(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Литературная новость. Как читают Шварца.

В одной из своих статей Анджей Сапковский упоминал о трагической судьбе польского художника, которому товарищи из ЦК ПОРП пытались запретить рисовать гномиков и заставляли вместо этого рисовать достижения социализма. Товарищи аргументировали это тем, что достижения социализма есть, а гномиков нет. Художник не соглашался и продолжал рисовать гномиков, отстаивая, таким образом, своё право на внутреннюю свободу от злобной тоталитарной системы.

(Мне, очевидно, не повезло: я тоже видел достижения социализма значительно чаще, чем гномиков.)

Так вот, я много лет поражаюсь упорству людей, пытавшихся приохотить меня к написанию литературных текстов из жизни г(н)омиков. Во-первых, они аргументируют это тем, что я пишу о достижениях социализма, а достижений социализма на самом деле не бывает. (См. выше.) Во-вторых, сами эти люди упорно пишут произведения, которые они позиционируют как "сказки"; в этих сказках фигурируют, помимо или вместо г(н)омиков, разного рода абстрактные персонажи. как-то: Принцесса (Недолюбленная Менестрелем), Рыцарь (Невзлюбивший Менестреля), Менестрель (Посредством Рыцаря Безрукий От Любви и Безголовый От Ревности), а также второстепенные герои: Мачеха, Дракон, Король и Шут, Лакримоза, Уличные Фиддлеры и т.п. герои.

Я много раз спрашивал: почему я должен бросить всё и писать абстрактные притчи о великой и несчастной любви? В ответ эти люди всегда приводили мне один и тот же пример: Евгения Шварца.

Это приводило меня в недоумение. Шварц всегда представлялся мне хлёстким, злободневным, подчас даже сиюминутным сатириком; Шварц бичевал фашизм, культ личности, приспособленчество и обывательщину ещё покрепче и побольнее, чем Маяковский и Стругацкие, вместе взятые. Откуда же это стремление находить в его чёткой, сильной драматургии тягу к экзистенциальному анекдоту и к притче ни о чём на вечные времена?

Сегодня тайна раскрылась окончательно. Самый азартный из "шварцелюбов", оказывается, не читал у мэтра ничего, кроме входившей в его (шварцелюба, а не мэтра) школьную программу сказки "Два клёна". Все остальные свои впечатления от драматургии Шварца он почерпнул из фильмов Марка Захарова, содержание которых ему, шварцелюбу, заботливо разжевали родители-диссиденты.

И ведь я ничего не имею против! Фильмы захаровские я тоже люблю! И родители шварцелюба хотели ему, наверное, добра и духовного просветления! Но как прекрасно любые мысли ложатся на почву самооправдывающего недеяния и высокого морализаторства! Нет, "ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека", однозначно.
Tags: литература, оффтопик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments