?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Мысли о литературном процессе. 
3rd-Apr-2008 01:27 pm
аватара
Процесс формирования современного литератора выглядит примерно так. Сперва литератор вынужден публиковаться в различных сборниках и конкурсах "молодых дарований", где размер принимаемого рассказа ограничен 20,000 (7,000, 10,000 и т.п.) знаков. В качестве оправдания этой и без того очевидной практики приводят тезис, что "краткость - сестра таланта". (Думаю, всем ясно, что этот тезис абсолютно неверен?) В течение 3-5 лет такого подхода у литератора вырабатывается рефлекс на поиски сюжета для рассказа как приоритетного перед более крупной или сложной формой. Между тем, литератор точно уверен, что впоследствии он напишет Большой Роман, свою истинную любовь в литературе. Но романы начинающих авторов сами по себе принимаются на публикацию только тогда, когда соответствуют требованиям серий. Большой Роман, первая и настоящая любовь молодого литератора, в серию, как правило, не влезает. Приходится изыскивать всяческие возможности написать более скромный и менее амбициозный проект...

Я думаю, на этом основании уже легко сделать вывод, почему у нас новые романы похожи на безобразно раздутые и залитые водой рассказы, кишащие штампами и повторениями.

P.S. А сам формат рассказа я не люблю, считаю его "низким" и недостойным серьёзного прозаика. И Чехова я не люблю, хоть его рассказы и приводят в подражание пишущей молодёжи.
Комментарии 
3rd-Apr-2008 07:02 am (UTC)
Рассказ оттачивает работу с языком. По-моему только достигнув определенного стилистического автоматизма можно браться за крупные формы, иначе там стиль будет скакать как кролик по стиральной доске.

Я не спорю с тем, что первый роман писателя, занимавшегося рассказами, ничего хорошего собой представлять не будет. Но дело-то в том, что первый роман любого писателя - это проблема. А с практикой рассказов шансов сделать второй роман хорошим, ИМХО, намного больше.

P.S. Между Чеховым и Толстым я однозначно выберу Чехова :)
3rd-Apr-2008 07:18 am (UTC)
А я Толстого. Дважды. (Сперва Льва, потом Алексея.)
3rd-Apr-2008 07:32 am (UTC)
Дело в том, что стиль можно вырабатывать на ЛЮБОМ тексте. Рассказ тут не критичен. А если стиль меняется от начала романа к концу и это не задумка автора, а само приползло, то ведь его можно и поправить... И даже удобнее будет.
3rd-Apr-2008 07:51 am (UTC)
Обработка рассказа отличается от обработки, скажем, главы романа, т.к. глава должна быть согласована с другими главами. То есть объем работ по стилистическому выравниванию растет с объемом произведения не линейно, а, грубо говоря, геометрически. Соответственно если обработка рассказа по силам даже начинающему писателю, то написание стилистически ровного романа с нуля требует очень серьезного навыка.
3rd-Apr-2008 08:39 am (UTC)
Так я о том и говорю, что для романа стилистическая ровность с нуля не требуется. Роман унифицировать по стилю так или иначе приходится всегда, и объем работ здесь - величина скорее качественная: рано или поздно автор все равно сделает эту работу, так почему бы не над романом?
И вообще, мне кажется, что у тебя немного наложились друг на друга понятия "стиль" и "мастерство".
3rd-Apr-2008 08:45 am (UTC)
Да, я ушел куда-то в сторону. Скорее я хотел сказать, что браться сразу за большую работу, это обычно значит не только ее провалить, но так и не понять, из-за чего.

Собственно комментарий был о том, что большинство навыков, даваемых работой над рассказом вполне применимы к роману, то есть к большой работе писатель подходит уже не новичком.
3rd-Apr-2008 07:29 am (UTC)
А я люблю рассказ, но не как самодостаточный факт: вот я вам тут выдал кусок реальности, что хотите, то и делайте с ним. Я люблю цикл рассказов, когда у них либо общий фон, либо общая тема, есть какая-то связь сквозная. Это, конечно, не роман, но и не собрание независимых текстов, у цикла внутренняя структура сложная. А это делать мало кто умеет и почти, блин, никто не хочет.

Ну и конечно у нас по-простому определяют словом "рассказ" всё, что маленького объема. Недоумский и кретинский подход, который многим молодым авторам испортил творческий путь. Отличить рассказ от новеллы, зарисовки, даже от очерка никто не может! "Синдром трехмачтового брига", он же "синдром пупырчатого жабо".

Чехова на дух не выношу. Ни прозу, ни драмы. Ну не моё. И уж ставить Чехова в пример - высшая степень кретинизма, потому что примером должен быть канон! А не отступление от него, по крайней мере, не только оно. Вот когда есть перед глазами канон, тогда можно быть Чеховым, а можно - Джеком Лондоном. И даже О'Генри.

А что касается романа, то да, бОльшая часть того, что толстое и многостраничное, чисто технически романами не является. Является ли вообще литературой - вопрос отдельный, но правильных романов почти не пишут. То ли не умеют, то ли лень...
И уж если на то пошло, то лучше я буду несерьезным и низким прозаиком, чем буду писать плохие романы. Это гуманнее по отношению хотя бы к читателю.
3rd-Apr-2008 07:40 am (UTC)
Цикл рассказов - это то же самое, что роман в формате сериала. Это уже другой разговор.
1st-Aug-2008 08:04 pm (UTC) - Конкурс рассказов
Прочитал недавно объявление о конкурсе рассказов . Во 2 пенкте все подробно написано про все.

Приз - публикация в журнале. Срок - до 31 августа
Выпуск подгружен %mon%