?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
О моих любимых персонажах. 
15th-Apr-2007 11:59 pm
редакторская колонка
Скажу-ка я, наконец, своё мнение по поводу концептов персонажей в дэнжене: какие из них нравятся мне больше всего, а какие - наоборот. А то я молчу по этому поводу уже пятнадцать лет. Почему молчу? Потому что те концепты, которые мне нравятся больше всего, как-то неприлично считается любить. И наоборот: с концептов, которые мне не нравятся, считается модно переться. Некоторые из них считаются даже "взрослым стилем ролевой игры" (как будто дети играют в настоящие ролевые игры!).

Прежде чем начать, выскажу два замечания. Во-первых, ненавистные мне типы персонажей (именно ненавистные, а не "нелюбимые"), я из рассмтрения просто выкину: это всякие там психопаты, наркоманы и киллеры-наёмники. Но моя ненависть к ним вызвана причинами общественными, а вот нелюбовь к перечисленным "нормальным" архетипам - наоборот, сугубо личная.

Во-вторых, написанное далее - строго субъективно. Это не статья, не критика и не призыв. Это выражение моих предпочтений, пристрастий и вкусов. Только и всего.

Итак, для начала -

6 любимых мной концептов



Комиссар

Описание: комиссар представляет в сюжете влиятельную общественную силу (наплевать, будь то светлый король, дело мировой революции или полицейский участок). Задача комиссара - отстаивать интересы этой силы и агитировать словом и делом за неизбежность её триумфа.

Чем хорош: его роль связывает его с явлениями высшего социального порядка; за ним - реальная поддержка, следовательно - реальная власть. (Власть - это круто.)

Защитник справедливости

Описание: защитник справедливости - признанный и востребованный окружающим обществом борец за справедливое и честное отношение к тем или иным явлениям и персонам. Это может быть частный детектив, странствующий рыцарь или активист политического движения. Но в любой роли главный принцип - борьба за нарушенные права и справедливое отношение к окружающим, - остаётся без перемен.

Чем хорош: наличием твёрдой внутренней мотивации, создающей хорошую почву для разумного самоуважения и бескомпромиссности в принципиальных конфликтах. (Принципы - это круто.)

Советник

Описание: мудрый и добрый советчик, податель полезных идей и всяческих благ; по совместительству обычно - мастер на какое-нибудь дело, а также обладатель весьма развёрнутой сети контактов, как правило - благодарных ему за вовремя поданную помощь. Советник может быть магом, как Мерлин или Гэндальф, отставным контрразведчиком, как Ледащев, или старым учителем ниндзя, как Сплинтер, но в главном его позиция мало зависит от конкретной роли: он - носитель мудрости и знания.

Чем хорош: роль советника позволяет вмешиваться в неправильные действия других персонажей, предлагать свою стратегию или своё объяснение происходящего, в общем случае - не боясь подвергнуться критике на манер "а ты кто такой?". Даёт возможность организовывать и администрировать действия других персонажей. (Управлять - это круто.)

Народный представитель

Описание: народный представитель защищает интересы конкретных людей и пользуется их широчайшей поддержкой в своих начинаниях. Не принципиально, кто он - благородный разбойник, легендарный хитрец или секретарь совета профсоюзов; его цель - благо людей, и он добивается этой цели.

Чем хорош: как и в случае с комиссаром, роль его востребована; пусть он не имеет социального влияния, но зато он ближе стоит к интересам и делам отдельных конкретных персонажей, и те поддерживают его. (Поддержка от других персонажей - это круто.)

Супермен / герой

Описание: персонаж этого типа имеет набор способностей, имеющих (NB!) положительный системный эффект и очень необычных для абсолютного большинства жителей окружающего мира. (РС не в счёт, но у NPC такие способности уж точно должны встречаться в случаях буквально единичных). Опять-таки, совсем неважно, что это за способности и откуда они; главное - он резко отличается по системным эффектам в плюсовую сторону от среднего РС (и даже от типичного антагониста).

Чем хорош: явным и положительным отличием от среднего уровня. С одной стороны, это создаёт прекрасные возможности для креативной игры, с другой - удовлетворяет манчкинские потребности, позволяя использовать суперспособности направо и налево. (Суперспособности - это круто.)

Аватара

Описание: РС такого типа - аутсайдер в игровом мире, причём не аутсайдер-одиночка, а представитель принципиально иного взгляда на мир (иной культуры и т.п.). Персонаж-аватара не должен смотреться в игровом мире изгнанником или жертвой; скорее, он воплощает в себе особые состояния иного, отличного от традиционного взгляда на мир. Он может отличаться по своим возможностям от стандартного персонажа, но не должен в целом уступать ему. Аватара может быть инопланетянином, живым богом на земле, размороженным представителем цивилизации атлантов, оборотнем, рыцарем-меджаем, ветераном спецподразделения "Икс" и т.д.; главное - аватара воплощает в себе взгляд на мир и на жизнь, отличный от всех принятых стандартов.

Чем хорош: нетрадиционным взглядом на мир, привнесением в игру мощного ролевого момента (и элемента экзотики). Аватара может заслужить если не уважение, то хотя бы внимание и популярность у других персонажей. (Популярность - это круто.)

Замечу, кстати, что все 6 концептов прекрасно совмещаются в любых комбинациях, хотя для счастья обычно достаточно и одного.

А теперь -

6 нелюбимых мной концептов



Профи

Описание: упёртый во что-нибудь одно спец. Обычно его играет игрок, который примерно в том же спец (или хобби-аматёр) по жизни.

Чем плох: зело зануден; зачастую достаточно бесполезен в ситуациях, когда его профессионализм мало (или совсем не) востребован. Также имеет поганую привычку гордиться тем, что его профессионализм делает его простым и надёжным, как АК-47. (Простота - это отстой.)

Гандикап

Описание: персонаж с выраженными системными или ролевыми минусами (либо без плюсов, в то время как у других членоы команды эти плюсы есть). Обычно играть его никто не хочет, поэтому мастер навязывает его буквально силой наименее кавайному из участников команды. Мастер традиционно ободряет жертву высказываниями, что "так нужно для хорошей ролевой игры" и что "ты же взрослый, ты выкрутишься".

Чем плох: минусами, собственно, и плох. Напыляется затем, чтобы его чмырили. Иногда игрок раза с третьего начинает получать от этого самостоятельное мазохистское удовольствие. Служит мишенью для плоских шуток мастера и команды (тупые шутки - это отстой.)

Сайдкик

Описание: разновидность гандикапа, персонаж сразу же создаётся, чтобы играть второстепенную по значимости и сюжетной напряжённости роль в сюжете. Под это дело, как и в случае с гандикапом, тоже любят подводить разную идейную базу. Обычно же смысл проще: у мастера есть любимый игрок (или непись), ему надо дать возможность клёво оторваться, а остальные годятся главным образом для того, чтобы на это смотреть и тащиться.

Чем плох: персонаж в ролевой игре не должен быть выведен из центра внимания; у него всегда должна быть возможность быть звездой этого грёбаного шоу. Иначе он будет курить бамбук, а это отстой.

Коммандо

Описание: разновидность профи по части стрельбы и специальных операций. Обычно знает по жизни все марки и силуэты оружия, хотя сам держал в руках в лучшем случае "Дрозд".

Чем плох: помимо традиционной для профи занудливости, всё время пихает команду и сюжет в боевые ситуации. Вне этих ситуаций вынужденно скучает. Ещё хуже, если сюжет описан мастером в расчёте на действия профи; персонажи с более мирной ориентацией в таком сюжете будут слышать непрерывные выкрики "Чего вы ждёте?! Экшен!", с подстёгиванием непрерывных драк. (Кровавое мочилово, лишённое ролевого момента - это отстой.)

Простой и мирный житель

Описание: ходит и не знает, чем заняться. Хочет посмотреть на как можно больше событий игрового мира, но понимает, что эти события пройдут мимо него.

Чем плох: Скучно играть такими, скучно играть с такими. (Скучать - это отстой.)

Гаджетер

Описание: всё время что-то мастерит и изобретает, пытаясь перехитрить системные правила и игровой мир, создав себе очень-очень крутую шняжечку.

Чем плох: занимает массу времени на неролевую, в общем-то, игру. Возится с системой, твинкается и манчкинит. (Манчкины - отстой.)

Чтобы изгадить мне всё настроение, достаточно наличия любого из этих концептов, выдаваемого за последний писк моды для РС и эталон "взрослой" ролевой игры; поэтому я абсолютно не знаю, совмещаются ли они, и как именно они это делают. Более того - мне плевать.
Комментарии 
16th-Apr-2007 06:39 am (UTC)
Написано, кстати, неплохо. Статья из этого могла бы получиться неплохая, благо материал по-своему интересен.

На самом деле, как мне кажется, "нелюбимых" персонажей можно разделить на две группы: те, которые придумали для себя внеигровой способ "выиграть" (профи, коммандо, гаджетер) и те, которые на самом деле не участвуют в игре, но по каким-то внеигровым причинам все-таки формально присутствуют в группе (гандикап, сайдкик, обыватель).
16th-Apr-2007 09:49 am (UTC)
Кстати, это интересная мысль, как-то не приходившая мне в голову. Критерий "нелюбимости" и в самом деле вырисовывается объективный: это положение "вне игры", заявленное ещё на этапе создания персонажа. Здесь есть над чем поработать.
18th-Apr-2007 04:07 pm (UTC) - интересно но неудачно имхо
Сомнительно выглядит классификация, в нелюбимых концептах три из них забота и ошибка мастера - Гандикап, Сайдкик и Простой и мирный житель, и это вообще скорее три разновидности одного подхода. А для Коммандо выбрано неудачное название. Таких клоунов, которые хотят сцепиться все равно с кем надо отправить в одиночку на битву с тараской а партии сходить еще куда нибудь. Потом если предполагает игра списать с него стоимось ресуректа, из его же снаряги. Обычно помогает, не помогло выгнать из партии. Нефиг отклоняться от генеральной динии.


19th-Apr-2007 04:41 am (UTC)
Я же говорю: это не статья, а личное замечание.

Все неудачные концепты - ошибка прежде всего мастера (как и в удачных всегда есть его заслуга). Но для меня в данном случае это не очень важно. Моего отношения к концептам это не меняет.

Кстати, это не классификация, это просто описание.
23rd-Apr-2007 09:52 am (UTC)
Ну в таком виде пожалуй согласен
Выпуск подгружен %mon%