?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Записки отпускника: Таиланд. Часть 3. 
19th-Nov-2007 09:11 am
редакторская колонка

Храбрый маленький тук-тук


Экскурсия в Бангкок

Наскоро одевшись и позавтракав при гостинице (завтраки-фуршет включены в стоимость и, в отличие от Турции, безукоризненны), мы едем на экскурсию в королевский дворец, а оттуда - в храм Лежащего Будды.

Форма одежды - цивильная; плечи должны быть закрыты, для дам - никаких "мини" и вульгарных декольте. Это оскорбляет достоинство короля, а заодно - смущает буддийских монахов. При королевском дворце - действующая библиотека священных текстов и храм. А вот сам король там не живёт: во-первых, он в тяжёлом состоянии лежит в больнице, а во-вторых, удалился в новую резиденцию на постоянную прописку. Зато там резиденция правительства (непосредственно к ней вход, впрочем, перекрыт, причём куда как поделикатнее, чем к нашим московским бонзам).

По пути выслушиваем лекцию о Таиланде. В основном она состоит из разнообразной информации о короле. Король родился в понедельник, поэтому герб страны изображается на жёлтом фоне, а многие тайцы носят жёлтые безрукавки в качестве повседневной одежды. (В Таиланде понедельник считается жёлтым.) Брат короля был убит при загадочных обстоятельствах, так что король наследовал престол в весьма опасной ситуации, однако сидит на нём уже шестьдесят второй год и проблем пока не испытывает. Главная функция короля - переодевать Изумрудного Будду два раза в год в новые ритуальные одежды.

По всем домам вывешены тайские флаги и жёлтые флажки с гербом. Портреты короля и здравицы в его честь угнетают своим количеством. Туристы искренне восхищаются королём и говорят о том, как, наверное, хорошо иметь на своей родине такого значимого лидера. Ну ещё бы! Таиландский король - это вам, конечно же, не Ленин лысый!

Изумрудный Будда - главная тайская святыня. Сделан он, как явствует из его названия, целиком из нефрита. Его случайно ншли в Аюттайе - древней столице Сиама, и под охраной генерала Токсина - ещё одной знаменитой исторической личности - переправили в Бангкок. Изумрудного Будду чтят на государственном уровне. Если кому-нибудь покажется, что это идолопоклонничество - пусть он вспомнит иконы Казанской и Владимирской божьей матери, а также Мавзолей, и пусть ему станет стыдно.

Вообще-то, как я уже говорил, идолопоклонничеством и суевериями тайцы не брезгуют. Строительство любого здания начинается с сооружения (или установки готового) "домика для духов", призванного переселить туда всех духов с занимаемой территории. Эльфов-домовиков прикармливают в этих домиках ежедневно, носят им бананы и воду в бутылочках. "Домики для духов" торчат на каждом углу; довелось нам проехать и несколько торговых фирм, занимающихся их поточным производством.

Из азиатских духов паршивей всего ведут себя наты (что-то вроде высоких эльфов), далее по гадству стоят кейнари (киннари) - гибрид людей и попугаев, известный в мифологии неуёмной страстью к торговле, и наконец, самые безобидные из всех - якшасы (ракшасы). Для человека, знакомого с индийскими преданиями, такую характеристику странно слышать; экскурсовод охотно рассказывает, впрочем, что злобные якшасы были истреблены господином Рамом, а оставшиеся исправились, стали добрыми и даже охраняют теперь входы в буддийские храмы.

Тайский национальный эпос "Рамакиен" - это "Рамаяна", переделанная в комикс. Комикс нарисован на стене одного из буддийских храмов и снабжён подписями; большая часть картинок повествует о том, кто, как, чем и кому ввалил в седой древности эпического ПИЗДЮЛЯ. С трудом отысканный нами английский вариант эго произведения носил коммерчески выгодное название "RAMAKIEN: The Destruction of Demons". Название, насколько я понял, отражает содержание донельзя ёмко и точно.

За разговорами подъезжаем к королевскому дворцу.

Королевский дворец

Зайти сюда - не проблема, нужно только иметь билет. Внутри довольно тесно стоят здания в ориентальном стиле, покрытые мелкими пластинками сусального золота. Входы в здания охраняют статуи якшасов, а также каменные изображения тайских ангелов и тайских демонов. Чем отличаются два последних типа существ - я не понял. Экскурсовод развеивает мои сомнения: демон отличается от ангела тем, что стоит слева.

Пошлявшись по дворцу, приходим в храм Изумрудного Будды. Тут надо разуваться, и упаси боже повернуться к кому-нибудь (особенно к Будде) стопами. Стопа в Таиланде - одна из самых неприличных частей тела.

В храме предлагается для начала очиститься, коснувшись головы священным лотосом, плавающим в святой воде. Буддизм официально не считает себя религией и не признаёт конфирмации, поэтому обряд может совершить кто угодно. Поверье гласит, что это даёт просветление сознания, избавление от злых мыслей и помогает достичь доброго расположения духа. К удовольствию наших тайских гидов, мы проходим этот несложный обряд. В каждой избушке - свои погремушки...

Рядом - заморочка уже для истинных буддистов; сюда приходят больные и их родственники, чтобы получить исцеление от святой воды. Вода с помощью лотоса наносится на лекарственные средства, приносимые страждущими. С этой целью на прилавке со святой водой стоят три коробочки: "common drugs", "strong drugs", и отдельно - "antibiotics". Подпись гласит, что освящаемые лекарства должны быть непременно во влагонепроницаемой упаковке. Суеверные старушки и молодые мамаши сыплют таблетки строго по коробочкам. Предрассудок? Конечно. Но у нас-то тем временем хлещут "целебную энергетически заряженную христианской белой магией воду" напрямую, а не наносят её на герметические упаковки с официнальными средствами...

Впрочем, со здоровьем у тайцев паршиво. Пятьдесят лет - мужчина долгожитель. Виной тому климат, беспрерывный тяжёлый труд и простое, по преимуществу вегетарианское питание - то есть, все те самые факторы, которые наши поборники патриархального уклада возводят во главу угла, объявляя их наиважнейшими принципами здорового существования.

Проходим мимо статуи Изумрудного Будды, чтобы не мешать многочисленным молящимся. Выходим обратно - нас ждёт ещё много интересного.

На улице ещё одна статуя Будды - туристы облепляют её тонким слоем сусального золота, потом втирают это золото себе в лоб. Это традиционное туристическое развлечение, вроде загадывания желаний в определённых "счастливых местах", там и сям разбросанных по планете.

Любой иностранец в Таиланде находится под охраной королевских вооружённых сил и королевской гвардии. Чтобы доказать это, иностранцам предлагают бесплатно сфотографироваться в будочке у кордегардии, меж двух стрелков указанных родов войск. Со мной вышел конфуз: фотографируясь, я случайно уронил королевского гвардейца. Вооружена дворцовая стража винтовками М16 с отомкнутыми на всякий случай магазинами. Куда увесистей выглядят военные полицейские: у них с собой снаряженные "гаранды".

Развод дворцового караула - зрелище скорее забавное, чем торжественное. Выправки у гвардии никакой, парадный шаг отсутствует как явление. Сменяющий тщательно осматривает часового, потом наоборот - вплоть до взаимного подтягивания ремней. От зрелища отдаёт лёгким ахтунгом.

Кстати, Таиланд - самая пидорская страна в Азии.

Налюбовавшись дворцом и парком, идём к автобусу - у нас впереди ещё Лежащий Будда.

Перед посадкой в автобус покупаю на лотке кокос. Кокос ещё зелёный, копра с него обрезана так. что весь орех в целом напоминает керамический горшочек фисташкового цвета. Продавец вынимает орех из сосуда со льдом, вырубает крышечку - и я в кои-то веки втягиваю в себя настоящее, не консервированное кокосовое молоко.

Если бы у меня были в этот момент глисты - им пришёл бы немедленый швах. Против ленточных червей кокосовое молоко - одно из самых сильных лекарств. Но глистов у меня нет, и остаётся только вкушать райское наслаждение, обещанное рекламой "Баунти".

Храм Лежащего Будды

Во дворе этого храма - маленький водопадик и пруд, наполненный разными цихлидами. Есть в пруду и черепаха.

Разувшись, заходим внутрь и видим Лежащего Будду, длиной то ли 42, то ли 46 метров. Сусальное золото - любимый отделочный материал - покрывает его с головы до ног. Будда мило улыбается в раздумчивой полудрёме..

На стопах Будды изображены все его перерождения. Было их довольно много, и, в частности, он перерождался в золотую рыбку. Будда имеет право лежать стопами к окружающим - для него это прилично.

Больше в этом храме смотреть не на что: остальной двор наполнен ступами - буддийскими парадными усыпальницами, главным образом для членов царской семьи. Некоторые из них имеют в высоту метров по тридцать, если не выше.

Сфотографировав что можно, едем дальше. Мы прилично устали, но нас всё равно волокут на ювелирную фабрику - нефиг туристам одни достопримечательности смотреть, надо же знать честь и иметь немного шоппинга!

В задницу!

На ювелирной фабрике куда интереснее, чем в Турции, но и это ещё не всё - дальше туристов сверх плана (и за дополнительные деньги) везут в океанариум, а оттуда - ужинать на корабле морепродуктами и смотреть с реки на музей королевских джонок. Удовольствие это не дешёвое, а денежек у нас кот наплакал. Поэтому мы отказываемся.

За нами обещают прислать на фабрику автобус, но будет он бог знает когда, и мы уходим в родную гостиницу пешком. Здесь мы имем возможность ещё раз осмотреть бангкокские улицы.

А ведь если не присматриваться к растительности - отличий от Новосибирска не так уж много!

О прелести тук-тука

Тук-тук - национальное транспортное средство тайцев, эффективно эаменившее рикшей. В Бангкоке тук-тук - трёхколёсный мотороллер с узкой скамейкой сзади, защищённый крышей минимальных размеров и четырьмя стойками.

Тук-тук (название можно примерно перевести как "очень дёшево", хотя на самом деле оно звукоподражательное и изображает мотор) - настоящий символ Бангкока. Его изображение можно найти на плакатах и туристических открытках. Из двух англоязычных детских книжек, встретившихся нам в книжном магазине подле королевского дворца, одна повествовала о выборе профессии в Бангкоке (предлагавшиеся на обложке варианты - буддийский монах, землепашец и водитель тук-тука), другая называлась открытым текстом - "Храбрый маленький тук-тук".

Тук-туки и в самом деле очень храбрые - вечно протискиваются в пробках мимо больших машин, ловя миллиметры. Туристам не рекомендуется ездить в них в Бангкоке ни при каких обстоятельствах - очень уж опасно. Тем не менее, тук-туки на нашем пути останавливались каждые две минуты, чтобы предложить крайне выгодные условия и доставить нас куда нам надо.

Велорикши самлор в Таиланде - вымирающий класс транспорта. Это у нас он идёт на подъём - даже в Ленинграде на Дворцовой площади граждане некогда великой страны предлагают туристам свои услуги по вело-извозу наперебой...

На таиландских улицах пыльно и душно, но бензином почти не воняет. Причина ому - конкурс химиков, объявленный и спонсированный принцессой. Её высочество не любит, когда воняет горелым бензином. И химики нашли-таки средство. Не отказывать же особе королевской крови!

Спиртное в магазинах продаётся только после пяти, а иногда не продаётся вообще - король не любит пьяных. Король также не любит, когда курят - сигареты можно купить во многих местах только по предъявлении паспорта. Король любит, чтобы рано ложились и рано вставали - деловая жизнь Бангкока подчинена именно такому ритму. Создаётся впечатление, что тайцы только и думают о том, чтобы предугадывать желания своего любимого короля. Впрочем, возможно, это потому, что его величество, как и другие члены царствующего дома, не высказывают никаких особо уж противоестественных требований к народу.

Доходим по незнакомому городу до родной гостиницы, уподобляясь тем самым храброму маленькому тук-туку...

Учение Будды

В гостинице Оле попадаются две книжки, заботливо задвинутых в ящик стола - Новый Завет и "Учение Будды" на английском языке.

Читаю весь вечер - я не сиамец и не могу засыпать в восемь часов.

С логической точки зрения буддизм куда более противоречив, чем христианство. Зато в нём нет и тех стереотипов, которые сопровождают наше понимание буддийской культуры. В частности, буддизм вовсе не обещает в награду за праведность полного и окончательного небытия. Отличившимся верующим предлагается самый обычный рай, освещённый сиянием разноцветных лотосов. Правда, верующих деликатно предупреждают, что в этом раю они соскучатся и попросятся назад, в круг перерождений - но произойдёт это уже на качественно ином уровне, так что новые их ипостаси принесут в мир больше справедливости и гармонии. Длиться это будет неопределённо долго - пока весь мир не превратится в рай. Концепция блаженного небытия там тоже присутствует, но означает "всего лишь" отказ от постижения бытия через органы чувств (подающие, по версии буддизма, в мозг заведомо ложную информацию) и постижение вселенской истины голым сознанием. В христианской философии такие духовные экзерсисы тоже приветствовались. Типичная идеалистическая философия...

Ошибочно также утверждение, будто буддизм не различает добра и зла. Добру даётся чёткое определение - добрые поступки продиктованы сочувствием к другим и спланированы мудростью. Невежество и эгоизм, напротив, ведут к страданию и злу.

Смертных грехов в буддизме пять - убийство, кража, ложь, прелюбодеяние (описанное как посягательство на чужую любовь и чужой брак) и глупость.

Книжка с изложением учения Будды набита притчами, иллюстрирующими это учение в применении к практическим ситуациям. Притчи эти выглядят как классические бытовые сказки; никаких садюшек или вывертов сознания там не найти. Наверное, впоследстви я переведу и выложу несколько примеров для иллюстрации. Любители восточной мудрости в стиле "ученик пришёл к мастеру Лю и спросил, как ему выпить реку, а тот ответил: выпей сперва океан!" остались бы этой книжкой очень недовольны.

Ещё поражает в этом изложении полное отсутствие сверхъестественных чудес и знамений. Матери Будды, конечно, приснился белый слон, сношавший её в бок, но женщинам, насколько я знаю, вообще очень часто снятся цветные сны, и я не стал бы делать из этого далеко идущих выводов. Время от времени персонажам являются боги и демоны, но так как они признаются существами реальными, а не сверхъестественными (в них даже можно перерождаться, если не заслужил ничего поприличнее) - это элемент скорее декоративный, чем воздействующий на эзотерические чувства напрямую.

Конечная цель любого буддиста - достичь буддоватости (to reach a Buddhahood - так в книжке). Но буддисты осознают, что на это, скорее всего, понадобится ещё не одно перерождение, и спасаться не торопятся. Так, в Таиланде практически каждый мужчина уходит в определённый период своей жизни (обычно после школы) в монахи. Срок монашеского послушничества, по разным версиям - от двух до трёх недель, а потом уже сколько понравится. Монахи могут в любой момент вернуться к мирской жизни, и это не является отступничеством. Монастырь расматривается здесь как средство концентраци воли и просветления, а не как бегство от суеты иллюзорного мира.

Тайцы исповедуют ортодоксальный буддизм - тхеравади, или хинаяну. Более распространена китайско-японская версия буддизма - махаяна, утверждающая, что спасение от цепи перерождений возможно прямо в этой жизни. Есть и третий вариант буддизма - ламаизм; в нём духовенство отделено от мирян, а философские концепции практически не имеют самостоятельного развития. В фольклоре сибирских народов лама - один из главных врагов человечества. А вы как хотели? Поп - он и в Азии поп, толоконный лоб.

Книжку про буддизм мы хотели спереть. Но потом решили не портить себе карму, и Оля спросила разрешения на ресепшне. Тогда нам предложили забрать её - у них такого добра ещё завались. Какое-то японское будийское общество в изобилии распространяет эту книжку на английском и японском языке по всем гостиницам Азии. Есть и русский вариант, который, по слухам, можно обнаружить на своей прикроватной тумбочке в Улан-Удэ и даже в Абакане...
Комментарии 
19th-Nov-2007 03:49 am (UTC)
Восторг :)
Особенно про помесь людей и попугаев... Оглохнуть можно :)
А с книжками в гостинице - это меня всегда удивляло: много раз попадались упоминания, что, мол, в гостинице лежит Библия, иногда даже при отсутствии полотенец :) Мне пока везло - в Москве в номере валялся громадный справочник по Москве ,причем в той гостницие, что попроще. В более дорогой валялся дамский роман, но это вряд ли деталь сревиса - скорее всего, постояльцы забыли нафиг...
Может, не всё еще у нас так плохо, если Библии в номерах не раскладывают?..
19th-Nov-2007 09:09 am (UTC)
Библия в номере - это не плохо. Плохо - это библия в законе. А так - чтиво как чтиво, есть пища для ума и воображения. (Хотя я не знаю, как эта книжка влияет на разных психопатов; я ориентируюсь на здоровый рассудок образованного человека.)

Вот у меня в Москве в номере лежал "АиФ" - так это как раз была духовная катастрофа.
19th-Nov-2007 09:12 am (UTC)
Кстати, "сревис" - это очередное точное слово, характеризующее московские гостиницы.
19th-Nov-2007 10:20 am (UTC)
М-да, пожалуй... В "Восходе" это был именно он...
19th-Nov-2007 06:05 pm (UTC)
Можно (возможно) не относящийся к делу вопрос: за что я был расфренжен? Если, конечно, есть причины кроме "не так интересно, чтобы тратить время".
19th-Nov-2007 06:39 pm (UTC)
Возможно, по ошибке. Или в какой-то нужный момент я экономил время на ЖЖ, а попались несколько простыней не под катом, и я решил оставить на время во френдленте только самых актуальных пользователей, а потом не всех добавил назад.

Пофиксено.
Выпуск подгружен %mon%