?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Трактат о врачебном искусстве 
9th-Jul-2007 12:52 am
редакторская колонка

Врач как ролевая парадигма



Есть мнение, что врач - одна из самых универсальных ролей, вставляемых в любой сюжет широкого жанра "не-фэнтези"? В самом деле: врач нужен всегда, поскольку других персонажей то пристукнут ненароком, то опоят какой-нибудь дрянью, а то просто отправят на медконтроль. Всякое бывает.

Как же обычно представляется игрокам моделирование врачебной роли?

1. О врачах все знают всё.

Попробуйте как-нибудь интересу ради поводить игрока-физика и сказать при нём, что в вашем мире энергия добывается за счёт "инверсии фотонного спина с потерей массы". Полчаса обиженных возгласов и вслед за тем - двухчасовая лекция о свойствах элементарных частиц вам гаранированы. Точно то же сделет с вами геолог за "сложенную палеозойскими гранитами юрскую синклиналь", филолог за "тюркские окончания слов" и даже, скажем, капитан дальнего плавания за "белые и красные бакены, обозначающие морскую отмель". Однако, если вдруг врач попробует выразить недоумение по поводу того, что у вас в сюжете кому-то "накладывают гипсовый лангет" - смело боритесь за своё видение мира. Сказано "лангет" - значит, будет лангет. Во что бы ты ни стало.

Всякий знает три вещи лучше любого профессионала: как лечить, как учиь и как правильно управлять государством. Профессионалы в этих отраслях - просто кровососы и ламеры, паразитирующие на нормальных людях. Так зачем же знать медицину хотя бы на уровне азов, пытаясь играть медика или водить его?

2. Удел врача - этика.

Поскольку никому неохота моделировать рутинный быт врача (который обычно моделируется тем, что остальные члены команды подвергаются по любому поводу "тщательному медицинскому обследованию") - врач решает в сюжете этические проблемы. Убить пациента или оставить жить? Дать эпидемии распространиться по космической станции, или же предложить больным антибиотик? Потравить ли стафилококков хлоркой, невзирая на мнение начальства, что стафилококки уже мутировали в "предразумную предформу преджизни"? Эти и другие проблемы грузят врача с утра до вечера, не оставляя ему ни на минуту чувства уверенности в собственной нравственной правоте.

Когда врачу не в чем сомневаться - он сомневается в своём праве называться врачом, тупо вспоминая всех замученных им насмерть в прошлом пациентов.

3. Врач - лучший друг учёного.

Поскольку врач относится в обычных условиях к самым невостребованным членам экипажа космического корабля (глубоководной станции, гуманитарной миссии) - другие члены команды прибегают к его услугам в совершенно ином качестве. Два-три научных навыка, имеющиеся у врача, позволяют команде использовать врача в качестве лаборанта для исследовательских работ. Когда врач никого не обследует, он анализирует образцы инопланетной почвы, подводных микроорганизмов или слухового аппарата негров-банту. На основании этих анализов компетентные специалисты делают впоследствии вывод (вернее, спрашивают его у мастера, ссылаясь на свою ролевую компетентность).

4. "Реманать!"

Вместе с тем, у врача есть и системная роль, практически точно соответствующая роли cleric'а в D&D всех версий. Когда нужно оказать медицинскую помощь другому члену команды - врач должен быть тут как тут, на посту и с полным набором чудодейственных средств для восстановления работоспособности пострадавшего. Ведь пострадавший может опоздать в Главный Квест! Потому в таких ситуациях к врачу все испытывают некоторую симпатию.

Вот такими методами описывается врачебная роль. Только, умоляю, не надо путать врача и полевого медика! Полевой медик - это просто солдат с аптечкой. И делает он всё совсем по-другому...

Рассмотрим также несколько типичных конкретных действий, с помощью которых обычно играют врачей.

1. Анализ на ДНК.

Лучший способ провести обследование чего бы то ни было - это анализ на ДНК, Берётся легко (поскольку никто не знает как, считается, что для этого достаточно любого куска плоти и крови), звучит убедительно и высокотехнологично, а сказать позволяет многое - то есть ровно столько, сколько сочтёт нужным сказать мастер.

2. Полное медицинское обследование.

Звучит ещё лучше предыдущего. Делается обычно с помощью некоего чудо-прибора (медицинский сканер, трикордер, бакта-бак), значительно превосходящего уровень возможносте современной медицины. При этом по жизи о врачебном искуссвте опять-таки не следует знать ни капли: умная техника (в лице мастера) сама всё подскажет и разжуёт. Чтобы команда не забывала о существовании врача (и о его бдительности в отношении здоровья коллег), полное медицинское обследование нужно проводить как можно чаще (в идеале - каждую минуту, пока команда не занята Главным Квестом).

3. Спасение гуманоида.

Под гуманоидом здесь понимается любое разумное существо, не являющееся членом команды. Команда находит его в сложном положении, передаёт врачу и врач его спасает. Это очень киногенично.

4. Борьба за здоровый быт.

Поскольку в процессе достижения Главного Квеста есть и спать персонажам некогда, подразумеваемый долг врача - напоминать им об этих функциях. Таким образом врач проявляет отеческую (материнскую) заботу о других персонажах, лишний раз напоминая им о своём существовании.

Выводы:

1. Врачебную профессию игроки в общем случае не считают ни наукой, ни искусством, в том числе, как правило, и по жизни. Врач в их представлении есть необходимое дополнение к команде, и не более того.

1а. Снобизм, проявляемый игроками с определённым научным или техническим образованием в отношении свое профессии, на профессию медика не распространяется в принципе.

1б. Подазумевается, что в настоящем времени врач бессилен, а в далёком или близком будущем за него работает техника.

К сожалению, написанное выше я не готов резюмировать. Но что-то делать явно надо. Иначе третья из трёх великих профессий так и останется на положении "группы поддержки" в любой ролевой игре.
Комментарии 
8th-Jul-2007 06:57 pm (UTC) - немножко прокомментирую выводы
1. врача я рассматриваю как аналог инженера-эмпирика, но для живых. это мнение я почерпнул из литературы, как художественной, так и научно-популярной.

1а. честно говоря, не понял. как снобизм, проявляемый к своей профессии, может распространятся на любую не-свою профессию?

1б. вот у меня противоположное впечатление - в нэйчерсе врачу наооборот "задирают" возможности (из соображений динамики), а в будущем существует две тенденции:
1) лечим все, включая "травматическую ампутацию головы" одним прибором с автоматическим управлением
2) медицина не сильно отличается от современной (особенно часто встречается когда сюжет подразумевает наличие смертельно больных НИПов - для драмы)

Еще добавлю, что читал в детстве книгу - "Дневник ветеринара" (чья не помню). Так вот - там были вполне эпические приключения, в т.ч.
1) квесты по поиску и доставке артефакта (зверушке нужно лекарство, которое кончилось, его приходиться долго искать)
2) нелегкие решения - у лошади болезнь кишок, и единственный вариант - пристрелить, чтоб не мучалась. но сам ветеринар в отлучке, а диагноз ставит его помошник. хозяин лошади против, лошадка мучается... и т.п.
3) "классовые" квесты - типа пришить собаке оторванную лапу, и следить, чтоб приросла
не знаю насколько это реализуемо в формате дэнжена, но персонаж был интересен
9th-Jul-2007 03:32 am (UTC) - Re: немножко прокомментирую выводы
1б. Нэйчерсный врач бывает врачом (и ему остаётся разводить руками), а бывает инженером-травматологом (тогда у него есть чудо-аптечка, добавляющая 10: здоровья).

Что до квеста про ветеринара - его описывал ветеринар, а не среднестатистический DM. Врач знал про что писать. А вот поводить по этому делу... Да что говорить: врачу практически невозможно рассказать не-врачу о своей работе (если она не связана с болезнями, близкими слушателю): либо брезгуют, либо засыпают.
9th-Jul-2007 09:09 pm (UTC)
№16 - ага. У того же Дональдсона в Gap series врачи по лечению телесных заболеваний, как таковые, вымерли, вытесненные робо-хирургами в мед-отсеках.

Остались только психологи и психиаторы, а также люди, которых нельзя назвать врачами, а именно: специалисты по bio-retributive surgery (на заказ отрезают все конечности и пришивают руки к заднице, тщательно следя, чтобы пациент выжил), entertainment surgery (модификация тела, позволяющая каждый день вживую на сцене выполнять смертельные трюки типа отрезания себе сисек - и оставаться в живых, чтобы потом выйти на сцену заново), cyber-modification surgery (вставят имплант, недорого. Или Сделают из жертвы киборга, послушного воле хозяина. Дорого)
22nd-Nov-2010 05:39 pm (UTC) - Интересно...
Спасибо за статью, интересно. У меня пришла мысль - что будет, если в игру введут какую-нибудь ситуацию, требующую присутствие врача в команде?
1) Если ни мастер, ни игроки без мед. образования, то получится примерно как вы и описали. То есть врач - это оператор машины полного медицинского анализа. С этикой. Минусы - шаблонность.
2) Если мастер - не врач, а игрок - да, то либо игрок молчит и молча слушает неприятную ересь о своей профессии (это если игрок тактичен), либо изливает свое негодование на всех участников игры.
3) Если мастер - врач, а игрок - нет. Тут либо игрок стоит в сторонке от темы, либо пытается плохо в нее войти. Сам ситуацию не видел, но получиться наверняка смешно.
4) Наконец, если и игрок, и мастер - врачи, то тут можно развернуться и применить знания, например, отыграть вскрытие подозрительного трупа и прочее. Минус - доступно, понятное дело, не всем.
__________
Сам я не медик - так что могу и ошибаться.
22nd-Nov-2010 06:43 pm (UTC) - Re: Интересно...
С тех пор, как я написал эту статью, у меня прошли 2 успешных сюжета про врачей: правда, состоялись они на волне всеобщей хаусомании, но сами по себе сюжеты были вполне оригинальными.

Принцип прост: справочники/Интернет/опыт знакомых врачей в руки - и вперёд! При том, что мастер - врач, а игроки - нет, ничего особенно отличного от ситуации, когда мастер - программист, журналист или военный, а игроки - не то же самое, я не нашёл.

Мнение отдельных представителей медицинской профессии, что это неэтично, я отношу к разряду обскурантизма и жречества.
Выпуск подгружен %mon%