(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

"Все говорят, что мои фильмы про пердёж! А они - про семейные ценности!" (с)

Из-за крайне скверного самочувствия, почти полностью исключающего конструктивную деятельность и все формы заботы о ближнем, вчера вечером я посмотрел первую серию новодела - "Терра Новы".

Я знал, на что шёл, и поэтому не буду даже ругаться. Скажу лишь, что феномен "главное - быть со своей семьёй", откровенно доставший меня во всех без исключения американских фильмах последних двух десятилетий, не только не идёт на убыль, но и продолжает обостряться.

И дело здесь вовсе не в "буржуазности" авторов и аудитории как таковой. Буржуазная семья сама по себе не может рассматриваться как зло; нельзя же считать "злыми" диплодоков или сиватериев? Это определённый способ существования, характерный для одной из эпох развития мира, и в века своего отмирания она вызовет ещё не одну сентиментальную слезу. Буржуазная семья даже в трагичности своих противоречий способна породить титанов, всех этих Сомсов Форсайтов и Энтони Глостеров. Даже английские сериалы, скажем, "Доктор Кто" или "Первобытное", содержат в себе вполне нормальные описания как здоровых семейных отношений, так и нормальных семейных проблем. Поэтому истерия американских фильмоделов на тему "быть со своей семьёй" - не "буржуазное" вообще, а специфическое культурно-идеологическое явление.

Надо заметить, что схема этого явления практически всегда одинаковая: что в фильмах Эммериха и других "фильмах-катастрофах", что в "Войне миров с Томом Крузом", что, скажем, в "Лосте". Описывается она следующими параметрами:

- отец семейства (он же главный герой): актив, находится по отношению к семье в маргинальном положении; должен доказать свою преданность интересам семьи, для чего обязан совершить не только несколько героических действий, но и пойти на нарушение каких-либо важных интересов окружающих или законов общества. Скажем, убить невинного человека ради воды или транспорта. Свои аморальные и беззаконные действия объясняет тем, что "я должен быть со своей семьёй" или, в самых запущенных случаях, тем, что "вы просто не понимаете, что значит быть отцом!". Ожидается, что зритель-то понимает и проникнется сочувствием к страдальцу.

- мать семейства: пассив, ничего специального в сюжете не делает, но зато всё время высказывает сентенции о том, что для семьи благо, а что нет. Сурово критикует отца семейства за недостаток отцовских и семейных чувств. Во время хеппи-энда подносит главному герою для объятий и поцелуя самого младшего члена семьи (см.) и прощает его за все его прошлые прегрешения.

- старший сын: актив, но бессмысленный. Не уважает отца, предъявляет ему (в основном со слов матери семейства, но всегда с элементами подростковой отсебятины) за то, что отец недостаточно любит их и мало делает для семьи. Склонен пускаться в авантюры, чтобы доказать свою самобытность, но обычно застревает из-за полной человеческой и бытовой беспомощности в серьёзной передряге, так что отцу семейства приходится организовать его спасение. В процессе поисков обычно находит девушку, подозрительно похожую на мать семейства и младшую сестру (см.), в частности - склонную к бесконечным нравоучениям, требовательную к объёму оказываемых ей услуг и знаков внимания, при этом - полный пассив.

- младшая дочь: пассив, зато с элементами пророческого вдохновения. Её устами глаголет время от времени квинтэссенция духа маминых стенаний. Сурово осуждает папу, но, несмотря на это, любит его. В целом, такая же тупая пиздища, как и её маман, только труба пониже и дым пожиже.

- самый младший член семьи: полный пассив, едва выбравшийся из подгузников. Если не выполняет по совместительству функций младшей сестры, имеет лишь одну сюжетную задачу: бессмысленно улыбаться солнцу в финале фильма и быть всученным папочке в качестве ордена за все его злодеяния и преступления, совершённые в течение фильма.

Эта схема и этот сюжетный ряд повторяются из фильма в фильм с точностью конвейерной штамповки. То есть, это тот случай, когда можно говорить с уверенностью не о скудости фантазии сценаристов, а, наоборот, о проплаченной пропаганде строго определённого рода поведения и общественных отношений. Возникает вопрос: cui prodest? Кому нужна именно такая странная и уродливая модель "типичной" или даже "образцовой" семьи?

P.S. Что до "Терра Новы" - не уверен, что буду её смотреть, но мои симпатии полностью на стороне загадочных "саблезавров".
Tags: оффтопик, редакторская колонка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments