?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
«От имени и по поручению Президента Республики — честь герою!» 
6th-Sep-2017 11:07 am
аватара


Вчера в разговоре с helghi о драматической судьбе различных персонажей всплыли интересные подробности, касающиеся определения и использования чести — одной из двух (наряду с правом) компонент, урегулирующих взаимоотношения между личностью и обществом.

Честолюбивые личности (а таких, к счастью, как минимум простое большинство — мало кто хочет быть «неизвестным героем», дать всем всё и загинуть в безвестности!) вправе требовать от породившего их общества адекватного отношения к своим свершениям, причём адекватного не только по масштабу, но и по уровню отражения такого отношения в существующей культуре. Это касается персонажей любого калибра и любой социальной среды. Перевыполнили план на триста процентов? Красное знамя, доска почёта, статья в многотиражке и поездка в Тьмускорпионь на конференцию ударников. Да не директору, не мастеру цеха, а лично вам! (Так делалось, не надо врать!) Победили дракона? Добро пожаловать за Круглый стол, сэр, вот ваш стул и кусок кабанины, дозвольте нам просить вас поведать о вашем славном подвиге! Разгромили нахрен турецкую эскадру при Синкопе? Премного обязаны-с, господин адмирал, будьте пожалованы титулом графа Антитурецкого и, разумеется, земелькой-с! Создали Вселенную? Вот вам ваше место на небесном престоле, а заодно и в «Энциклопедии мифов народов мира», рядом с Кухтынняки и Змеем-Радугой! В конце концов, даже комиссар Жюв получил орден Почётного Легиона, преследуя гнусного Фантомаса!

Где нет чести, нет и объективного критерия, мотивирующего героя на исполнение высшего долга. Герой, молча и скромно отдающий всё, превращается в жертву как в глазах общества, так и в глазах будущих поколений. Я не буду здесь лишний раз ругать всю ту трескотню про самопожертвование и высокие идеалы, которую ругал уже сотни раз; понимающему — достаточно, а кто не понял, тот и не поймёт. Отрицательной мотивации («если ты не исполнишь долг, тебя будут презирать и даже расстреляют!») здесь недостаточно; это — точный аналог рабского труда из-под палки, труда, за который платят страхом. Необходима мотивация положительная, мотивация, дающая право ждать достойной оценки своих действий. И да, честью могут незаслуженно обойти, но это не меняет самого факта существования общественных критериев чести, существования самого института оценки действий личности, оценки, параметры и правила которой доступны открытому пониманию.

Честолюбивая личность, лишённая общественной оценки своих действий, в конце концов перестанет действовать на благо такого общества, а то и начнёт прямо вредить ему, как это было описано в известном средневековом польском стишке про задницу. Общество, допускающее такие умонастроения, серьёзно рискует. Своеобразное исключение — разные религиозные общины, но и там честь предполагается получить не на земле, а на небе, в жизни вечной; история, насколько мне известно, не располагает сведениями об успешных религиозных общинах, члены которых намеревались отдать своё право на царствие небесное каким-нибудь посторонним субъектам, а сами зашагать прямиком в ад.

Отсюда, кстати, вытекает и другой странный вывод: в современных условиях воздать честь кому-либо крайне затруднено. Медаль от буржуазной, сомнительной легитимности, «суверенной нации» воспринимается в общем случае как издевательство; такие вещи хороши для чиновника, но не для героя. (Исключение — легенда, связанная с самой наградой). Деньгами не награждают, а платят; честь не товар. Известность? Велика ли честь стоять рядом с «селебритями» и быть приглашённым на разные «ток-шоу», где рядом с тобой сидят политиканы, дорогие проститутки и журналюги? Внимание к личности героя? Но современники (во все времена) предпочитают обсуждать парфюм знаменитости и количество его/её постельных партнёров, и лишь после смерти героя начинают создавать эпические полотна с попытками канонизации новопреставленного (с непременным вписыванием его в сиюминутный политический контекст, разумеется).

Наряду с новой моделью права, далеко выходящей за рамки буржуазного закона и становящейся скорее нормой взаимоотношений между различными частями общественного организма, нашему обществу необходима и новая модель чести, возбуждающая ревность героев к свершениям и способная выступать мерилом общественного успеха личности. Так, и только так, мы сможем преодолеть призыв к аскезе, самопожертвованию и растворению личности в движении высших сил — призыв, безусловно губительный и оказывающий вредоносное действие на всякое общество, так как действие этого призыва лишает личность могучих стимулов к действию или, того хуже, заставляет её искать обходные пути к удовлетворению потребности в общественном признании индивидуальных заслуг.
Комментарии 
6th-Sep-2017 04:38 am (UTC)
Это прям сталинский период, с героями труда!
6th-Sep-2017 04:59 am (UTC)
Да, конечно. В сталинский период было очень много хорошего и правильного. Он не состоял из сталинизма, точно так же, как история дореволюционной России не состояла из булкохрустия и шовинизма, а содержала множество достойных подражания примеров.
12th-Sep-2017 03:59 pm (UTC)
Но само понятие "герой труда" не смешное. Действительно ведь были герои. На своём месте.
6th-Sep-2017 06:04 am (UTC)
" история, насколько мне известно, не располагает сведениями об успешных религиозных общинах, члены которых намеревались отдать своё право на царствие небесное каким-нибудь посторонним субъектам, а сами зашагать прямиком в ад."

Что-то где-то я такое слышал. По моему в какой-то лекции по истории Кореи. Тамошние христиане однажды решили, что нужно идти резать японцев и попасть за это в ад. Типа такое высшее проявление патриотизма - пожертвовать своей бессмертной душой.
6th-Sep-2017 07:13 am (UTC)
Райкин вспоминается, «пусть будет маленький дефисит».

Ну вот никак без гешефта! Ну хоть в чём-то — а профит поиметь, никуда без прибыли. Низзя деньгами — дайте славой. Между прочим, обычная экономика классового общества начиналась именно с этого — с престижной экономики общества предклассового, когда основной ценностью и пресловутым стимулом служил престиж.

Вообще-то почести (кстати, вы именно о них пишете, а не о чести), сиречь выражение славы — это следствие, сиддхи, побочные эффекты деятельности, а не цель. Во всякой мало-мальски вменяемой книжке про йогов и их чудеса написано, что йог способен к спецэффектам («чудесам») просто в силу того что таковы его свойства, ну как для предметов свойственно иметь какой-то цвет, вес, объём. Но самоцелью они быть не могут. Тот, кто стремится к обладанию атрибутами, а не тем, что эти атрибуты имеет, получает фигу. Можно купить гитару и джинсы как у Джона Леннона, но известным как Леннон станешь не раньше того, как напишешь какие-то песни, которые людям понравятся не менее ленноновских.

То что человеку, который сделал что-то значимое для общества, как-то выражают признательность — это следствие того что дело было сделано. Именно: следствие дела.

А говоря о стимуле, мы тем самым полагаем самоцель. Типа похвалите меня — я жопу от дивана оторву. А нет — и хер с ним со всем. А тот неизвестный солдат, которому везде памятники стоят — так и вовсе дурак. Он ведь погиб так и не дождавшись ни славы, ни почестей. И умирал-то часто тогда, когда никто про его подвиг не знал и никому рассказать не мог — потому что те кто мог бы, погибли ещё раньше.
6th-Sep-2017 07:22 am (UTC)
Ваще-т у автора написано "Честолюбивые личности вправе требовать от породившего их общества адекватного отношения к своим свершениям". То есть утром свершения, вечером почести. Чем эти личности мотивируются ради свершений - это не общества дело, а их личное. Дело общества - оплатить по счетам. Даже если личность мотивировалась не ожиданием признания, а впахивала просто потому что силы избыток.
6th-Sep-2017 07:54 am (UTC)
Тонкость в том, что честолюбивые личности не имеют права требовать от общества чего-то больше, чем полагается всем остальным. Вот пожинать плоды могут — скажем, с вами здороваются на улицах. Но требовать — это же по сути эквивалент требования оплаты. «Ты мне — я тебе».
7th-Sep-2017 05:18 am (UTC)
Вы путаете награду (плату) и сопричастность.
И говорите что герой не должен требовать платы за свой труд.
Не должен. Но имеет право требовать признания своего героизма. И как следствие желание попасть в сонм героев будет вполне приличной мотивацией.
Стахановцу могут не дать квартиру, но не могут не посадить в президиум. Дону могут и не платить ренту, но просить его нужно исключительно с уважением и обязательно считать другом. Дважды герой получает не машину, а бюст на малой родине. Нет однократной награды за поступок. Есть признание человеческих качеств.
Без этого герой не герой, а наемник. А кому охота всерьез напрягаться и превозмогать, всего лишь ради повышенной зарплаты. И не надо это уравнивать, опуская героев до своего уровня.
8th-Sep-2017 11:34 pm (UTC)
"– Может быть, и неплохо оказаться первым, [...] – но лезть из кожи вон, чтобы быть первым, – занятие нескромное. По крайней мере для ученого."
9th-Sep-2017 02:10 pm (UTC)
Здесь, как и во многих других случаях, разница лежит в умении переопределять и отделять важное; честолюбие — плохой спутник тщеславию, гордыне и суете.
11th-Sep-2017 12:36 pm (UTC)
Раньше было время кшатриев, а щас - вайшью. Поэтому раньше ценился подвиг, а сейчас - оборотистость. То и другое имеет недостатки. Вот вы предлагаете славой привлекать (кшатриев, конечно - зачем слава остальным?). А потом наглая их часть (где-то треть) захотят ещё, и бесплатно. А остальных - нагнут. "С чего начинается мафия?"

Edited at 2017-09-11 12:39 pm (UTC)
11th-Sep-2017 07:18 pm (UTC)
Я бы предложил для начала оставить навсегда в прошлом концепцию варн, как антиисторическую, антибиоллгическую и полностью бесчеловечную — одновременно.
11th-Sep-2017 07:33 pm (UTC)
У большинства людей, даже ныне, условно можно выделить специализации - боевую, поддерживающую, теоретическую и коммуникативную. Индусы воплотили это наблюдение в бесчеловечные наследственные практики, верно. Но считать всех людей универсалами, с уклоном в собственные качества (в вашем случае - боец поддержки) - концепт, ушедший недалеко от.

Edited at 2017-09-11 07:42 pm (UTC)
5th-Oct-2017 11:39 am (UTC) - поручик Ржевский с верхней полки
Касательно ордена Почетного Легиона. Тот, кто ходатайствует о кресте, будто бы говорит: «Если меня не наградят за то, что я исполнял свой долг, я больше не стану этого делать».
Если человек имеет заслуги, зачем его награждать? А если не имеет, можно и наградить, это придаст ему лоску.
Согласиться быть награжденным – значит признать за государством или за государем право оценивать вас, отличать и так далее.

- - Ничего такого, это не я, это Бодлер. Можно не возражать, он всё равно не услышит.
21st-Oct-2017 06:23 pm (UTC) - Re: поручик Ржевский с верхней полки
Ежели награды раздавать вы будете лишь немногим, лишь достойным и лишь по правилам, то состязателей в доблести у вас окажется множество

Можно тоже не возражать, это Эсхин, слышит нынче он не лучше Бодлера
Выпуск подгружен %mon%