?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Почему именно Гофман? 
4th-Jun-2008 08:57 am
редакторская колонка
От пятого критика-рецензента за последние полгода я получаю письмо с утверждением, что высшее достижение мировой литературы, высшее выражение человеческого и внечеловеческого духа в прозе - это "Сказки" Гофмана.

Критики совершенно разные. Тусуются вроде бы не вместе. Откуда же такое редкостное единодушие? То ли это ляпнул какой-нибудь корифей, а дебилы повторяют, то ли и в самом деле усталый ум современного интеллигента тяготеет к атрибутике заводного кукольного театра в шкатулке из папье-маше...

P.S. У трёх из пяти этих критиков я спросил впрямую - почему именно Гофман? Двое сделали загадочные лица, а третий сказал, что высший смысл Гофмана - в триединстве: он был Эрнст, Теодор и Амадей одновременно. Я помню, что такая же шутка гуляла по гумфаку, когда foxy_lj там училась, но я думал, что это просто шутка. А это, видимо, символ. И бедная Фурсенко тут явно ни при чём...
Комментарии 
4th-Jun-2008 02:08 am (UTC)
А я тебе скажу. Читая "сказки" понимаешь, что Гофман мудр, а человеческая жизнь ничтожна. В этом понимании кроется смысл литературы и писателя, если писатель не врет.

Ты сегодня приедешь выступать?
4th-Jun-2008 02:25 am (UTC)
Мне всегда казалось, что его книги порождены расстроенным, расщепленным сознанием, поэтому для меня загадка, какое отношение они имеют к жизни. Можно, конечно, читать "Эликсиры сатаны" как политический боевик, а сказки - именно как сказки (ну и злые же сказочки...), но зачем?..
то ли и в самом деле усталый ум современного интеллигента тяготеет к атрибутике заводного кукольного театра в шкатулке из папье-маше - т.е. хочется увидеть в литературе что-то более мерзкое, чем в жизни, и этим как-нибудь утешиться?
А "загадочные лица" прямо отвечают на твой вопрос: они повторяют то, что слышат, не прилагая собственных мыслительных усилий, а аргументировать чужое мнение просто нечем.
4th-Jun-2008 02:34 am (UTC)
что-то более мерзкое, чем в жизни - мерзкое и мелкое, так точнее. Сколько уже раз мне говорили, чтобы я убрал из своих книг героев, потому что "современная литература должна быть лишена героя"; видимо, это явления одного порядка.
4th-Jun-2008 03:11 am (UTC)
Видимо, сравнение с героями выходит не в пользу читателя... Забавно, почему это не мешает читать книги большинству людей? Что-то я до сего дня не слышала таких мотивировок.
4th-Jun-2008 04:38 am (UTC)
Про триединство - это Кушнер, однако. Хотя не факт, что он первый. Я не в курсе, обыгрывал ли сам Гофман свое имя.
ИМХО, это хоть и символическая, а все-таки шутка из разряда "Толстой прав, несмотря на то, что Лев". Если искать триединство исключительно в имени Гофмана (когда есть Байрон - Джордж Ноэл Гордон, Толкин - Джон Рональд Руэл, и т.д.), получится такой же по ценности результат, как у Пьера Безухова, когда он число зверя из себя выводил.

А про то, что высшее выражение человеческого духа, - видимо, это какая-то из литературоведческих школ постулирует. Для кого-то это будет не Гофман, а Булгаков, например.
Выпуск подгружен %mon%