?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Транспорт. 
5th-Feb-2010 09:57 am
редакторская колонка
Двадцать лет назад, пробираясь с тремя пересадками в -42 градуса из конца в конец города на переполненных автобусах и трамваях, я готов был повторять, как тантрическое заклинание: "Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!".

Маршрутки (особенно пока это были "рафики" и "пазики", а не "газели") принесли в мою жизнь некоторое приятное разнообразие. Фактически, даже имея права, я много лет не задумывался о приобретении личного автомобиля. И нельзя сказать, чтобы впоследствии годы взяли своё. Своё взяли устроители маршрутов общественного транспорта: они обрезали прямой рейс маршрутки, за час довозивший меня почти от самого дома до остановки, находящейся менее чем в полукилометре от института. Теперь, чтобы попасть на работу. мне нужно было делать пересадку на весьма наполненном народом в часы пик Речном вокзале, вдоль которого зимой и летом поднимается от реки просвистывающая стужа. Кроме того, с пересадкой время пути в один конец увеличилось на 20-30 минут (потеря лишнего часа что-то да значит), а стоимость проезда возросла до 104 рублей за "туда-обратно". Две тысячи рублей в месяц только на служебные поездки - это много. Особенно в отсутствие элементарного комфорта. И я купил новенький леворульный "Хёндэ-Матрикс", на котором за три года без малого более-менее благополучно наездил к этому понедельнику 20,000 километров.

Сейчас, пробираясь в сорокаградусный мороз всё по тому же маршруту через весь город на своей машине, я шарахаюсь от психованных автобусов, произвольно перестраивающихся черепашьей скоростью из ряда в ряд, я с проклятиями объезжаю сошедшие с проводов троллейбусы, я в ужасе крадусь мимо огромных потоков людей, спешащих через улицу на остановки с мыслью не упустить заветный трамвайчик - и всё это время я продолжаю повторять тантрическое заклинание: "Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!".

И дело здесь не в общественном транспорте как концепции. Наоборот, я сторонник всемерного развития общественного транспорта. Дело здесь в реализации развития этого транспорта конкретно в нашей стране. Советский (именно советский, российский тупо наследует ему) общественный транспорт - пример пренебрежения людьми, их нуждами и комфортом. В СССР многое состояло именно из таких примеров, что и привело в конце концов к его распаду. Я уже писал об этом.

Нет, это не географические условия нашей страны превратили общественный транспорт в набор еле тащащихся вонючих колымаг, под завязку набитых пиплами. География здесь ни при чём. Экономика? Другое дело; но кто мешал лидерам и экономистам оздоровить её. направив нужные средства на создание приличных автобусов, троллейбусов, трамваев и прочих монорельсовых поездов? Внешний враг? Бросьте, у всякой страны всегда был внешний враг - а вот демонстративное пренебрежение нуждами собственных сограждан растит в изобилии врага более опасного, внутреннего, что мы и испытали в перестройку. В наше время я знаю людей, патологически преданных "совку" (не СССР, а именно его косякам - очередям в магазинах, нарядам на картошку, давке в автобусах и пр.) - но будьте уверены, в массе своей народ не забыл и не простил именно этого к себе отношения. Стометровые очереди на "двойки" и "восьмёрки" в сорокаградусный сибирский мороз не вызывают ни малейшей ностальгии. Дачные автобусы со вспученными от наплыва пассажиров стенками, которые приходится по часу и по два ждать в павильончике из стеклянных кирпичей, а то и на солнцепёке, могут умилить лишь тех, кто считает сверхценным любое воспоминание своего детства, включая подхваченную в Мацесте или Евпатории дизентерию. Да и трамваи с мокрыми сиденьями, сочащиеся насквозь осенней сыростью, тоже не вызывают желания в них вернуться.

Естественно, удушения в газовой камере совершенно отдельно заслуживают те люди, которые говорят о позитивном воздействии общественного транспорта на общественную же мораль. Им кажется очень важной сама идея, что в общественном транспорте человек учится уступать место старушке. А мне лично кажется отвратительной идея, что в общественном транспорте так не хватает мест, что кто-то вынужден уступать своё. Это не просто неправильно и глупо, это "воспитание" основывается на неприемлемом для коммуниста принципе "господь терпел и нам велел". Коммунист не должен страдать и терпеть просто так, он должен всегда точно знать - для чего, во имя чего он терпит; иначе получится, что своим терпением он раскармливает великого вождя или доброго дядю, да и сам он - не коммунист никакой, а обыкновенный паршивый красноквадратник, "прол". Позитивная мораль, уступать место старушке, в этом случае прививается явно не в автобусе; в автобусе лишь создаются условия для её реализации. А вот негативная мораль - взять дрын и наломать проектировщикам автобусов, составителям расписаний городских маршрутов и пр. - вот она-то в набитом автобусе и проявляется в полной мере. И выливается не на тех, на кого надо (они далеко, они ездят. гады, на служебных "Волгах", а в квартирах у них главная паскуднейшая мразь всея СССР, товарищ Сталин, любовно предусмотрел комнатушку для прислуги), а как раз на старушек, тёток с сумками и других соседей по транспортной тюрячке на колёсиках.

Наконец, скорость движения этих колымаг по центральным улицам города и на маршрутах средней дистанции (25 - 100 км) недопустимо мала. Я очень осторожный водитель и езжу только с допустимой скоростью, и при этом я обгоняю все маршрутные автобусы. кроме тех, которые просто перегораживают дорогу на узких улицах. В ещё большей степени сказанное касается троллейбусов. Трамваи не в счёт; им от природы предназначено быть тихоходными, но у них и назначение другое, и идут они по собственным рельсам, а не по полосе общего пользования. Но особенно отвратительны наши старые советские автобусы на загородных дорогах: плетясь со скоростью 20-30 км/час, они просто морят заживо набитых в них под завязку пассажиров, а отсутствие кондиционера и плохо работающий обогрев делают ситуацию совсем ужасной во время климатических экстремумов.

Вот так-то.

Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!

Между тем, разумная организация общественного транспорта в городах сняла бы массу проблем. Как я это вижу? Во-первых, большая часть общественного транспорта должна стать электрической, более того - встать на рельсы. Метро и эстакады разгрузят улицы. В зависимости от планировки города, такая сеть маршрутов может стать кольцевой или параллельно-меридиональной. Каждый из этих маршрутов может быть пересечён трамвайной линией (или её более рентабельным заменителем на электрической тяге), на манер "змейки" обходящей все переулки вдоль основной магистрали. Часть основных маршрутов, особенно направленных в ближние пригороды, может обслуживаться дополнительно автобусами с сидячими местами (на манер туристических), движущимися по выделенной полосе с достаточной скоростью, а также маршрутными такси или автобусами, снабжёнными грузовыми отделениями, осуществляющими остановку по требованию. Доступ к этим средствам транспорта должен быть "безлимитным": необходим единый абонемент на пользование всеми основными видами транспорта в черте города, плюс, возможно, некоторые налоговые отчисления. К "коммерческим" видам транспорта должны относиться аренда городских индивидуальных электромобильчиков на 2-5 мест (мало ли зачем может понадобиться человеку самостоятельно сесть за руль), доступная услуга грузоперевозок и доставки на дом, такси. "Социальные" виды транспорта должны включать в себя предоставление мотоколясок и микромобилей людям с ограниченными способностями к самостоятельному перемещению.

В сельской же местности, наоборот, следует продолжать всецело давать дорогу индивидуальному автотранспорту. Иначе так и будут бежать из сёл в города, а потом найдётся идиот, который предложит снова отобрать у колхозников паспорта - чтобы не бегали...

