?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Посмотрели "Рамаяну". 
26th-Oct-2009 11:18 pm
эмо
Пару раз за этот год доводилось говорить про жанр, который принято вслед за друзьями-англосаксами величественно именовать epic (или heroic) fantasy.

Всякий раз, говоря о канонах этого жанра, я вспоминал не приключения Дриззта До'Ардена или там Речного Ветра с Рейстлином Тёмным Магом, а классику эпического жанра - в частности, "Рамаяну". Буквально на той неделе я вновь писал про неё на ru_dungeon.

И вот сегодня я впервые в жизни увидел визуализацию упомянутого эпоса, где-то совершенно случайно откопанную foxy_lj. Знакомьтесь: "Рамаяна", полнометражный анимационный фильм, совместное производство Индия - Япония. По графической стилистике фильм стоит ближе всего к старым полнометражкам Миядзаки - "Порко Россо", "Лапута" и т.д. Музыка - чисто индийская.

Нижеприведённую информацию спойлером считать не следует, так как я не могу представить себе человека, интересующегося жанром фэнтези и не знакомого при этом с сюжетом "Рамаяны".

Так вот, основной сюжет в мультике сохранён полностью. Никаких постмодернистских интерпретаций, никаких наворотов или отступлений, практически никаких попыток "осовременить" логику произведения. Сомнения здесь у меня вызывает лишь момент, когда Сита отказывается бежать с Ланки вместе с Хануманом: в одних русских переводах поэмы она просто жалуется, что не удержится и упадёт в море, в других - говорит, что груз ответственности за те страдания, которые она видела здесь, не позволит ей спасаться бегством. Авторы фильма выбрали второй вариант. Какой вариант вернее - я не знаю, так как не читал "Рамаяну" в оригинале; но общий настрой всего произведения заставляет меня думать, что авторы кино сделали правильную ставку.

Эпические сцены побоищ, строительства моста (любопытно, что войско обезьян широко использует инженерную механизацию), массовых шествий и т.п. сделаны весьма впечатляюще: авторы "Трои" и "ВК" нервно сосут в кабинке; причём дело здесь не в том, что нарисовать проще, чем снять, а в том, какую цель преследовать, когда показываешь такую сцену. Масштаб показанных в фильме событий примерно соответствует описанному в первоисточнике. Не позволяя себе своеволия в фантазиях, авторы правдиво и точно рисуют люли в строго указанных оригинальным эпосом дозах.

По-настоящему авторский креатив попёр лишь в двух финальных битвах: Лакшмана против Индраджита и, собственно, Рама против Раваны. Битва Лакшманы с Индраджитом разгорается в старом тантрическом храме, а затем - в воздухе, где Лакшмана пытается нагнать виману Индраджита по методу кузнеца Вакулы: на ракшасе верхом. Финальное побоище всё равно происходит на обломках падающей виманы, а-ля сцена погони из второго эпизода "Звёздных Войн". Кроме того, Индраджит проманал куда-то свою хвалёную невидимость (и стрелы из живых змей). Но всё равно прикольно.

А вот битва Рамы с Раваной - пожалуй, всё-таки немного лажа. Начать с того, что именно Равана в начале битвы выпускает со своего самолёта ядерную ракету по войску обезьян (в оригинале, если помните, Рама сам применил в итоге ядерное оружие, заколебавшись неисчерпаемостью арсеналов противника). Впрочем, торопливость Раваны в кино доставляет лулзы: взрывная волна разрушает крепостные укрепления самой Ланки, а самолёт диктатора, выбитый кольцом конденсации, падает на поле, и дальнейшая разборка проистекает в суровом пешем режиме, среди осадков и радиоактивной мглы. Как следствие, Рама лишён возможности ответить на удар вторым ядерным ударом, и он прибегает к более испытанному средству - лазерной чакре бога Вишну, способной в праведных руках отрезать с гарантией что попало. Отчего диктатор и гибнет, к вящей скорби своих многочисленных подружек, перерезанный пополам опять-таки наподобие Дарта Маула.

