?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
«Скиталец янки в тиши морской стоянки…» 
27th-Feb-2013 01:13 am
парадное
Так получилось, что «Мадам Баттерфляй» я раньше в опере не смотрел — слушал только киноверсию, да отдельные отрывки. А сегодня мы съездили на постановку в наш Оперный, и я сформулировал своё мнение по поводу каждого из персонажей этой трагической и поучительной истории.

Поскольку опера имеет рейтинг «16+», рецензия на неё тоже будет иметь рейтинг 16+.

Пинкертон. Ссыкло. Его предупреждали об этой конкретной мусумэ, что кончиться с ней может хреновато. А он сперва зачем-то изобразил любящего мужа, а потом свалил в кусты. Нет чтобы сразу поделиться с Чио-Чио-сан своими планами женитьбы на американке! По крайней мере, мог бы потом смело являться к ней с Кэт.

Чио-Чио-сан. Пиздища. Не думает вообще, чувствует не сердцем, а половыми органами, ведущее место среди которых занимает голодный и вечно раззявленный кошелёк. Последняя стадия падения креативного класса. Хотела жить богато и красиво, желательно в Америке, о которой имела представления современной пэтэушницы из Пердыщенска. Итог закономерен: не получилось, не фартануло. За сто йен, как известно, песцы по залупе не побегут.

Консул. Сыч. Вместо того, чтобы активно вмешаться в происходящее свинство, ходит с умным видом пророка и подаёт всем окружающим добрые советы, в которых те явственно не нуждаются. Тем не менее, самый симпатичный персонаж в опере. Если бы мне надо было организовать пейринг по мотивам оперы, я поставил бы на пару Шарплесс / Сузуки. Остальным гибридизироваться нельзя, это ослабляет вид.

Сузуки. Тряпка. Служит для вытирания ног или соплей, в зависимости от мимолётного настроения окружающих. Была бы, наверное, хорошей девочкой, но бесхарактерна.

Кэт. Сука. Ломает из себя святую, забирая при этом мальчика у родной матери (и как это микадо не позаботился принять закон, запрещающий американским бабам усыновлять японских детей?!).

Горо. Жаба. Прекрасно чувствует себя в окружающем болоте, чего и всем остальным желает.

Ямадори. Хуй. Ищет, куда бы приткнуться, но в последние двадцать лет, по-видимому, безуспешно.

Сын Чио-Чио-сан. Децл. Вырастет пиндосом, во всех смыслах слова. Научится играть в бейсбол, сбросит бомбы на Окинаву, умрёт от синдрома Аспергера-Альцгеймера в возрасте 106 лет в Висконсине. Первые 15 лет жизни Кэт будет объяснять ему, как он должен быть ей благодарен; следующие 89 лет он потратит на то, чтобы выкинуть это из головы.

Музыка. Не Верди. Вставки после «ударных» арий прекрасны, но запоминающихся тем почти нет.

Либретто. Клюква. Впечатляют не только японки в кимоно, с веерами и вакидзаси/танто, но и американцы, поглощающие тонны виски под «…by the dawn’s early light, what so proudly we hailed…».

Постановка. Хорошо. Простенькие декорации, минимум модерна (куда уж дальше-то?). Удивили только игры со временем; когда мадам Баттерфляй сообщает, что прошло три года, а на сцену выводят восьмилетнего мальчика, Пинкертону хочется посочувствовать. Кэт выглядит так, как будто уже прожила с Пинкертоном долгую трудовую жизнь бок о бок, а на старости лет решила всё же заехать и в Нагасаки. Время в самом Нагасаки летит так, что при сохранении адекватного темпа уже к концу второго акта должно было настать 9 августа 1945 года, положив досрочный конец страданиям Чио-Чио-сан. Доставляет сцена, когда мадам Баттерфляй требует от Сузуки убрать весну и свет, что та и проделывает по всему городу, производя закат солнца вручную.

Оркестр. Радует. Состав «стандартного оркестра», используемого Пуччини, отличается, однако, от традиционного (преимущественно струнного), и в нашем Оперном с духовыми возник конфуз: приглушались средние частоты, создавая эффекты интерференции и затухания. Впрочем, было терпимо.

Мораль. Блядство. Наряду с Кармен, Ирен Форсайт и Анной Карениной, мадам Баттерфляй как-то мало тянет на жертву бездушного общества. Скорее уж, она сама пытается оседлать это общество в своих интересах. В буржуазном обществе ставкой в этой дурацкой игре оказываются честь, судьба ребёнка, а под конец и жизнь. Выигрыш же не очевиден — подумаешь, «гражданка Соединённых Штатов» с правом жить в собственном доме на полном пансионе у мужа!(Хотя, в отличие от вышеперечисленных героинь, она хотя бы это пытается делать с любовью и достоинством, а не изображать из себя страдалицу в оковах семейного рабства — за что ей, собственно, какой-никакой респект.)

Диагноз ясен. Она умерла. Это скучно.

А вообще, конечно, опера понравилась. Актёры молодцы, и постановка хороша. Кто же виноват, что итальянский стиль verismo не породил у меня специального эстетического отклика в сознании?
Комментарии 
27th-Feb-2013 03:52 am (UTC)
Это не японки, это гейши, что с них взять. В Европе гейша, видимо, попадала в категорию НЁХ из серии "близнецы, китайцы и мистические явления".
А исполнение мне показалось несколько тягучим. Впрочем, возможно, так и задумано?..
27th-Feb-2013 03:58 am (UTC)
Киноверсия тоже была тягучей, как и радиопостановка Большого, которую я слушал ещё лет в пятнадцать. Возможно, это свойство опер Пуччини — «Богема», например, вообще резиновая, особенно если сравнивать с «Кармен» или даже с «Трубадурами» там.
28th-Feb-2013 07:51 am (UTC)
Наряду с Кармен, Ирен Форсайт и Анной Карениной, мадам Баттерфляй как-то мало тянет на жертву бездушного общества. Скорее уж, она сама пытается оседлать это общество в своих интересах. --- Только что дочитала "Сагу о Форсайтах" (первые три романа), преисполнилась к Ирэн отвращения (в отличие от автора, да?) и жажду об этом ( о ней и романе в целом) поговорить! :-)
28th-Feb-2013 08:58 am (UTC)
Я не против, но «Саго» наизусть уже не помню.
28th-Feb-2013 09:10 am (UTC)
Ну и что ты думаешь об Ирэн Форсайт? ПО мне так это какое-то дикое свинство с ее стороны: Сомс ей "просто не нравился" - и она с новым мужем и сыном (!) гнобят его и Флер всю оставшуюся сагу - за то, что он ей ничего не сделал - за несуществующие грехи ("изнасилование в браке, при том, что Ирэн на тот момент уже открыто изменяет мужу - имхо, не считово)! При этом Джолион, бросивший мать Джун с ребенком и Ирэн, уведшая жениха (архитектора) у Джун и сам Джолион, женившейся на бабе, разбившей счастье его дочери (которая об этом "никогда не жалела, не могла" (!)) - образцы, блядь, красоты и благородства?!?!
28th-Feb-2013 09:31 am (UTC)
Сомс великий человек, все таланты которого извращены и испорчены обществом. А Ирен сволочь, расчётливая и циничная тварь, прикрывающаяся «высокими чувствами». Вот у Флёр есть высокие чувства, и их опять-таки разлагает, превращает в опасную дрянь общественная среда. Но Флёр — человек, а Ирен — самка скотины.
28th-Feb-2013 09:35 am (UTC)
Сомс великий человек, --- почему?
все таланты которого извращены и испорчены обществом. --- разве? Почему?

Я вот тоже офигеваю от Ирэн, и понять не могу, почему Голсуорси-то читает, что она классная? И счет в саге по итогу в пользу ее семьи (в финале 6-го романа - я подглядела - Джон опять отказывает Флер, то есть решение опять за тем лагерем)?
28th-Feb-2013 04:57 pm (UTC)
Почему Сомс великий человек? По масштабу личности, по силе страсти и упорству души. Избитая фраза про «такую-то энергию, да в мирное русло» здесь как нельзя кстати.
Выпуск подгружен %mon%