?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
"Курить, смеяться и болтать..." 
19th-Feb-2007 12:12 am
редакторская колонка

Впечатления от постановки "Кармен" в НГАТОиБ.



На "Кармен" в Оперный я прокрадывался с опаской: боялся, что это слив. Тем более, я давно не был в Оперном, и не знал, как там всё изменилось.

Первое впечатление - не изменилось ничего. Хрен, отбитый Аполлону в "Стреле Аримана" (и, как следствие, по жизни), приклеили на место; в остальном всё то же самое, что и было. Радует чистота и обилие свежего воздуха.

В оркестре - очень талантливый дирижёр и явная нехватка скрипок, из-за чего звук несколько провисает в самых драматических местах.

Опера идёт как положено: в четырёх актах, на языке оригинала, с субтитрами. (Последний акт урезали: нет бытовых сцен на площади перед цирком). Декорации оперы - несколько модернистского толка; солдаты ходят в чёрных униформах фалангистов Франко; караул развозят на грузовичке; висят какие-то паруса на мачтах. Тем не менее, всё, что положено - площадь, горы, фабрика и т.д. - есть. Никаких висячих платформ, условно изображающих шаткую человеческую судьбу, не предусмотрено. Отдельно стоит отметить очень своеобразное оформление квадрильи в четвёртом акте: квадрильеры одеты в костюмы для критской тавромахии (таврополы в веночках, боанефоры с бичами и бычьими головами, впереди всего - деконструктивистское чучело быка из проволоки). Но смотрится вполне стильно.

О субтитрах стоит сказать особо: подстрочный перевод текста оригинала время от времени подменяется кусками из русского либретто, что выглядит не очень органично. Субтитры показываются высоко над сценой, из-за чего внимание отвлекается подчас от них на происходящее.

Актёрская игра (именно игра, а не музыкальное исполнение) - 50/50. Цунига, конечно, роскошен, особенно когда он даёт Хозе натуральных люлей тростью под занавес первого акта. (Вообще, толстый самодовольный бурят или якут в роли Цуниги - это находка). Хозе играет тоже очень талантливо: опускается буквально на глазах. Убедительны также Фраскита и Мерседес. Все остальные, увы, выделываются. В принципе, это смотрится вполне нормально, но мужская (sic!) хореографическая сцена под "Les tringles des sistres tintaient..." в начале второго акта меня, признаться, огорчила.

Сюжет соблюдён; но акценты в этом варианте расставлены совершенно однозначно. Никакие рассуждения насчёт "прекрасная любовь, свободная любовь, свободная, как ветер, как птица и т.д." режиссёра не мучали. Хороший, но морально нестойкий дон Хозе пал жертвой профессиональной шлюхи и воровки Кармен, связался с бандитами и покатился. А вот Эскамильо смотрится в высшей степени благородно. Хозе, в принципе, можно пожалеть: из дому и от Микаэлы он только и слышит, что о раскаянии, прощении и господе боге. Нашёл бы себе дело по душе - пофиг ему была бы эта самая Карменсита. Ну так нет - надо же либо жить "простой человеческой жизнью", либо фигнёй с контрабандистами страдать. Микаэла, как обычно, смотрелась на этом фоне самой цельной и благородной натурой. Правда, здесь я пристрастен: это мой любимый персонаж во всей опере (не с музыкальной точки зрения, а с сюжетной, конечно же).

О голосах. Хозе - ария не очень богатая, голос не оценишь; скажу сразу только то, что его спели как положено. Кармен - хороший, но не слишком сильный голос, без атакующего компонента. Великолепна Микаэла - настоящий, мощный, переливчатый оперный голос. Жаль только, внешность артистки типична для профессиональных оперных певиц. Об Эскамильо не могу сказать ничего особенно плохого, как, впрочем, и хорошего.

Выглядят персонажи отлично, хотя и не без замечаний. По Хозе хорошо видно, какой он мелкий и пожилой, Микаэла - дама очень в теле, о капитане Цуниге я уже высказывался. Зато лицо Хозе прекрасно отражает гамму переживаний (а не задницу, как у одного известного итальянского тенора), даже когда он поёт. Замечу, что в постановке не допустили известной ошибки - из Кармен не сделали дочь цыганского барона на выданье, в монистах, бусах и тридцати разноцветных платках. Одета она была ярко, но бедно - работница на сигаретной фабрике, что с неё взять. А в походе с контрабандистами одета была в походное платье и штаны. В общем, этот момент претензий не вызывает.

Обратно в Академгородок нас должен был везти специальный бесплатный автобус, но мы хрена с два на него успели: он заполняется мгновенно, а мы его искали минут 5.

На десерт foxy_lj подарила мне DVD с "Кармен" в фильмовой постановке Франческо Рози; это моя любимая версия оперы. Если кому интересно - можем собраться в один из вечеров и посмотреть "Кармен" компанией.
Комментарии 
19th-Feb-2007 03:44 am (UTC)
О да, интересно! Сколько раз по "Культуре" показывали "Кармен" в разных постановках - каждый раз я это как-то пропускала :(
19th-Feb-2007 03:45 am (UTC)
А "лицо восточной национальности" - это, скорее всего, бурят. "Милан-Удэ" - ихнее фсё :)
19th-Feb-2007 06:08 am (UTC)
Ну, он народный артист Бурятии; просто я не был уверен, что это однозначно говорит о национальности.
19th-Feb-2007 07:38 am (UTC)
Не знаю, в чем тут дело, но у бурят действительно хорошие голоса, а про якутов-певцов я ничего особенного не слышала.
19th-Feb-2007 06:09 am (UTC)
P.S. Сегодня я с огорчением узнал, что многие проблемы звука и голоса вызваны были тем, что мы сидели в партере. У нас в партере акустическая яма, слушать оперы в Новосибирске выгоднее с амфитеатра или из ложи.
19th-Feb-2007 07:38 am (UTC)
А ведь хотели устранить этот косяк во время реконструкции... Жаль.
20th-Feb-2007 12:26 am (UTC)
Эх, я бы вместе с вами сходил бы. :)
Выпуск подгружен %mon%