?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Кое-что о магглах. 
18th-Dec-2016 10:35 am
аватара
В комментариях к предыдущему посту затронули тему «магглов» и их противопоставления «людям со сверхспособностями», которые-де загоняют «магглов» в ловушку собственной ничтожности и безысходности судьбы.

Местами это действительно так; истории «про избранного» — часть мифологии, а миф предназначен, чтобы унижать. Поэтому всегда очень приятно думать, что в магический мир Гарри Поттера однажды придёт взвод автоматчиков, который, по мнению самой Роулинг, точно нагнёт любой взвод боевых магов. Но вопрос-то не в этом!

Откуда, собственно, эта дивная уверенность, что массовый читатель и зритель не ассоциирует себя с главными героями (или со злодеями, что мы тоже видим довольно часто) всех этих саг и франшиз?! Кто и кому сказал, что потребитель этой массовой продукции видит себя в конечном итоге только расходным материалом для действий «избранных» и «супергероев»?!

Ответ на этот вопрос, к сожалению, есть; он — в головах, а не в книгах и не в кинотеатрах. Разделение мира на «избранных» и «простых», памятное мне ещё по позднему СССР, является универсальным принципом — но этот принцип равно присущ и старшему, и младшему поколениям. Дальше весь вопрос только в социально-приемлемых критериях «избранности», вещи a priori гнусной и отдающей столь милой сердцу имперцев цензурой!

С известной точки зрения Рахметов из «Что делать?» или граф Монте-Кристо — такие же «избранные», как и Нео с Гарри Поттером. Ассоциировать себя с ними — либо можно, либо нельзя. И если у человека стоит блок — «не ассоциировать», он может хоть единственным сыном Творца родиться, но мир спасать не станет ни за что.

Вопрос о приобретении «избранности» трудом или личными качествами вместо веления судьбы здесь вторичен; многих героев комиксов тоже не паучок укусил, к своей судьбе суперменов они шли всю жизнь. Капитан Америка мечтал попасть в действующую армию, рискнул — и попал! Доктор Стрейндж учился мистическим искусствам, чтобы вернуться к работе нейрохирурга…

А вот капитан Немо, вроде как любимый герой советской молодёжи, родился с золотой пробкой в заднице. Три мушкетёра, эта квинтэссенция разврата, алчности и лжи, с которой предлагалось брать пример не одному поколению подростков — были дворянами и особами, приближенными по праву рождения ко двору владык единственной в мире сверхдержавы. Шерлок Холмс? Хм…

Но постойте, скажет мне внимательный читатель, ведь все эти книжки — просто развлекательное чтиво для буржуазной публики, и из поколения в поколение стереотипы в них не меняются! Дайте нам что-нибудь про нас, про простых советских людей, про перековку пережитков и становление личности молодого рабочего!

О, я дам вам это с удовольствием — разумеется, после того, как с негодованием и ненавистью выброшу на свалку истории весь ворох дидактической, политико-воспитательной литературы! Вылетят все бездарные конъюнктурные поделки (не путать с серьёзными биографиями) — нравоучительные романы и рассказы для хрестоматий про героев, про детство вождей, про непримиримую борьбу прогрессивной советской молодёжи со стилягами, уклонистами, тлетворным влиянием Запада…

И останутся прекрасные примеры: книги Макаренко, яростно, ревниво влюблённого в личность каждого — каждого, слышите! — из своих воспитанников, «Человек меняет кожу» Ясенского, «Поднятая Целина», «Разгром», «Коллеги» раннего, не скурвившегося ещё Аксёнова, романы Алексея Толстого, Германа, Гранина… Вы любите каждого из героев этих произведений так, как любили их авторы? Вы понимаете, что вы — это они, потому что авторы писали их с вас и для вас?!

А ведь, скажет любитель проводить грани между «простыми» и «непростыми» людьми, что общего между мною и этими героями?! Они родились в иные эпохи, созданы иными общественными силами; они — воплощение мужества, любви, силы духа и воли, их ошибки — закономерные следствия их достоинств, а их несчастье — трагедия! А что я? Серый, бездарный, родившийся не вовремя и не так, бессмысленное приложение к пустоте Вселенной. Достоин ли я быть ассоциирован с ними?

Вот мой ответ: да, достоин. Искусство обязано развлекать и утешать, без этого оно вырождается в дидактическое или декоративно-прикладное, утилитарное направление; но точно так же подлинное искусство демонстрирует не отвлечённый идеал «величия духа», а силу и красоту каждого человека. И метод, образ, которым оно действует — всего лишь инструмент, выразительное средство искусства, обращающееся к (жаждущей этого средства!) аудитории.

Любой конечный потребитель искусства достоин ассоциировать себя с героем. Искусство для того и делается, чтобы люди ассоциировали; иначе оно не воспринимается. Фрески Сикстинской капеллы пересказывают не «иудейскую сказку», а историю каждого человека в мире; оттого-то плащ господа бога, вдыхающего в Адама жизнь, и выглядит на фреске как человеческий мозг в разрезе, из которого робко выглядывают таящиеся там бесчисленные ангелы и гении. Не отвергайте их!

А если вы, читая многотомие про Гарри и Гермиону, всё время проводите грань между «магами» и «магглами», позиционируя себя как часть одной из действующих сил, отделённой этой гранью от другой части — так это, возможно, вам на нормальность проверяться надо? Потому что читатели/зрители ничего тут такого себе не думают, сидят и удовлетворяют духовные потребности, за героев переживают, а эскапист тут — это вы!
Комментарии 
18th-Dec-2016 06:25 am (UTC)
Гы. Я привык думать, что зритель/читатель всегда ассоциирует себя с главными героями. Однако, если он не ассоциирует — это скорее следствие рефлексии, того что человек начинает задумываться, над жизнью и над разницей между этой жизнью и тем, что на экране, где ему суют сладкую конфетку, уже предельно лживую, потому что чем дальше, тем во всяких блок-бастерах всё больше выхолощено искусство, там, собственно по-большому счёту уже и героя нет, а одни спецэффекты. И когда како-нибудь Супер-пупер-рокетмен с пороховой шашкой в заднице выскакивает один на один против шагающего через рушащиеся дома по раздавленным трупам экскаватора, смотришь уже не на запредельно неправдоподобные и при том заштампованные до полной несъедобности трюки, а на вот те самые трупы, прекрасно понимая, что ты по жизни в этой толпе, а не в шкуре очередного спайдербетмена. Потому как ни спайдерменов, ни шагающих марсианских экскаваторов не бывает, зато всего остального блядства в полный рост.
18th-Dec-2016 06:37 am (UTC)
Это немного другой вопрос: вопрос правдоподобия и качества художественных средств. Если из всего арсенала спецэффектов у авторов фильма лучше всего получились трупы мирных граждан - это не проблема рокетмена и тем более не проблема зрителя. Конечно, если главгерой картонный, с ним ассоциировать себя как-то стрёмно, но не потому, что он главгерой, а потом что картонка шуршит.
18th-Dec-2016 12:11 pm (UTC)
Опять же, времен социализма детектив шпиенский болгарский - там ГГ вовсе даже ветеринар, все больше про коров пишет и про споры вокруг внедрения квадратно-гнездового способа посадки картошки.
Хотя дело о порче противоящурной вакцины его и коснулось наиболее непосредственным способом.
18th-Dec-2016 02:35 pm (UTC)
Анонимный сигнал
Хорошо сказано.
С.
18th-Dec-2016 03:25 pm (UTC)
Не рефлексирует и ассоциирует. С этим у массового потребителя искусства, к счастью, всё в полном порядке. Ложной скромностью оттого, что он «не строит БАМ», современный зритель в массе не страдает; это — фетишизм определённого психотипа людей, очень любящих свою нишу продукции, произведения про «кровавый и жестокий мир», где все против всех, нет справедливости, а герои страдают и гибнут ни за что. Таких франшиз тоже очень много, например, под лейблами «Киберпанк», «Бойцы Империи» и т.д. Сплошные полные штаны, как говаривал старина Полифем из «Второго нашествия марсиан».

Edited at 2016-12-18 03:27 pm (UTC)
18th-Dec-2016 06:28 am (UTC)
//всё время проводите грань между «магами» и «магглами»
Автор проводит. Вы проводите. Сами и проверяйтесь.
18th-Dec-2016 06:35 am (UTC)
Где? Пальцем покажите - мне уже стало интересно.
18th-Dec-2016 01:16 pm (UTC)
Где я провожу эту грань? Самому интересно. «Cудит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?»
18th-Dec-2016 07:10 am (UTC)
Кстати, по работе и зарплата - если однажды на магическую сторону Англии влетит стая гиперзвуковых ракет с ЯБЧ - это будет вполне справедливой расплатой за сотни лет владычества, унижений, нацизма (а отношение к маглам и есть нацизм, помнится, была такая страна, там маглы гайдзинами назывались...)

О, щас японофилы могут подтянуться!
18th-Dec-2016 09:29 am (UTC)
сколько лет уже прошло, давным давно распилили СССР, давным давно русачков превратили в негров или беженцев\трупы, а они все про ракеты.
нет, дружок, никаких ракет на магическую сторону не полетит, мало того главноракетчики будут на коленях умолять чтобы им позволили распилить все ракеты за ради маленького домика в той самой Англии.
Таковы факты, а факты самая упрямая вещь на свете.
Оффтопик - Анонимный сигнал - Развернуть
18th-Dec-2016 11:39 am (UTC) - from Mike
Анонимный сигнал
"Три мушкетёра... были дворянами и особами, приближенными по праву рождения ко двору владык"
Особенно дАртаньян, ога. %) Да и Портос недалеко от него ушел.
Но, впрочем, от человека, асилившего "многотомие" Роулингс его абсолютно суконным языком - логики ожидать сложно, да :Р
18th-Dec-2016 12:21 pm (UTC) - Re: from Mike
"Щ - Логика".
18th-Dec-2016 12:06 pm (UTC)
Вообще-то кроме Гранина с Аксеновым и "целины" еще Асанов был.

Ну или если возьмем, скажем, Павлова, то там ГГ отнюдь не со сверхспособностями, да и нимбами избранничества не особо блещут.


P.S. Кстати, про поттеров не читают. Про поттеров пишут. Точнее, не про поттеров, а про 100500 способов низведения и курощения, которые НОРМАЛЬНЫЙ человек может применить ко всем этими темным лордам.
18th-Dec-2016 12:16 pm (UTC)
А если человек видит себя в оводе, Павке Корчагине, теркине, частью Железного потока?
18th-Dec-2016 12:20 pm (UTC)
Так он человек, а не "простой маленький человечек". Здоровый, так сказать.
Выпуск подгружен %mon%