Отдельно доставляют обезьяны. Каждую из них аниматоры сумели персонализировать, а все вместе они выглядят очень благородно. Особенно великолепны гордый децил Ангада с перочинным ковыряльником и, конечно же, Хануман. Роль Ханумана в фильме отражена в должном масштабе - теоретически, в рамках поэмы это второе после Рамы действующее лицо. Не зря же в "Рамакиен" - тайском расовом клоне с "Рамаяны" - именно Хануман, а не Рама, даёт фашисту Раване последний заключительный пиздюль, после которого в этом варианте событий Равана совершенно исправляется.

Кстати, тема пиздюлей в фильме раскрыта чуть более чем полностью. Герои по очереди вваливают друг другу эпические по величине пиздюли. Исключение составляет лишь сцена битвы Ханумана и Кумбхакарны, где герои, в силу своих собственных размеров, дают и получают пиздюлей уже совершенно нереальных.

Кумбхакарна в кино, кстати, выглядит очень симпатично и похож на немолодого, хорошенько отъевшегося после голодомора хохла. Людоедских наклонностей за этим персонажем не замечено (обезьяны не в счёт). Рама убивает его с явным сожалением, предварительно извинившись: долг кшатрия, то да сё...

В фильме сохранено также трепетное отношение к философии первоисточника. "Рамаяна" - один из древнейших эпосов человечества (есть данные, что 3000 лет и более, не хрен собачий!), и при этом он не теряет актуальности по сей день. В отличие от более поздней "Махабхараты", насыщенной до отказа пафосом, разборками воинов и царей, тупыми драками за власть, мелкими обидами и дешёвыми религиозными поучениями, "Рамаяна" - сказание о борьбе лучших представителей человечества со злейшими его врагами - тиранией, дикостью, чувством вседозволенности власть предержащих, скотством, людоедством и бабской стервозностью. В древнейшем эпосе это встречается не так уж часто: в устной традиции с "Рамаяной" в один ряд могут встать лишь некоторые персидские сказания о Рустаме, да ещё, пожалуй, "Гэсэр" (в котором, как известно, "в каждой песне пиздюли, и их больше, чем у лиственницы иголок"). Как следствие, главный герой - защитник человечества, представитель неабстрактных сил добра и активный пацифист (Рама так и говорит Лакшмане, что "долг человека перед жизнью важнее долга кшатрия перед дхармой", и до последнего момента пытается остановить войну). Предтеча Супермена Хануман - прежде всего целитель, разведчик, добрый друг, и только потом уже воин, а получивший власть через придворную интригу Бхарата тотчас же отрекается от трона, ибо это неприлично. "Игра разведок" или "игра престолов" для этой системы ценностей просто немыслимы. Они - зло, причём мелкое, а мелкое зло наказуемо и будет обязательно наказано не позднее середины сюжета.

Изобразительный ряд фильма не производит фантастического впечатления, но хорош. Данью традиции индийского кино является то, что почти все персонажи так или иначе красивы, даже жутчайшие злодеи. Уродливо выглядят только интриганы. Традиция же японской анимации представлена безобразными аэропланами, лирически-акварельными пейзажами и жуткими ковырялами, долженствующими изображать холодное оружие героев.

Сцены с очищением Ситы огнём в фильме всё-таки нет. Впрочем, исследователи текста отнюдь не уверены в том, что эта сцена не вставлена позже, во времена обряда Сати и прочих штучек. Финал мультика - полнейший хеппи-энд.

Словом, рекомендую посмотреть.

P.S. И, да, я лишний раз убедился, что "Рамаяна" - это сюжет о революции, о насильственной борьбе с осколками старого мира, когда слова и мудрые мысли уже бессильны, а надо действовать. Три тысячи лет, блин... Три тысячи лет...

P.P.S. Этот фильм я считаю прекрасным сорсом к Exalted, как и книгу. Любую правильную игру по (мотивам) Exalted я представляю себе именно так.
Комментарии 
27th-Oct-2009 07:52 am (UTC)
а где скачать можна?
27th-Oct-2009 08:51 am (UTC)
Оля скачивала где-то на локалке, но вот ссылка на торрент.
29th-Oct-2009 01:32 pm (UTC)
Ознакомился, музыка и песни шикарные.
Выпуск подгружен %mon%