Но это всё исключительно на тот случай, если кто спросит, какие мои предложения. Я не транспортник ни разу, мой контакт с этой сферой ограничивается написанной в далёком 1993 году программой оптимизации движения поездов новосибирского метро для каких-то знакомых из лаборатории АСУ НИИЖТа.

А пока что повторюсь ещё раз: я не считаю неизбежным развитие сектора частных автомобилей, сам по себе отнюдь не заядлый автомобилист, и вообще я сторонник развитого, нормально организованного общественного транспорта. Но советского общественного транспорта (и его российского "правопреемника") это ни в какой степени не касается. Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!
Комментарии 
5th-Feb-2010 05:02 am (UTC)
А, между прочим, поставленный тобой вопрос решается в несколько раз проще. Если бы от Демакова до Центра ходила бы современная, утепленная электричка с интервалом 20-30 минут, самого вопроса-то и не встало бы. Тем более, что и ж/д линия уже есть, осталось ее модернизировать и электрифицировать - никаких строительств тоннелей или эстакад.

А трамваи зло. На неминуемых пересечениях с трамвайными путями ужасная аварийность.

В Московской области, кстати, общественный транспорт организован как раз нормально. Электрички с интервалом 20-40 минут стыкуются со станциями метро, которые покрывают всю столицу.

Кстати про частный транспорт: в СССР был взят совершенно правильный курс на снабжение населения в первую очередь мотоциклами. Мотоцикл не нагружает дорожное полотно, потребляет меньше горючего, для его производства требуется меньше невосполнимых ресурсов. Если требуется что-то перевезти, к мотоциклу можно прицепить коляску. С задачами, которые не решает общественный транспорт (отвезти на пикник, на дачу или в путешествие), мотоцикл справляется отлично. Всеобщий курс на автомобилизацию населения - гибельный, он наполняет наши города пробками и смогом.
5th-Feb-2010 05:15 am (UTC)
Я бывал в Бангкоке, где отношение мототранспорта к автотранспорту примерно 2,5:1 и где есть такое явление, как общественный мототранспорт. Воняет там не меньше!
На самом же деле я очень люблю и ценю мотоциклы, и претензий у меня к ним ровно 2: отсутствие нормальной климатизации (только очень дорогая специальная одежда решает эту проблему; впрочем, это исправимо) и низкий уровень пассивной безопасности (а вот это "родовая травма" мототранспорта, и как исправлять её - я не представляю).

А так, например, на работу я бы с удовольствием ездил на мотоцикле. Но вот куда девать двоих детей, если нужно везти их в кино или на прививку в больницу? Тут уж либо авто, либо общественный транспорт.

В Москве с общественным транспортом, кстати, сейчас и в самом деле полегче, чем было. Но там хорошо развито метро, что как раз согласуется с моими предложениями :) А вот в Новосибирске я до своей работы (почти у старого аэропорта) на электричке или метро пока что никак не доеду...

Что до трамваев, мысль проста: трамвайные пути по возможности не должны пересекаться без развязок с автодорогами общего пользования; место им - в "пешеходных" переулках. Впрочем, трамвай в моей схеме без ущерба можно заменить троллейбусом, фуникулёром и вообще чем угодно, что тихо ездит без шума и вони вдоль улиц, развозя бабусек и школьников от магистральных станций поближе к их домам...
5th-Feb-2010 05:34 am (UTC)
Мое мнение: до тех пор, пока не изобрели летающих автомобилей, решение мотоцикл + общественный транспорт + такси (если нужно съездить в кино или отвезти детей) - оптимально.

отсутствие нормальной климатизации

Меньший комфорт для водителя - это плата за больший комфорт для всех остальных. Как тех, которые в настоящий момент не едет, а только нюхает выхлопы, так и тех, кто в настоящий момент едет на автобусе, а не стоит в пробке, созданной автолюбителями.

низкий уровень пассивной безопасности
Он в головах мотолюбителей. Привлекательный, ярко раскрашенный мотоцикл хорошо видно на дороге. Пешеходы поворачивают головы вслед. Некоторые мотолюбители ошибочно полагают, что и автолюбители их так же хорошо замечают. Отсюда аварийность, ведь это не так. По зарубежной статистике, водители мотоциклов классов "чоппер" или "эндуро" попадают в аварии не чаще, чем автомобили (стиль не предполагает "отжига" на дорогах). Отечественной статистики по классам мотоциклов не ведется.

А без трамваев для школьников и бабусь можно обойтись, если построить поликлиники и школы ближе к домам. Когда я ходила в школу (проживая в одной квартире с бабушкой, которая тоже дома не сидела), общественным транспортом мы практически не пользовались. Город Курган вообще удивительно разумно устроен с транспортной точки зрения. Жаль, что в России мало таких же городов, расчерченных улицами на квадраты.
5th-Feb-2010 06:05 am (UTC)
ты недооцениваешь трамваи. это хороший и надежный вид транспорта.
Кстати, почему он более опасный?
5th-Feb-2010 06:12 am (UTC)
Это хороший транспорт прошлого, но не будущего. Низкоскоростные трамваи будущему не нужны. Высокоскоростные трамваи - излишество, лучше наземное метро + электричка. Разнообразие в наземных видах транспорта = лишние средства на обслуживание транспортного парка и трудности с пересадками.

Опасность представляет пересечение трамвайных путей с проезжей частью. Зимой оно скользкое, ледяное, а летом скользит после дождя. Автомобили заносит.
5th-Feb-2010 06:21 am (UTC)
Анонимный сигнал
1 - между трамваем и наземным метро разница только в маршрутах, где прокладывается полотно.

2 - хм. по-моему, это просто плохо сделаное пересечение. технический вопрос, который должен решаться.
5th-Feb-2010 07:49 am (UTC)
У трамваев есть серьезное преимущество перед метро и электричкой: необязательность изоляции путей и из-за этого гораздо большая гибкость прокладки маршрутов. Часть магистрального маршрута в центре может быть проложена на огороженных выделенных полосах, или в туннелях с подземными станциями, или на эстакадах с надземными, а на окраинах он же может выйти на обычную улицу, чтобы сделать круг вокруг микрорайона. Причем каждый маршрут может оканчиваться в своем микрорайоне.

В случае метро изоляция обязательная из-за токосъема с "третьего рельса", да и железные дороги имеют свои стандарты.

В целом для города с населением до миллиона человек можно создать полноценную систему скоростного общественного транспорта на базе 15-20 маршрутов скоростного трамвая, который в центре может проходить под землей, по магистральным улицам - на выделенном полотне, а на окраинах - по обычным улицам. Вложения при этом потребуются сравнимые со строительством одной линии метро, а отдача намного больше.

Решения проблем с пересечениями тоже есть: вместо асфальта кладут резиновые переезды на уровне головки рельса.

В миллионниках, конечно, без метро уже не обойтись.
5th-Feb-2010 08:00 am (UTC)
Мне кажется мототранспорт зимой, то есть в России, широко не применим - или я ошибаюсь ?
5th-Feb-2010 08:07 am (UTC)
Совершенно неприменим.

А куда нормальному человеку нужно ехать зимой? В гости? На общественном транспорте (если бы он хорошо работал). В театр? На такси (если бы оно было хорошо организовано и доступно). Личный транспорт незаменим, когда хочется выехать на природу с туристическими целями. Но те единицы, которые любят зимой выезжать на природу, с успехом пользуются снегоходами.
5th-Feb-2010 11:11 am (UTC)
Ну вот, мне на этой неделе нужно было по 4-7 раз съездить по рабочей необходимости в 4 различные фирмы, торгующие лабораторным оборудованием. Клиника у нас отделена от института, а бухгалтерия тоже "отдельно стоящее здание". Плюс ездил в "Ашан" за жратвой, по зоомагазинам за корягами для аквариума, возвращал бракованный аквариум-отсадник в фирму-изготовитель... Немало?
5th-Feb-2010 11:24 am (UTC)
Немало. И большую часть этих действий по идее должна была бы выполнять служба доставки.
5th-Feb-2010 11:38 am (UTC)
ОК, про это я и писал в оригинальном посте.

Пока же остаётся полагаться на автомобильчик.
5th-Feb-2010 06:02 am (UTC)
В целом, описанная тобой схема, работает в Праге и считает лучшей в Европе. Надо написать, кстати, пост про это. Причем, автобусы и трамваи ходят и ночью с получасовым интервалом, а не 3-7 минут, как обычно. Единый повременной билет, разумеется. Прага давно превысила лимит 500 автомобилей на 1000 жителей + куча туристов и транзитный трафик, но это не мешает сверять часы по графику общественного транспорта. Опоздание на минуту уже является малым, но ЧП.
5th-Feb-2010 06:24 am (UTC)
вот, кстати, неплохая статья - http://www.omnibus.ru/zarubezhe/
5th-Feb-2010 06:07 am (UTC)
1) я руками и ногами за развитие хорошего общественного транспорта и отношения к нему
2) подчеркну пункт про "отношение к транспорту".
в России пафосные товарищи и их содержанки ни в жизнь не выйдут из своего шестиметрового джипа, и будут отбирать дорожное пространство у общественного транспорта и других автомобилей.

был период, когда я по утрам смотрел Евроньюс, и меня до глубины души поразила новость:
>>Известный итальянский предприниматель, глава всемирно известной дизайнерской компании Pininfarina 51-летний Андреа Пининфарина (Andrea Pininfarina) погиб в ДТП недалеко от Турина. Его мотороллер Vespa, на котором Пининфарина направлялся на работу, столкнулся с автомобилем Ford.>>
http://www.etoday.ru/2008/08/andrea-pininfarina.php
no comments, как говорится.
5th-Feb-2010 06:36 am (UTC)
Угу. Как казуальный водитель шестиметрового джипа, свидетельствую: нормальные люди в городе предпочтут мотороллер (а в наших сибирских условиях - какой-нибудь микровэн).

Шестиметровый джип (у нас, правда, пятиметровый :( "прадик") реально мешает и затрудняет жизнь самому водителю джипа; единственный способ избежать этого неудобства и ехать с каким-то комфортом - это наглость, помноженная на хроничекие нарушния првил. Такой стиль вождения - не по мне. Зато за городом "шестиметровый джип" легко может оказаться единственно приемлемым средством передвижения: по замесу крутых говн с ним может соперничать разве что эндуро, но... см. мой комментарий Наде насчёт пассивной безопасности и климатического дискомфорта мотоциклов.
5th-Feb-2010 08:04 am (UTC)
когда приходилось много ездить по городу, я всерьёз задумался о покупке мотоцикла или мотороллера.
при этом осознавал, что зимой буду ставить мототранспорт на прикол.
но сомневаюсь, что многие из наших пафосных директоров даже летом согласятся использовать мотороллер, или того хуже велосипед.
5th-Feb-2010 07:30 am (UTC)
Согласен, у нас сильно устаревшая система общественного транспорта. Особенно в части трамваев. Принцип тихоходных трамваев устарел вообще. Современные трамваи - это длинные сочлененные вагоны на выделенном полотне, которые носятся по нему со скоростями выше автомобильных. Они способны в принципе обеспечить почти метрополитеновскую частоту хождения, провозную способность и скорость, имея при этом то достоинство, что на окраинах одна магистральная линия может делиться на несколько маршрутов, которые будут заходить непосредственно в микрорайоны (метро это не может, так как необходимо изолировать линию).

Только для этого надо как минимум переложить рельсовое полотно (то, что есть в большинстве городов - тихий ужас) и закупить новые вагоны, чтобы те гробы на колесах, которые до сих пор массово ездят в Новосибирске, Перми и Казани, ушли в прошлое.

Иными словами - нужны деньги и желание наладить приличный общественный транспорт.
5th-Feb-2010 08:07 am (UTC)
1. ну съездите в Минск, посмотрите как РЕАЛЬНЫЙ советский общественный транспорт работает СЕГОДНЯ. Индивидуальный комфорт там в рамках советских стандартов, особенно в час пик, но зато этот транспорт задёшево (6 руб) везёт со средней скоростью не менее 30-40 км/ч в любую часть города и часто предоставляет несколько альтернативных маршрутов движения. Посмотрите, а потом уж определитесь что же вы всё-таки ненавидите. Кстати, в Минске власти упреждающе закрыли проблему пробок, сделав несколько крупных модификаций дорожной сети и запретив парковку на основных городских магистралях.

2. Трамвай -- это архаизм начала прошлого века. Ратовать за трамвай это то же самое как сегодня агитировать за паровозы.

3. В городе мог бы пригодиться эстакадно-рельвсовый СТЮ (струнный транспорт), но эта технология пока ещё только в проектах, её доводка и финансирование идёт крайне медленно.
5th-Feb-2010 08:49 am (UTC)
ну съездите в Минск

Спасибо, для ознакомления с работой транспорта мне уже посоветовали Прагу. И 30 км/час, при удалённости от моего дома до работы 32,5 км через весь город, для меня всё равно остаётcя слишком маленькой скоростью (особенно с учётом 25-30 остановок по полминуты-минуту на каждую).

Посмотрите, а потом уж определитесь что же вы всё-таки ненавидите.

Я уже определился: ненавижу хамство и пренебрежение потребностями людей, особенно поданное под любым идеологическим соусом.
5th-Feb-2010 09:33 am (UTC)
ну так вам прямая дорога ненавидеть текущую власть, а за ней и следующую и так во все времена.

вы, кстати, прикиньте сколько стоят ваши предложения по транспорту, прикиньте, где эти деньги возьмёте и прийдите к власти, объясните. Они с радостью возьмутся за работу, а если вы им не доверяете, то сделайте сами. Власть вам НИЧЕМ не обязана, так же как и вы власти.

PS: ненавидеть -- это самая конструктивная позиция... но только для совка.
5th-Feb-2010 10:59 am (UTC)
Власть вам НИЧЕМ не обязана, так же как и вы власти.

В самом деле? А зачем она мне тогда нужна? "Чтобы была?" - дорогое удовольствие.

ненавидеть -- это самая конструктивная позиция... но только для совка.

Поэтому я не только ненавижу, но и выдвигаю контрпредложения. А деньги на модернизацию я возьму с тех сумм, на которые раньше было принято вешать лозунги или портреты "вождей". Для старта программы этого хватит, а вот на полную реализацию, думаю, их будет мало; тогда я предложу городам, заинтересованным в развитии инфраструктуры общественного транспорта, организовать займы у населения. С выплатой и с процентами, а не как товарищ Сталин!

И плюс к тому, нужно понимать, что я готов взять власть только в том случае, если мои эксперты представят мне экономически эффективную модель социального строя; абы какую власть я брать не буду - брезглив. А при эффективной экономике качественная организация транспорта - одна из первоочередных стратегических задач.
5th-Feb-2010 09:15 am (UTC) - Небольшое техническое замечание
Увеличение доли электрического транспорта закономерно потребует увеличения выработки электроэнергии. В силу того, что на большей части территории России ТЭЦ более выгодны, чем АЭС, выхлопы бензинового транспорта нечувствительно заменятся дымом из труб. Насколько при этом чище или грязнее станет воздух в городе, судить не берусь - это тема для отдельной статьи (а как бы и не для диссертации:)). Но организация работы общественного транспорта - это еще полбеды. Вторая половина заключается во вбивании в голову ПДД, причем всем без исключения, начиная с детского сада. И кажется мне, что если с первой половиной потребуется очень много возни, то вторая половина вполне реализуема в современных условиях. Вот если бы взять энергию внедрения ПГМ и направить ее на внедрение ПДД... Впрочем, это всего лишь аналог известной поговорки про бабушку и дедушку:)
5th-Feb-2010 11:06 am (UTC)
Замечание о выгоде ТЭЦ относится к текущим условиям, когда наиболее перспективное направление в развитии транспорта по-прежнему рост частного сектора автомобилей.

И потом, АЭС или что-нибудь другое, но что-то ведь должно заменить угольно-нефтяных монстров в течение этого столетия? На "термояд" надежды всё ещё мало, но есть и такие проекты, как ГЭК; главный вопрос в их экономической осуществимости.

А нарушения ПДД - явления вовсе не такие уж постоянно-глобальные, как принято считать. Под знаком "остановка запрещена" паркуются не по незнанию и не от наглости, а из-за полной безысходности, то есть редко. На красный свет ходят/ездят тоже не слишком-то часто. А менее эпические нарушения, вроде поворота направо в произвольный ряд, в детском саду всё равно не изучишь...
5th-Feb-2010 10:17 am (UTC)
Все нынешние города нужно снести и застроить заново, руководствуясь идеями великого Корбюзье. Вместо мотоциклов сгодятся придуманные им же сверхкомпактные и сверхдешевые автомобильчики.
5th-Feb-2010 11:00 am (UTC)
Снести Рим, Прагу и Ленинград? Я воздержусь от реализации идей Корбюзье, пожалуй...
8th-Feb-2010 02:34 am (UTC) - Советская власть + электрификация всей страны
Общественный транспорт тоже ненавижу с детства. И сознание летом терял в пригородном автобусе, когда все окна закрыты по велению закутанных бабок, и в троллейбус заскакивал с разгону в час пик, и в метро на одной ноге стоял.
Поэтому с первого курса института ездил на машине. Было их только своих уже пятнадцать штук. Одну угнали, три разбил. Уже год хожу пешком - купил задешево "Вольво" некомплектную, стоит в огороде - сил набирается. Если несколько остановок, иду пешком. Метро - красота сплошная (девки).
Трамваи в одной плоскости с машинами сейчас не выход. Маленькая авария - и стоят они шеренгой, пока к легковушкам страховщики с ментами не приедут. Пассажиры идут пешком и матерятся.
Троллейбус - красота за городом. Примером тому трасса "Симферополь - Ялта". Но в других местах пригородных троллейбусных линий нет и не будет из-за разных юрисдикций "город - область".
Будущее за электрификацией и стандартизацией транспорта. Вспомните детские электромобильчики в парках аттракционов - бампера резиновые, едут медленно. Стукнулись, посмеялись и поехали дальше. Кто хочет выделиться, пожалуйста - кожи-рожи-стразы-брюлики-аэрография.Мотоциклы и мотороллеры прикольны, но жизней запасных практически в них нет.
Ездил я на служебном Шевроле "Сабурбан". Машина - дрянь. Огромная, неповоротливая, непроходимая, некомфортная. Один плюс - народ на дороге шарахается врассыпную.
В Израиле уже запускают программу создания подзарядочных станций со сменными литий-ионными аккумуляторами для электромобильчиков.
Но ведь это же коммунизм получается. До того надо нефть всю продать-сжечь.
Дикарям. А потом будут продавать воздух.
Экологи атакуют атомную энергетику, но не трогают химическую промышленность. А альтернативы атому нет. Гидроэнергетика - чересчур дорогая альтернатива. Сами видите.
Извините за многословие.
Выпуск подгружен %mon%