(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

Трактат о врачебном искусстве

Врач как ролевая парадигма



Есть мнение, что врач - одна из самых универсальных ролей, вставляемых в любой сюжет широкого жанра "не-фэнтези"? В самом деле: врач нужен всегда, поскольку других персонажей то пристукнут ненароком, то опоят какой-нибудь дрянью, а то просто отправят на медконтроль. Всякое бывает.

Как же обычно представляется игрокам моделирование врачебной роли?

1. О врачах все знают всё.

Попробуйте как-нибудь интересу ради поводить игрока-физика и сказать при нём, что в вашем мире энергия добывается за счёт "инверсии фотонного спина с потерей массы". Полчаса обиженных возгласов и вслед за тем - двухчасовая лекция о свойствах элементарных частиц вам гаранированы. Точно то же сделет с вами геолог за "сложенную палеозойскими гранитами юрскую синклиналь", филолог за "тюркские окончания слов" и даже, скажем, капитан дальнего плавания за "белые и красные бакены, обозначающие морскую отмель". Однако, если вдруг врач попробует выразить недоумение по поводу того, что у вас в сюжете кому-то "накладывают гипсовый лангет" - смело боритесь за своё видение мира. Сказано "лангет" - значит, будет лангет. Во что бы ты ни стало.

Всякий знает три вещи лучше любого профессионала: как лечить, как учиь и как правильно управлять государством. Профессионалы в этих отраслях - просто кровососы и ламеры, паразитирующие на нормальных людях. Так зачем же знать медицину хотя бы на уровне азов, пытаясь играть медика или водить его?

2. Удел врача - этика.

Поскольку никому неохота моделировать рутинный быт врача (который обычно моделируется тем, что остальные члены команды подвергаются по любому поводу "тщательному медицинскому обследованию") - врач решает в сюжете этические проблемы. Убить пациента или оставить жить? Дать эпидемии распространиться по космической станции, или же предложить больным антибиотик? Потравить ли стафилококков хлоркой, невзирая на мнение начальства, что стафилококки уже мутировали в "предразумную предформу преджизни"? Эти и другие проблемы грузят врача с утра до вечера, не оставляя ему ни на минуту чувства уверенности в собственной нравственной правоте.

Когда врачу не в чем сомневаться - он сомневается в своём праве называться врачом, тупо вспоминая всех замученных им насмерть в прошлом пациентов.

3. Врач - лучший друг учёного.

Поскольку врач относится в обычных условиях к самым невостребованным членам экипажа космического корабля (глубоководной станции, гуманитарной миссии) - другие члены команды прибегают к его услугам в совершенно ином качестве. Два-три научных навыка, имеющиеся у врача, позволяют команде использовать врача в качестве лаборанта для исследовательских работ. Когда врач никого не обследует, он анализирует образцы инопланетной почвы, подводных микроорганизмов или слухового аппарата негров-банту. На основании этих анализов компетентные специалисты делают впоследствии вывод (вернее, спрашивают его у мастера, ссылаясь на свою ролевую компетентность).

4. "Реманать!"

Вместе с тем, у врача есть и системная роль, практически точно соответствующая роли cleric'а в D&D всех версий. Когда нужно оказать медицинскую помощь другому члену команды - врач должен быть тут как тут, на посту и с полным набором чудодейственных средств для восстановления работоспособности пострадавшего. Ведь пострадавший может опоздать в Главный Квест! Потому в таких ситуациях к врачу все испытывают некоторую симпатию.

Вот такими методами описывается врачебная роль. Только, умоляю, не надо путать врача и полевого медика! Полевой медик - это просто солдат с аптечкой. И делает он всё совсем по-другому...

Рассмотрим также несколько типичных конкретных действий, с помощью которых обычно играют врачей.

1. Анализ на ДНК.

Лучший способ провести обследование чего бы то ни было - это анализ на ДНК, Берётся легко (поскольку никто не знает как, считается, что для этого достаточно любого куска плоти и крови), звучит убедительно и высокотехнологично, а сказать позволяет многое - то есть ровно столько, сколько сочтёт нужным сказать мастер.

2. Полное медицинское обследование.

Звучит ещё лучше предыдущего. Делается обычно с помощью некоего чудо-прибора (медицинский сканер, трикордер, бакта-бак), значительно превосходящего уровень возможносте современной медицины. При этом по жизи о врачебном искуссвте опять-таки не следует знать ни капли: умная техника (в лице мастера) сама всё подскажет и разжуёт. Чтобы команда не забывала о существовании врача (и о его бдительности в отношении здоровья коллег), полное медицинское обследование нужно проводить как можно чаще (в идеале - каждую минуту, пока команда не занята Главным Квестом).

3. Спасение гуманоида.

Под гуманоидом здесь понимается любое разумное существо, не являющееся членом команды. Команда находит его в сложном положении, передаёт врачу и врач его спасает. Это очень киногенично.

4. Борьба за здоровый быт.

Поскольку в процессе достижения Главного Квеста есть и спать персонажам некогда, подразумеваемый долг врача - напоминать им об этих функциях. Таким образом врач проявляет отеческую (материнскую) заботу о других персонажах, лишний раз напоминая им о своём существовании.

Выводы:

1. Врачебную профессию игроки в общем случае не считают ни наукой, ни искусством, в том числе, как правило, и по жизни. Врач в их представлении есть необходимое дополнение к команде, и не более того.

1а. Снобизм, проявляемый игроками с определённым научным или техническим образованием в отношении свое профессии, на профессию медика не распространяется в принципе.

1б. Подазумевается, что в настоящем времени врач бессилен, а в далёком или близком будущем за него работает техника.

К сожалению, написанное выше я не готов резюмировать. Но что-то делать явно надо. Иначе третья из трёх великих профессий так и останется на положении "группы поддержки" в любой ролевой игре.
Tags: вести из лабораторий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments