(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Транспорт.

Двадцать лет назад, пробираясь с тремя пересадками в -42 градуса из конца в конец города на переполненных автобусах и трамваях, я готов был повторять, как тантрическое заклинание: "Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!".

Маршрутки (особенно пока это были "рафики" и "пазики", а не "газели") принесли в мою жизнь некоторое приятное разнообразие. Фактически, даже имея права, я много лет не задумывался о приобретении личного автомобиля. И нельзя сказать, чтобы впоследствии годы взяли своё. Своё взяли устроители маршрутов общественного транспорта: они обрезали прямой рейс маршрутки, за час довозивший меня почти от самого дома до остановки, находящейся менее чем в полукилометре от института. Теперь, чтобы попасть на работу. мне нужно было делать пересадку на весьма наполненном народом в часы пик Речном вокзале, вдоль которого зимой и летом поднимается от реки просвистывающая стужа. Кроме того, с пересадкой время пути в один конец увеличилось на 20-30 минут (потеря лишнего часа что-то да значит), а стоимость проезда возросла до 104 рублей за "туда-обратно". Две тысячи рублей в месяц только на служебные поездки - это много. Особенно в отсутствие элементарного комфорта. И я купил новенький леворульный "Хёндэ-Матрикс", на котором за три года без малого более-менее благополучно наездил к этому понедельнику 20,000 километров.

Сейчас, пробираясь в сорокаградусный мороз всё по тому же маршруту через весь город на своей машине, я шарахаюсь от психованных автобусов, произвольно перестраивающихся черепашьей скоростью из ряда в ряд, я с проклятиями объезжаю сошедшие с проводов троллейбусы, я в ужасе крадусь мимо огромных потоков людей, спешащих через улицу на остановки с мыслью не упустить заветный трамвайчик - и всё это время я продолжаю повторять тантрическое заклинание: "Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!".

И дело здесь не в общественном транспорте как концепции. Наоборот, я сторонник всемерного развития общественного транспорта. Дело здесь в реализации развития этого транспорта конкретно в нашей стране. Советский (именно советский, российский тупо наследует ему) общественный транспорт - пример пренебрежения людьми, их нуждами и комфортом. В СССР многое состояло именно из таких примеров, что и привело в конце концов к его распаду. Я уже писал об этом.

Нет, это не географические условия нашей страны превратили общественный транспорт в набор еле тащащихся вонючих колымаг, под завязку набитых пиплами. География здесь ни при чём. Экономика? Другое дело; но кто мешал лидерам и экономистам оздоровить её. направив нужные средства на создание приличных автобусов, троллейбусов, трамваев и прочих монорельсовых поездов? Внешний враг? Бросьте, у всякой страны всегда был внешний враг - а вот демонстративное пренебрежение нуждами собственных сограждан растит в изобилии врага более опасного, внутреннего, что мы и испытали в перестройку. В наше время я знаю людей, патологически преданных "совку" (не СССР, а именно его косякам - очередям в магазинах, нарядам на картошку, давке в автобусах и пр.) - но будьте уверены, в массе своей народ не забыл и не простил именно этого к себе отношения. Стометровые очереди на "двойки" и "восьмёрки" в сорокаградусный сибирский мороз не вызывают ни малейшей ностальгии. Дачные автобусы со вспученными от наплыва пассажиров стенками, которые приходится по часу и по два ждать в павильончике из стеклянных кирпичей, а то и на солнцепёке, могут умилить лишь тех, кто считает сверхценным любое воспоминание своего детства, включая подхваченную в Мацесте или Евпатории дизентерию. Да и трамваи с мокрыми сиденьями, сочащиеся насквозь осенней сыростью, тоже не вызывают желания в них вернуться.

Естественно, удушения в газовой камере совершенно отдельно заслуживают те люди, которые говорят о позитивном воздействии общественного транспорта на общественную же мораль. Им кажется очень важной сама идея, что в общественном транспорте человек учится уступать место старушке. А мне лично кажется отвратительной идея, что в общественном транспорте так не хватает мест, что кто-то вынужден уступать своё. Это не просто неправильно и глупо, это "воспитание" основывается на неприемлемом для коммуниста принципе "господь терпел и нам велел". Коммунист не должен страдать и терпеть просто так, он должен всегда точно знать - для чего, во имя чего он терпит; иначе получится, что своим терпением он раскармливает великого вождя или доброго дядю, да и сам он - не коммунист никакой, а обыкновенный паршивый красноквадратник, "прол". Позитивная мораль, уступать место старушке, в этом случае прививается явно не в автобусе; в автобусе лишь создаются условия для её реализации. А вот негативная мораль - взять дрын и наломать проектировщикам автобусов, составителям расписаний городских маршрутов и пр. - вот она-то в набитом автобусе и проявляется в полной мере. И выливается не на тех, на кого надо (они далеко, они ездят. гады, на служебных "Волгах", а в квартирах у них главная паскуднейшая мразь всея СССР, товарищ Сталин, любовно предусмотрел комнатушку для прислуги), а как раз на старушек, тёток с сумками и других соседей по транспортной тюрячке на колёсиках.

Наконец, скорость движения этих колымаг по центральным улицам города и на маршрутах средней дистанции (25 - 100 км) недопустимо мала. Я очень осторожный водитель и езжу только с допустимой скоростью, и при этом я обгоняю все маршрутные автобусы. кроме тех, которые просто перегораживают дорогу на узких улицах. В ещё большей степени сказанное касается троллейбусов. Трамваи не в счёт; им от природы предназначено быть тихоходными, но у них и назначение другое, и идут они по собственным рельсам, а не по полосе общего пользования. Но особенно отвратительны наши старые советские автобусы на загородных дорогах: плетясь со скоростью 20-30 км/час, они просто морят заживо набитых в них под завязку пассажиров, а отсутствие кондиционера и плохо работающий обогрев делают ситуацию совсем ужасной во время климатических экстремумов.

Вот так-то.

Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!

Между тем, разумная организация общественного транспорта в городах сняла бы массу проблем. Как я это вижу? Во-первых, большая часть общественного транспорта должна стать электрической, более того - встать на рельсы. Метро и эстакады разгрузят улицы. В зависимости от планировки города, такая сеть маршрутов может стать кольцевой или параллельно-меридиональной. Каждый из этих маршрутов может быть пересечён трамвайной линией (или её более рентабельным заменителем на электрической тяге), на манер "змейки" обходящей все переулки вдоль основной магистрали. Часть основных маршрутов, особенно направленных в ближние пригороды, может обслуживаться дополнительно автобусами с сидячими местами (на манер туристических), движущимися по выделенной полосе с достаточной скоростью, а также маршрутными такси или автобусами, снабжёнными грузовыми отделениями, осуществляющими остановку по требованию. Доступ к этим средствам транспорта должен быть "безлимитным": необходим единый абонемент на пользование всеми основными видами транспорта в черте города, плюс, возможно, некоторые налоговые отчисления. К "коммерческим" видам транспорта должны относиться аренда городских индивидуальных электромобильчиков на 2-5 мест (мало ли зачем может понадобиться человеку самостоятельно сесть за руль), доступная услуга грузоперевозок и доставки на дом, такси. "Социальные" виды транспорта должны включать в себя предоставление мотоколясок и микромобилей людям с ограниченными способностями к самостоятельному перемещению.

В сельской же местности, наоборот, следует продолжать всецело давать дорогу индивидуальному автотранспорту. Иначе так и будут бежать из сёл в города, а потом найдётся идиот, который предложит снова отобрать у колхозников паспорта - чтобы не бегали...

Но это всё исключительно на тот случай, если кто спросит, какие мои предложения. Я не транспортник ни разу, мой контакт с этой сферой ограничивается написанной в далёком 1993 году программой оптимизации движения поездов новосибирского метро для каких-то знакомых из лаборатории АСУ НИИЖТа.

А пока что повторюсь ещё раз: я не считаю неизбежным развитие сектора частных автомобилей, сам по себе отнюдь не заядлый автомобилист, и вообще я сторонник развитого, нормально организованного общественного транспорта. Но советского общественного транспорта (и его российского "правопреемника") это ни в какой степени не касается. Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу советский общественный транспорт! Ненавижу, ненавижу, ненавижу советский общественный транспорт!
Tags: политинформация, редакторская колонка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments