?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Оффтопик. 
16th-Jun-2008 09:01 am
редакторская колонка
Вчера были на "Щелкунчике". Новосибирский балет за последние 10 лет улучшился, и серьёзно. Постановка, хореография и декорации весьма неплохи, хотя могло быть и подинамичнее. Оркестр - выше всяких похвал. Впервые в жизни меня не раздражал Чайковский...

В середине второго акта, сразу после вальса цветов, детям стало скучно. Логично, чёрт возьми - кому в их возрасте интересно вместо экшена смотреть на вечеринку в пьяничном домике? Досмотрели адажио - и ушли.

Во время просмотра я наконец-то нашёл ответ на беспокоивший меня вопрос - почему именно Гофман? В самом деле, ведь сюжетная канва "Щелкунчика" в той или иной форме уже растиражирована сотни раз в современном поп-арте, претендующем на "сказочную" или даже "мифологическую" интерпретацию фабулы, от "Приключений Маши и Вити" и им подобных советских творений до американского сериала "Tin Man". Главное действующее начало этого сюжета - женское. Недобрая плохая девочка совершает недоброе плохое колдовство, в результате которого главный герой (герои) оказывае(ю)тся в неприятном положении (Im Arsch des Teufel). Потом приходит хорошая, чистенькая девочка, несущая в себе от природы Дар Любви и Красоты (изливаемый главным образом на игрушки и беззащитных домашних животных). Эта девочка, благодаря своему дару, обретает магическую силу и вытаскивает героев из поименованного места. В финале все пьют вёдрами бесплатный лимонад, а плохая девочка либо исправляется, либо рыдает горючими слезьми на свадьбе у оппонентки.

Логично предположить, что если 10-15 поколений учительниц литературы и младших классов выросли на этой коллективной мечте, то самые образованные из них передают следующим поколениям себе подобных образ Гофмана как провозвестника нового строя. Прибавив к этому интеллигентскую тоску кота Мурра и злобные выпады против общественности, представленные похождениями Крошки Цахеса, получаем практически идеального писателя - рефлексирующего, бездеятельного и ненавидящего окружающую действительность всеми фибрами своей души. И наплевать при этом, каким на самом деле был Гофман, что он хотел сказать. Важен не Гофман - важно устойчивое представление о нём. Этот принцип вообще довольно универсален: достаточно вспомнить, как на потребу воспитательным устремлениям кухонной интеллигенции осквернили греческие мифы и сказания Кун и, в особенности, Голосовкер.

Так что Гофман в мозгах определённого типа оказывается вполне к месту. Но самого Гофмана это не задевает. Как, впрочем, и Чайковского - они вынесли уже много поколений пассивной образованщины, вынесут и ещё. Люди будут читать и слушать прежде всего их, а не воззрения о них; воззрения quantum satis достанутся записным зубрилам, больше всего на свете боящимся составить о чём-нибудь самостоятельное мнение. На "Щелкунчике" было множество детей, на балетном фестивале в Новосибирске - аншлаг за 3 недели до начала, а значит, тяга к культуре и знаниям жива и процветает в нашем народе. Кто говорит, что мы быдло, тот быдло сам. Venceremos!
Комментарии 
16th-Jun-2008 03:57 am (UTC)
Насчет автора и представления о нем - увы, эту традицию передачи коллективного опыта так просто не победить. И, замечу, в системе образования, как я ее знаю, делается всё, чтобы будущие потребители культуры не имели ни возможности, ни желания составить то самое собственное мнение об образцах искусства. Это не входит в круг задач обучения. А чтобы этого добиться, учителя должны быть воспитаны точно в том же ключе: так, ребятки, это шедевр, ну-ка, все восхитились! И еще разок!..
И редкие люди, достаточно интеллигентные и имеющие достаточно уважения к чужим мнениям, чтобы иметь собственное, отчетливо заметны на общем фоне и взывают законную ненависть коллег по цеху (каким бы ни был этот цех).
И еще забавно, что, когда я излагаю этот подход самым разным людям, среди них всегда найдется хоть один, кто скажет: ну классика же прекрасна! Ну вот хоть один дурак да найдется...
Все-таки на фоне придуманных человеческим воображением монстров вроде Человека-паука и прочих мутантов колоссом возвышается реальная кошмарная фигура - Человек-дятел. Котрому накрепко вбили в башку, что надо повторять, и он повторяет, как главнй ритуал своей бессмысленной серой жизни, какой-нибудь трюизм, а осмысливать его уже нечем...
16th-Jun-2008 04:26 am (UTC)
Видимо мне в жизни офигительно везло именно на хороших учителей.
Возможно конечно, это следствие моего проживания в "заповеднике социализма", но по приезду в питер за все время обучения в вузе от меня вобщем-то тоже не отставали, требуя именно мое мнение.

А Гофмана не понимаю. Хотя это действительно мои, а не его проблемы.
16th-Jun-2008 06:44 am (UTC)
У меня тоже были иногда хорошие учителя, но не все, поэтому и есть с чем сравнить :)
Выпуск подгружен %mon%