(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

"Рубеж Грядущего" - первые выводы.

Да, это сюжет по Ефремову. Я не раз говорил уже, что для меня Ефремов - то же, что для толкинистов Толкиен, и даже важнее, поскольку я не знаю лично ни одного примера, когда толкинист сделал бы серьезный нравственный выбор или решил важную проблему под влиянием любимой книги. Поэтому я ставил сюжет по Ефремову. А что получается?

Проблематика

Абстрагируемся от штампов. Мир "РГ" - фактически, постхолокостный мир, причем всякому, кто живет в этом мире, известно, что на грань холокоста планету поставили три вещи - ложь, наплевательство и эгоистическая убежденность в собственной личной правоте. Т.е. причины кризиса, по сути, такие же, как и в разном киберпанке. С той только разницей, что в киберпанке обколотые герои-одиночки бросают вызов обществу, построенному на этих принципах. Здесь же своего рода "киберпанк наоборот" - общество, человечество хочет выжить (и жить хорошо), как следствие - отвергает эти принципы и принимает вызов тех индивидуумов, которые вечно лучше всех знают, как надо. Мир "Туманности Андромеды" и "Часа Быка" вырос не из философии утопистов - "давайте все вдруг соберемся и станем хорошими". За ним - жесткая до суровости мораль: хочешь жить - живи с людьми. И как человек. Поэтому некоторым кажется, что от книг Ефремова тянет холодом. Да уж, не на чай зазвали. Это вам не "полдень" Стругацких, где все весело балагурят, работают в охотку и учат тому же отсталых инопланетян. Увы...

Атрибутика

Первое, что бросается в глаза - ненасильственность мира. Естественно, здесь нечего делать наемным убийцам и агентам тайных спецслужб. Их просто не поймут. Но, во-первых, насилием список проблем и конфликтов отнюдь не исчерпывается; более того, опыт последних лет убеждает меня в том, что наиболее сильную эмоциональную реакцию вызывают как раз не связанные с открытым принуждением конфликтные ситуации (кто водился, все, наверное, дружно вспомнят Энни Стар). А во-вторых, и насилие не обязано иметь форму открытого принуждения. В мире "РГ" насилие иногда еще осуществляется - но косвенно; через психологическое давление, через задачи и влияние авторитета, через общественное мнение. А виновных в преступлениях перед обществом и человечеством - без лишних разнговоров ставят к стенке. Их можно понять. Потому что еще без малого пять столетий назад над планетой росли гроздьями атомные грибы, провозглашались тысячелетние космические империи, граждан зомбировали психотронным оружием, а не зомбированные неграждане с голодухи жрали друг друга, потеряв человеческий облик среди радиоактивных руин. А все из-за капиталистов, полуграмотных реформаторов и продажных писак, уверявших Восток и Запад, что все хорошо, все предусмотрено и мудро организовано. А если вдруг все вымрут - такова божья воля... В общем, подобных пропагандистов грех не насиловать, но уж насиловать надо как-то цивилизованно, и вот это-то "цивилизованно" и приводит в тупик некоторых из тех, кто знакомится с интродукцией в сюжет (хотя игрокам не доставило никаких проблем еще ни разу).

Вторая проблема атрибутики - проблема языка. В этом мире не принято говорить некомпетентному администратору "ты пиздюк". Ему принято говорить - "вы некомпетентный администратор". Для нас, с привычной нам лексикой, это кажется неудобным. С другой стороны, по большому счету, еще вопрос - что обиднее... Помимо ругани, там почти не употребляются еще и слова-паразиты, а это сложнее. Но является ли все это непреодолимым барьером мышления? Или это просто "специя", придающая определенный вкус сюжету? Ведь в фэнтези тоже используются разные странные и загадочные слова, да и ономастика там обычно сложна и запутана; но никто ведь не называет фэнтези сложным жанром из-за языковых проблем?

Третья проблема - своего рода материальный дефицит. Все персонажи одеты, обуты, накормлены, обучены и с комфортом устроены по части жилья, причем не сказать, чтобы худшим образом. А вот с такими вещами, как личный транспорт или, не дай бог, винтовка - сразу начинаются проблемы. Вплоть до вмешательства регионального Совета Экономики... Ну зачем, скажите на милость, допустим, инженеру винтовка? От прорабов отбиваться? А охота в дикой природе запрещена. Ее, дикой природы. и так почти не осталось. С другой стороны, нормальному гражданину этого мира и в голову не придет нагружать себя лишними и ненужными вещами. Их же надо где-то хранить, таскать, пыль стирать с них... Но игрок-то в среднем не нормальный гражданин "РГ", более того - он прошел огонь и воду всех ролевых игр, начиная от D&D первой редакции и кончая Exalted'ами. И везде нужны были пушки/мечи, нужны броня и транспорт. А вдруг здесь?.. А как тогда?.. Опять-таки, приятно, что такие проблемы не приходили в голову действующей команде (впрочем, действующая команда читала Ефремова), а возникали на этапе прогрузки...

А вот проблем, связанных с тем, что общество "РГ" - это коммунистическое общество, не возникало ни у кого. К счастью, игроки мне обычно попадаются достаточно образованные. Они читают Энгельса, Рассела, Фромма, Кара-Мурзу и прочих умных авторов.

Ономастика

Я думал, новых слов будет на три порядка больше. Ан нет, Академик имеет удовольствие пояснять свои мысли прозрачным и не перегруженным техническими подробностями языком. По сути, всех новых терминов-то - "сеть ТВФ" (аналог Интернета), штук пять-семь названий новых материалов и конструкций, "цветомузыкальная" интерпретация разных мелодий и созвучий, да еще система довольно коротких двойных имен, возникшая некогда из правила "логин + пароль". В общем, почти никаких словесных вывертов не потребовалось. На фоне вышеупомянутого требования следить за своей речью и при возможности говорить только голую правду, все выверты словаря "РГ" воспринимаются как легкодоступные для понимания.

Команда

К сожалению или к счастью, первая команда в "РГ" набиралась по приглашениям, а еще 3 заявки по разным причинам были отложены. Впоследствии, возможно, это будет не так; во всяком случае, есть шансы, что из первой части этого сюжета вырастет широкомасштабная кампания, участникам которой придется лоб в лоб столкнуться с проблемами похлеще, чем были в "Ледяных пропастях" (и, к сожалению, пореалистичнее).

Набравшаяся команда - случай особый, т.к. Ефремова они плотно читали (вчитываясь), и прогружать их по миру не пришлось. Естественно, игроки чувствуют себя в этом мире "как там и родились". Следствие - как мастер, я могу полностью обращать внимание на сюжет, а не на колебания командного настроения. Думаю. что в будущем - как в новеллах, так и в регулярной кампании, если она состоится - мне придется столкнуться и с проблемами командного характера в отношении сюжета, как это было в "ЛП" и "ДС", Но пока этого не произошло.

Буду ждать новых команд и новых впечатлений...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments