских боевиков. Инфантильные аниме по мотивам инфантильной манги с элементами инфантильного мистицизма. Инфантильные верующие, отождествляющие себя с богом, и инфантильные атеисты, отождествляющие себя с сатаной. Тьфу!

Надо просто иметь в виду, что один из важных признаков инфантилизма девочек - это чувство, что они старше, умнее и во всех отношениях лучше своих сверстников-мальчиков. Связано это с тем,что у девочек на год-три раньше наступает половое созревание. Но у некоторых это ощущение фиксируется на всю жизнь. Отсюда и звучащая в их произведениях и дневниках неизбывная тоска по настоящему мужчине - настоящие мужчины, как известно, вымерли и остались лишь на страницах древних книг, где они только и заняты тем, что непрерывно воздают божеские почести женщинам.

Что ж, теперь мы знаем, почему они там так делают...
Комментарии 
1st-Nov-2006 07:31 am (UTC)
Гип-гип-ура! :)
А с другой стороны, персонаж кавайно-чибикового уровня у тех же древних авторов сразу и вполне заслуженно получил бы ярлык "не муж". Крайне оскорбительно. Обвинения в несоответствии норме настоящего мужественного поведения (даже не идеалу, а именно норме) подвигали героев на какие-то срочные действия по исправлению своего кавайно-яойного образа :) Когда Париса чуть ли не буквально назвали бабой, он понесся сражаться с Менелаем. Потому что позор-с.
1st-Nov-2006 07:47 am (UTC)
Ну да. Так это потому что есть, с чем сравнивать. И есть куда стремиться. Мужи - есть, причём в том же произведении. И он а) может сравнить себя с ними и соответствовать, это не выходит за рамки его возможностей, и б) а если он и не соответствует - есть кто-то другой, кто соответствует, и можно ориентирвоаться на него. Вот если бы Александр был единственным героем "Илиады", или, скажем, Гектор был бы его ещёболее кавайным младшим подъяойщиком - было б хуже.

Вообще, тут проблема - кто,кого и скем сравнивает. Один из самых сволочных моментов, который я могу припомнить в современном искусстве - это сцена в фильме "Гостья из будущего", когда Алиса прощается со своим классом и говорит каждому, кто кем станет. Это титаны, на которых держится мир самой Алисы: поэт, конструктор, балерина, ещё кто-то там, и все - с эпитетом "великий". А она над ними возвышается с покровительственной такой улыбочкой, и - "Коля Садовский станет самым обыкновенным инженером... и изобретёт самую обыкновенную машину времени...". А она-то сама при этом кто такая? Двоечница и второгодница из псевдокоммунистического будущего, всё время попадающая по блату в переделки! А она решила, что она эталон, что это все остальные должны на неё равняться и подстраиваться. Выводы делаются оскорбительные: зачем открывать, изобретать, писать и танцевать, если в будущем уже есть великая Алиса Селезнёва? И тут же даётся ответ: чтобы Алиса Селезнёва смогла попасть в прошлое и показать всем свою крутость. И ужасную Полину с собой привезти, чтоб та наказала кого положено. Вот это я и считаю некорректным сравнением. Несмотря на то, что все Коли, например, смотрелись в том же кино не каваищем, а настоящими героями.
1st-Nov-2006 07:50 am (UTC)
Да, Алиса - зараза, согласна :)
1st-Nov-2006 06:55 pm (UTC)
Крепко приложил :)

*прячет свою инфантильность за спиной*

Инфантильное творчество создают инфантильные взрослые. Ничего нового. Жаль, правда, что это приняло такой массовый размах, не в последнюю очередь благодаря повальному увлечению аниме. А аниме, которое до гайджинов массово доходит, в основном детско-школьно-юношеское, что создает дополнительный сдвиг в ту же сторону. Еще добавь глобализацию чертову - ведь как ни крути, американские и европейские подростки взрослеют позднее (ну нету у них "перчика" столько в жизни), а все медиа, на них рассчитанное, попадает к нам без разбору. Опять сдвиг в ту же сторону. Видишь в американском фильме мужика под тридцать, считай, что ему двадцать, ибо обычно инфантилен соответствующе.


PS А какие выводы? А никаких. Будем читать любимых не-инфантильных авторов и смотреть не-инфантильное аниме и кино. Кстати, за последний год нового (не комедийного) не-инфантильного аниме я как-то даже не видел, за исключением Hellsing OVA, но оно не считается :)

Вот "Двенадцать Королевств" - это было круто. Сорок пять серий классического восточного авантюрного романа, только в параллельном мире и с магией. И "Берсерк", конечно же.
1st-Nov-2006 07:19 pm (UTC)
И я про то же.

Кстати, мне кажется, или не-инфантильные аниме обычно собирают куда меньшую аудиторию поклонников и вызывают куда меньший чисто фанатский восторг? Т.е. фанатично "отакуют" именно любители дешёвенькой сёнэн-сентай и махо-сёдзё?
2nd-Nov-2006 12:42 am (UTC)
Ну это когда-как. А уж про вторые слои я не говорю. Взять того же Сагару из ФМП.
2nd-Nov-2006 12:43 am (UTC)
Хотя учитывая что чистая комедь Фумоффу собрала куда больше поклонников чем FMP, то где-то что-то в этой идее есть.
2nd-Nov-2006 02:12 am (UTC)
FMP я смотреть вообще не смог, а Fumoffu посмотрел с удовольствием. Но офанатеть с этой вещи у меня вряд ли получится :).

Дело в том, что инфантильные (именно инфантильные) вещи, как один из важных признаков, либо заявляются как сверхсерьёзные, без тени улыбки, либо инфантильные поклонники забивают на комический элемент сознательно, указывая на него как на ошибку автора, изгадившего оригинал. У меня тут есть не-аниме пример. Я большой поклонник Джея и Молчаливого Боба, которых я раздёргал на цитаты; так вот, моя знакомая инфантильная аудитория в своё время сперва просто обслюнявила "Догму" (там типа оригинальные вещи про бога, про веру и прочие Важные Проблемы), а потом предала анафеме "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" (там типа два тупых обкурыша, и всё). Учитывая, что интеллектуальный уровень обоих фильмов в точности одинаков, позволю себе предположить, что рассуждать о разной фигне с умным видом есть одна из важнейших потребностей инфантильной образованщины, а потребность номер два - жевать постмодерновую жвачку из классических произведений, которые они не в состоянии одолеть в виде оригинала.
2nd-Nov-2006 03:20 am (UTC)
Ну тут дело во многом не в инфантилизме вещи, а в инфантилизме поклонников, нет?

ЗЫ.

>FMP я смотреть вообще не смог, а Fumoffu посмотрел с удовольствием.

Абсолютно противоположный результат. (А еще я извращаюсь тем, что читаю английский перевод FMPшных книжек).
1st-Nov-2006 07:36 pm (UTC)
P.S. Только сейчас сообразил, что инфантильное творчество могут создавать не только инфантильные взрослые, но и взрослые других типов, сознательно рассчитывающие работать на инфантилизм аудитории.

В эту категории взрослых, по моим наблюдениям, попадают:

а) женщины с сублимацией материнского инстинкта, стремящиеся перенести избыток нереализованной материнской ласки (и/или материнских прав) на максимально возможное количество взрослых людей. Эти люди всегда много говорят о проблемах новой педагогики; педагогика эта у них почему-то всегда основывается на понятии "творческой свободы" и при этом требует полного подчинения ученика учителю. Их много, и они формируют спрос. Для меня это труднообъяснимо.

б) авторы, которые хорошо чувствуют возросший потребительский спрос на инфантильное отношение к жизни, и готовы удовлетворять этот спрос за бабло.

в) авторы, которые поняли, что писать 5 романов (снимать 2 блокбастера) в год можно только не напрягаясь над мотивацией героев и вообще над психологическими заморочками. Подростковые комплексы для них - удобнейший материал для создания "психологизма" в сюжетах*.

г) авторы фанфиков, замаскированных под новые и оригинальные произведения литературы, а также "ученики" всех видов**.

P.P.S. Надо будет глянуть "Берсерка" и "12 королевств".

Извинения:

* Да, это пишет чувак, который гордится образом Стеллы Симберг.
** Да, это пишет чувак, который гордится образом Эрвина Киниана.
2nd-Nov-2006 10:10 am (UTC)
Выгоднее управлять рынком, чем следовать ему. Отсюда -- инфантильность выгодно поддерживать и с неё кормиться. Ибо, ага, гораздо эффективнее по соотношению вложенных/полученных средств.
2nd-Nov-2006 10:48 am (UTC)
Ну, надо сказать, что Стелла (ИМХО) инфантильной не была. Проблемы у нее были, конечно (а у кого их не было там вообще?), но ее плющило гиперответственностью, а это свойство нормального подростка, а не прибитого инфантила :)
2nd-Nov-2006 07:45 pm (UTC)
Я и не считаю Стеллу инфантильной. Просто она была стопроцентным подростком, а из моих собственных персонажей она, пожалуй, мой любимый женский образ.

Кстати, Эрвин тоже типичный подросток, вернее - уже юноша. И в его гипермотивации есть изрядная доля самоутверждения и половых гормонов, главным образом тестостерона.

Так что я тоже прибиваюсь по молоденьким :).
2nd-Nov-2006 07:14 pm (UTC)
да, и это тож. Обязательно. Бизнес ведь, как-никак. Правда, с чисто коммерческих аниме обычно блевать тянет уже на серии этак на пятой...
2nd-Nov-2006 12:37 pm (UTC)
Герои, героини... а вот какой там у Калидасы уровень требований к актерам и актрисам!
Он ведь спокойно вводит в сюжет пьесы такие моменты, как искусно исполненный прекрасный танец или ремарку насчет того, что актриса должна продемонстрировать шикарную походку и фигуру героини. Никакого символического изображения (нельзя кому попало станцевать черти-что кое-как) - танец и талия должны поражать воображение в натуре. Не способна на это труппа - нечего и браться.
Это я к чему... замучили все-таки традиции современного драматического искусства из серии "заплетем косички Элронду и договоримся, что это символизирует его небывалую эльфийскую красоту". Условность искусства в изображении красоты, ИМХО, весьма негативно влияет на последующее восприятие мира :(
3rd-Nov-2006 06:04 am (UTC)
Это точно, это есть... Причем что мешает сделать "красиво и как надо" в кино, я вообще не понимаю! Взрывы и прыжки в безвоздушщном пространстве с корабля на корабль и прочие дуроацкие спецэффекты - это мы умеем, а как что нужное...
В частности, поэтому меня приводит в ужас перспектива сниять фильм по "Часу Быка", как того хотели (не знаю, как сейчас с хотением) энтузиасты.
3rd-Nov-2006 08:25 am (UTC)
По нему снимали фильм, но смыли в постперестроечную эпоху. Я его смотрел в кинотеатре - фильм достаточно интересен, но практически не похож на книгу. Типичный фильм эпохи перестроечного кино, класса "Острова погибших кораблей" или "Зеркала для героя". Возможно, запись осталась в американских киноакадемиях: мы видели уже несколько смытых у нас кино, возвращённых впоследствии в английском переводе из архивов Голливуда.

Была ещё студия, собиравшаяся снимать компьютерно-обработанные фильмы по советской фантастике, но закрылась, не найдя финансовой поддержки. Одна надежда осталась - может, хоть мангу нарисуют :).

А ещё доводилось слышать о чёрно-белом фильме по "Часу Быка", совместном СССР-ЧССР, но что это было и какова судьба проекта, я совсем не в курсе.
3rd-Nov-2006 10:55 am (UTC)
Про фильм советских времен я слышала (от тебя, кстати, и слышала), но не думаю, чтобы там решили поставленную foxy_lj проблему. А проект, о котором года два назад бурно шумели на "Ноогене", был совсем новенький, и это-то и было ужасно...
Короче, вывод, что это надо только рисовать, раз уж нормально сыграть не выйдет... в общем, это правильный вывод :)
3rd-Nov-2006 11:59 am (UTC)
Ни фига там не решили. С точки зрения визуальной эстетики, это был отстой. Хотя и не такой, как "Туманность Андромеды".
Выпуск подгружен %mon%