?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Литературная новость. Как читают Шварца. 
24th-Nov-2008 04:38 pm
редакторская колонка
В одной из своих статей Анджей Сапковский упоминал о трагической судьбе польского художника, которому товарищи из ЦК ПОРП пытались запретить рисовать гномиков и заставляли вместо этого рисовать достижения социализма. Товарищи аргументировали это тем, что достижения социализма есть, а гномиков нет. Художник не соглашался и продолжал рисовать гномиков, отстаивая, таким образом, своё право на внутреннюю свободу от злобной тоталитарной системы.

(Мне, очевидно, не повезло: я тоже видел достижения социализма значительно чаще, чем гномиков.)

Так вот, я много лет поражаюсь упорству людей, пытавшихся приохотить меня к написанию литературных текстов из жизни г(н)омиков. Во-первых, они аргументируют это тем, что я пишу о достижениях социализма, а достижений социализма на самом деле не бывает. (См. выше.) Во-вторых, сами эти люди упорно пишут произведения, которые они позиционируют как "сказки"; в этих сказках фигурируют, помимо или вместо г(н)омиков, разного рода абстрактные персонажи. как-то: Принцесса (Недолюбленная Менестрелем), Рыцарь (Невзлюбивший Менестреля), Менестрель (Посредством Рыцаря Безрукий От Любви и Безголовый От Ревности), а также второстепенные герои: Мачеха, Дракон, Король и Шут, Лакримоза, Уличные Фиддлеры и т.п. герои.

Я много раз спрашивал: почему я должен бросить всё и писать абстрактные притчи о великой и несчастной любви? В ответ эти люди всегда приводили мне один и тот же пример: Евгения Шварца.

Это приводило меня в недоумение. Шварц всегда представлялся мне хлёстким, злободневным, подчас даже сиюминутным сатириком; Шварц бичевал фашизм, культ личности, приспособленчество и обывательщину ещё покрепче и побольнее, чем Маяковский и Стругацкие, вместе взятые. Откуда же это стремление находить в его чёткой, сильной драматургии тягу к экзистенциальному анекдоту и к притче ни о чём на вечные времена?

Сегодня тайна раскрылась окончательно. Самый азартный из "шварцелюбов", оказывается, не читал у мэтра ничего, кроме входившей в его (шварцелюба, а не мэтра) школьную программу сказки "Два клёна". Все остальные свои впечатления от драматургии Шварца он почерпнул из фильмов Марка Захарова, содержание которых ему, шварцелюбу, заботливо разжевали родители-диссиденты.

И ведь я ничего не имею против! Фильмы захаровские я тоже люблю! И родители шварцелюба хотели ему, наверное, добра и духовного просветления! Но как прекрасно любые мысли ложатся на почву самооправдывающего недеяния и высокого морализаторства! Нет, "ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека", однозначно.
Комментарии 
24th-Nov-2008 11:20 am (UTC)
Упомянуть в одном предложении Лакримозу и КиШ это сильно. А не проще этим людям указать направление на Бобруйск?
24th-Nov-2008 11:24 am (UTC)
У них традиционно нет денег на билеты. Приходится предлагать им пеший эротический тур куда поближе...
24th-Nov-2008 11:33 am (UTC)
Справедливости ради, там было про коммунизм, который и правда, кажется, не реальнее гномиков.

"...dyskusją czczą i śmieszną, prowadzoną z pozycji owych komiteckich działaczy od kultury, żądających niegdyś od Teofila Ociepki, by przestał malować krasnoludki, a zaczął malować zdobycze komunizmu, bo komunizm jest, a krasnoludków nie ma."
24th-Nov-2008 11:38 am (UTC)
Да, согласен. Коммунизма мы ни в каком виде и близко не нюхали, а уж поляки тем более. Но, учитывая традицию наших диссидентов из принципа называть всё, что было в советские времена, "коммунизмом", не думаю, чтобы я сильно промахнулся по смыслу цитаты...
Выпуск подгружен %mon%