?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Кристаллы инженера Феанора. 
23rd-Jun-2008 09:28 am
аватара
Давно уже родилось у меня любопытное наблюдение. Сравнивая эльфийского мастера Феанора с персонажами довольно-таки чуждого автору "Сильмариллиона" культурного пространства, такими, как Мвен Мас или инженер Гхор, находишь невольно больше общего, чем различий. Все упомянутые персонажи создают своим трудом и исканием артефакт, меняющий облик мира; все в своей гордости и жажде творить нарушают запретное; всех в той или иной степени отторгает общество; все создают почву для последующей эпической саги, в отношении которой они - не главные герои, а кузнецы, кующие героям их сакральное оружие.

Похожие параллели можно провести и между рядом других персонажей - с одной стороны нолдор, с другой - герои отечественной фантастики того периода, когда люди хотя бы попытались гордиться собой как силой космогонического порядка. Вот и получается, что ярый консерватор и антисоветчик Толкиен наделил нолдоров основными чертами людей ожидаемого социалистического будущего, как привлекательными, так и опасными.

Продолжая дальше эту параллель, можно без лишних натяжек сравнить советских обывателей с племенем тэлери: многие годы они скитались за своими вождями, обещавшими привести их к невиданному свету; вожди же вместо этого встретили своё маленькое личное счастье (с билетом на гарантированную эмиграцию) и обосновались со своим народом где пришлось, не забыв отгородиться от остального мира магическим "железным занавесом". Как только "занавес" пал, за вождями потекли в эмиграцию на запад и все остальные, кто мог...

И наконец, столь ностальгически обсуждаемый многими "совок" - это психотип орка; испорченный нуждой, мучениями, пресмыканием и злобными нашёптываниями, "совок" способен выжить даже в совершенно нечеловеческих, антисанитарных условиях, способен жрать дерьмо и носить дерюгу, чем и гордится. Все остальные его порывы складываются из презрения к себе, презрения к окружающим и преклонения перед теми из высших сил, которые в перспективе обещают дать больше всего плюшек. Причина лёгкого распада СССР, последующих войн и кризисов, нынешнего футбольно-православного угара - как раз в этом отсутствии самоуважения и простоте преклонения перед свеженьким авторитетом, олицетворяющим судьбу.

P.S. Я всё это не к тому пишу, чтобы рассказать, что "Толкиен был первым коммунистом", а для того, чтобы пояснить на примере старый тезис: настоящая большая литература принадлежит всему человечеству, вне зависимости от личных пристрастий и убеждений автора.
Комментарии 
23rd-Jun-2008 03:23 am (UTC)
Вот-вот, если выспросить у поклонников нолдор, чем они так симпатичны, частенько выясняется, что основное их полезное качество - то, что они не сидели, сложа руки на пузе, а создали цивилизацию. А цивилизация меняет облик мира неминуемо, и это всегда вызывает священный ужас.
23rd-Jun-2008 02:09 pm (UTC)
Сколь много слов, чтобы обозначить одну тривиальную мысль - когда за перо (пишмашинку, клавиатуру) берётся Творец - рукой его водит само Небо :) (у современных писателей встречал выражение "с Астрала снял")
По поводу "психотипа орка" не согласен, но на фоне предызложенного это незначительно.
23rd-Jun-2008 02:15 pm (UTC)
Нет, это не та же самая мысль, это совершенно другая мысль. И она не так уж тривиальна, как вам кажется: огромное число народу уверены, что "настоящий Творец" не имеет ни малейшего отношения к настоящей литературе. Таких в этом журнале было много, и всегда они уходили в удивленном состоянии: то, что они почитали само собой разумеющимся, других читателей неприятно удивляло.
23rd-Jun-2008 02:53 pm (UTC)
"...огромное число народу уверены..." - вспомнилось старинное: "million lemmings can not be wrong!"
Как "настоящий Творец" может не иметь отношения к "настоящей литературе" - не понимаю. Серьёзно.
23rd-Jun-2008 03:16 pm (UTC)
"Настоящий Творец" - это тот, кого, по мнению определенного круга лиц, Небо осенило Даром. А определять, кого осенило, а кто погулять вышел, берутся те же самые лица, хотя остальным наличие Дара у конкретного Творца представляется сомнительным.
Что касается кучи народу, то да, массы не ошибаются. В двух аспектах: 1) если массы принимают решение на разумных проверяемых основаниях, и каждый именно принимает его, а не следует за остальными; 2) если массы стихийно выражают свои истинные желания, не оглядываясь на телевизор и пузатых авторитетов. Как с православным обучением: во время соцопроса 2/3 опрошенных на вопрос "нужно ли в школах православие" отвечают "да", а на вопрос "отдадите ли вы ребенка в православную школу" 2/3 от тех 2/3 мнутся или отказываются.
23rd-Jun-2008 03:47 pm (UTC) - /устало/
Мы с Вами говорим об одном и том же. При условии, что люди не тупо сметают с прилавков книжки с бренд-именем на обложке (что есть просто очередня победа Маркетинга над Разумом, как правило), а когда Мир, созданный писателем, начинает жить собственной жизнью (ролевики, фанфики и т.д. и т.п.)
Помимо фэнтезийных миров Толкиена и Ле Гуин могу ещё вспомнить великолепную "Дюну" Херберта, мир "Полдня" Стругацких и Коммунистическую утопию Ефремова. Да только нужно ли это кому-то?
23rd-Jun-2008 03:56 pm (UTC) - Re: /устало/
Странная мысль: нам же ведь нужно!
23rd-Jun-2008 04:33 pm (UTC)
Ничего странного.
Я счастлив общаться с вами. Именно потому, что.
23rd-Jun-2008 02:51 pm (UTC)
Нет, это абсолютно не та же мысль. Уж скорее следует считать это парафразом трюизма о нерушимости объективных законов исторического развития в применении к искусству.
23rd-Jun-2008 02:55 pm (UTC) - /кротко/
Ну тоже неплохо.
23rd-Jun-2008 04:15 pm (UTC)
если "рукой водит небо" - то какой нахер "творец"? в лучшем случае - channeler, проводник...
23rd-Jun-2008 04:40 pm (UTC) - /покладисто/
А не найдётся ли у благородного дона в памяти примеров "чистых" творцов? Нисколько не стебаюсь, просто устал наблюдать, как за краткое (исторически) время человек творящий превращается в человека потребляющего :(
Тут и "претворяющий" (это точнее,чем "проводник") в радость.
23rd-Jun-2008 06:04 pm (UTC) - (недоуменно)
какое отношени (число творцов в моей памяти) имеет к утверждению, что (тот, чьей рукой водит небо) - не творец?
23rd-Jun-2008 11:47 pm (UTC)
Если следовать Вашей логике - то творцами остаётся признать богов и богоравных. Что в принципе так и есть. "Это правда, но не вся" (с)
Просто хотел понять, кто по Вашему мнению есть Творец на живом (или уже не) примере. И стоит ли считать творческое начало в человеке даром Неба (божьим, судьбы и прочих высших сил) или же Вы считаете, что талант есть заслуга и достоинство исключительно самого одарённого?


24th-Jun-2008 03:30 am (UTC) - (снова недоуменно)
как-то вы странно моей логике следуете. творцами признавать надо тех, кто творит. писателей, художников.. если есть сомнения, можно подойти и спросить "а вы сами пишете/рисуете, или вашей рукой небо водит?" боги они при этом, или богоравные - к вопросу то отношения не имеет

я не считаю творческое начало в человеке даром высших сил

примеры живых творцов.. ну из последнего: команда KATAURI INTERACTIVE с их KB Legend
24th-Jun-2008 05:14 am (UTC)
А... Ладно, проехали. Пошел гуглить про KATAURI INTERACTIVE с их KB Legend.
Выпуск подгружен %mon%