(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Совсем чуть-чуть ненависти...

Я неоднократно говорил (и, кажется, даже писал) о том, что кризис современного гуманизма основан не в последнюю очередь на создавшемся в европейской культуре XIX - XX вв. образе "маленького человека", противоречащем всем представлениям о человеческом существе как герое и вершителе судеб Вселенной. Этот культ "маленького человека", его маленьких радостей и маленьких забот привёл впоследствии к дискредитации самого понятия о человеке: кому, в самом деле, охота всю жизнь с дебильной улыбкой на лице ковыряться среди пелёнок и гладить киску? Соцреализм, при всей его чугунной скукотище (в массе - бывали и шедевры, как Бруно Ясенский), отошёл от этого глупого и мещанского образа человека, за что культура нашей страны должна сказать соцреализму отдельное "спасибо": советский человек приучался культурой, что творить и менять - это хорошо.

Но я сейчас скажу не о занудливом "маленьком человеке" в общем смысле, а об одной из его самых мелких занудливых проблем, которая в особенности достала. Эта проблема называется - культ привычки. И вот она-то возводится в степень религиозной системы ценностей, ради неё маленькие люди устраивают самые большие и жуткие холивары. Фотографам современной генерации, к примеру, хорошо знаком религиозный холивар "Канон против Никона"; самые последние тренды в этом религиозном споре - произносить "Ииксус" (ĪXUS) с двумя "и" и держать компакт тремя пальцами вместо двух. Но самые отвратительные люди - не фотографы, не аквариумисты и даже не скайдайверы-паркурщики. Отвратительнее всех - любители чая и кофе!

В самом деле, уже около 150 лет чуть ли не на каждом углу можно вычитать/услышать/познать такое дао:

Тлько урод с парализованными мозгами может испортить вкус кофе сахаром и молоком! Хуже - только те, кто варит кофе на электрической плитке, предварительно размолов обжаренные зёрна электромельницей!

О божественный чай! Ты даруешь жизнь, ты - энергия силы, ты - "ци", входящая животворным потоком в астральную сферу моей здоровенной "инь"! Но пить тебя надо не из кружки с булочкой вприкуску, как делали это замоскворецкие купчихи, и не из гранёного стакана, как алкоголик по утрам пьёт воду с бодуна! Истинный и единственный чай - это "серебряные нити" с гор Хуй Буэ, заваренные 37 секунд в дождевой воде по японскому обряду "сцаки" и разлитые в пиалы из ацетатного лака...

Только тот, кто бывал в "Трэвелес" на углу Старого Арбата и сквера Героев Революции в Красноярске, может оценить, что такое кофе "обжарки сити" с Гавайских островов. Закусывать его надо свежеиспечённой вафлей, и ничем другим. Остальное - всё равно что пить говно...


и т.д.

Знакомые симптомы, правда? Так вот - это и есть одно из сильнейших проявлений культа "маленького человека"; это существо органически неспособно найти более высокие точки для приложения своих нерастраченных запасов веры (а вера у него есть - человек всё-таки, не хомяк ещё!), но очень боится, что его натянут на глобус. Поэтому верит он в то, что может сожрать, нацепить или вообще - пощупать руками. У некоторых, правда, где-то сверху есть ещё бог, который их любит, но совсем уж искренне верить в него не позволяет то же самое чувство - вдруг это было кидалово? А кофе и чай - они всегда рядом, они материальны и вкусны, и так приятно осознавать, что ты - единственный во Вселенной, кто способен осознать Истинный Вкус Настоящего Священного Напитка...

Что тут скажешь? Вселенной по сараю, кто как пьёт кофе - с сахаром или без, кто любит картошку или ананасы, предпочитает ли маленький индивидуум чёрный чай зелёному или сигареты папиросам, считает ли он самой лучшей из собачьих пород таксу или скотч-терьера; объективные законы истории от этого выбора индивидуума не меняются. Откуда такая агрессия и стремление к холивару - очевидно; человек не может без высших ценностей, он должен иметь своё мнение по животрепещущим вопросам бытия, он должен уметь отстаивать это мнение. Но когда величайшей ценностью и самым животрепещущим вопросом становится вопрос "Вам чаю с сахаром или без?" - это, согласитесь, вызывает недоуменную жалость.

P. S. Сказанное имеет отношение к холиварам, но не к явлению т. н. "кулинарного нацизма". Рецептуры блюд - часть мирового культурного наследия. Можно любить и есть с удовольствием мясо, запечённое с картошкой под сыром и яичным соусом в духовке; нельзя называть это блюдо "мясом по-французски". Можно сварить баланду из свеклы и брюквы с добавлением лука и куска говядины, но баланда не станет от одного лишь наличия свеклы "борщом по-полтавски". С другой стороны, нельзя поспорить с тем, что всё, что зажарено на вертеле над угольями, может именоваться "шашлыком", а вопрос, как и в чём этот "шашлык" мариновать, имеет ценность лишь в отношении конечного результата - высох или не высох жарящийся продукт? Также и чай: к японским и китайским блюдам нужно подавать зелёный чай, но это не значит, что чёрный чай плох, а тот, кто любит именно чёрный чай - быдло. Я видел людей, которые в ресторане ухитрялись откусывать ростбиф зубами или наливали красное вино в бокал сине-зелёного стекла; в ресторанных условиях это вызывало понятное недоумение. Но в сибирской тайге, где мы лили шампанское в гранёные стаканы, из которых тут же пили сок и водку в честь успешного окончания трудной экспедиции, подобное эстетство, естественно, покажется неуместным. То и другое - нормальные части человеческой жизни. Культура потребления - всего лишь часть общей культуры человека, такая же, как личная гигиена; а уж индивидуальные вкусы и пристрастия вообще не могут служить здесь образцом. Темы для холиваров здесь нет и быть не может.

P. P. S. Для желающих поспорить со мной о вкусе омаров: не надо, я их ел. И чай мне доводилось пить в таких экзотических местах мира, от одного упоминания о которых у типичного чаелюба случится жёлтая лихорадка и шистосоматоз.
Tags: редакторская колонка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments