?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Послесловие к "Технологии Чести". 
13th-Jun-2005 01:05 am
редакторская колонка
Меня могут обвинить в том, что я драматизировал и сгустил краски в чужом авторском мире, который болваны и пройдохи всех мастей считают "самым беспроблемным и чистым", миром "холодной, стерильной социальной утопии". Позволю себе не согласиться с этими определениями. Оставив в стороне чисто литературоведческие и социологические аспекты, обращусь к голым фактам.

Для начала, я избрал для поставленных новелл ("Рубеж Грядущего") и для "Технологии Чести" самые сложные эпохи, о которых лишь вскользь упоминалось в первоисточниках. Сделано это было специально. Лем разумно сказал: "Пусть люди будущего сами решают свои проблемы - мы будем решать свои". В этом смысле, меня интересовали четыре периода, когда "идеальное, стабильне, утопическое" общество по модели Ефремова терпело крах, потрясение основ. В "РГ" это потрясение основ временное, преходящее, но нуждающееся в немедленном исправлении - в фиксации допущенных ошибок. Ибо, "чтобы подняться из инферно, нужна прежде всего Мера, а не Вера" (это, кстати, плевок в сторону клерикалов).

"Технология Чести" посвящена эпохе, лишь вскользь упоминавшейся как завершающий элемент ЭМВ - Второй Великой Революции. Именно революция, а не заговор и не война, составляла основной стержень этого сюжета. Именно вихрь революционной ситуации (да-да, той самой - "низы не хотят, верхи не могут"), - закружил персонажей достаточно заурядной планетарной экспедиции, которые должны были привезти на Землю либо ключи к спасению мира, либо гвозди для его гроба. Отсюда и ощущение неразберихи, беспомощности, искусственно - каюсь, - нагнетавшееся по временам. Но отсюда и сама возможность серьезных общественных перемен. Здесь корни Академии Горя и Радости, сила Контроля Чести и Права, смысл подвигов Геркулеса... Это - рождение новой эпохи.

Почему - честь? Честь почиталась в Темные века, как инструмент Меры (регулирования отношений и поступков). Рыцарская честь оказалась привлекательнейшим образом, еще более романтизированным в последующую эпоху - ЭРМ. При капитализме честь забылась, уступив место праву - инструменту более совершенному более точному... и гораздо более подверженному разложению, коррупции. Только общество ЭМВ, общество будущего, смогло найти баланс между этими понятиями. Совет Чести и Права - не досужая выдумка; постоянное само- и взаимоопределение этих понятий более важно, чем тома законов и писаная строгая мораль. Законы и мораль тоже важны, их значение я не отрицаю - но одних их недостаточно, как одного фанатизма недостаточно для вдохновения, или одного упорства - для квалифицированной работы.

Спасибо всем, кто участвовал в Революции.
Комментарии 
12th-Jun-2005 06:27 pm (UTC)
Можно вопрос? А какие именно эти четыре периода и "самые сложные эпохи"?
13th-Jun-2005 06:46 am (UTC) - Прпробую ответить развернуто.
В обоих крупных "фьючерсных" романах Ефремова упоминается 4 переломных периода развития общества. Первый из них - очевидно, конец ЭРМ, эпоха страшных атомных войн и невиданных ранее тираний под флагом охраны "цивилизации" и "традиционного образа жизни" целых культур. (Я сознательно оставил эту эпоху за кадром - если бы автор хотел сказать о ней больше, он бы это сделал, а я не "время учеников" и чужой мечте не советчик.) Второй период - Вторая Великая революция, когда в обществе были разбужены "две гигантские общественные силы - вера в себя и доверие к другим". Это время действия "РГ-1" и "Технологии Чести"; я считаю вопросы действия этих сил очень актуальными, особенно в России, где фатализм, обреченность и достоевщина парализуют творческие усилия множества поколений. Следующая эпоха - эпоха реального становления всепланетного коммунистического общества, с его особенностями и сложностью устройства, с его весьма непростыми гуманистическим принципами и полным отрицанием иллюзии "духовных идеалов". Такое общество, по Ефремову, не может быть построено в одночасье, декретом или революцией; к нему надо идти долгими и трудными путями, на которых легче легкого оступиться. Этому был посвящен "РГ-2": те, кто задает общественные идеалы, не имеют право отрываться от реальности, иначе они сваливаются в прожектерство, за которым неизбежно следуют демагогия, политическая ложь, а в финале - фашизм. Ефремов много упоминает о таких эпохах истории Земли в "Часе Быка", а для нас это тоже актуально - нельзя строить "государство общей духовности" или насаждать утонченную культуру, если в городах плохо работает электросеть, а в поселках не всякий день можно найти канализацию. Наконец, четвертая эпоха - момент, когда цивилизация становится поистине единым организмом, взрослеет, преодолев свои детские кризисы, и начинает самостоятельно выбирать цель и стратегию развития. Об этом было написано множество фантастических романов; но почти все они писались фантастами или философами, принадлежащими к современной западной культуре. С их точки зрения, такая (сверх)цивилизация обречена была всякий раз превратиться в горстку всемогущих индивидуумов, от скуки создающих галактики или медитирующих на собственный пуп. Общество "модели Ефремова", естественно, не может позволить себе такой роскоши - ни "людены", ни "новые боги", ни "наивысшая фаза развития" не про него. Анализу этого вопроса (вернее, самой возможности его постановки) посвящен "РГ-3".

Чтобы здесь избежать непонимания, следует, пожалуй, упомянуть еще и об одном соглашении, которое было принято мной и всеми игроками как в новеллах, так и в кампании этого цикла. Эти сюжеты - не "игра в Ефремова", в том смысле, в каком толкинисты "играют в Толкиена", скажем. Мир Ефремова здесь - не самоценность, а работоспособная историческая модель с проекцией в будущее (скажем прямо - одна из наиболее работоспособных "фьючерсных" моделей). И в этом смысле "сюжеты по Ефремову" не должны восприниматься как фанфик - ведь ролевая игра по временам Луция Суллы вовсе не обязательно должна была быть фанфиком по "Спартаку" Джованьоли. Первоисточниками к "РГ" и "Технологии" служило множество книг и фактов, а поднятые там проблемы были в первую очередь проблемами нашей эпохи. Так что правидльнее всего было бы сказать, что я поставил ролевые игры из жизни будущего, как ее вижу я, а Ефремов был человеком, некогда очертившим (и для меня тоже) контуры этого будущего. Весьма привлекательные контуры...
Выпуск подгружен %mon%