(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Categories:

За коммунистическую фантастику!

Почему нужна коммунистическая фантастика?

Почему фантастика?



Научная (или то, что так называется) фантастика занимает в культуре современного мира очень важное место: она выводит воображение за узкий горизонт повседневного бытия, приближая его к самым крупным из возможных абстрактных концепций: познанию и преобразованию природы, технологии, человека, общества, к знанию диалектики таких преобразований, к пониманию их выгод и опасностей, достигаемому при этом непосредственным, чувственным путём.

В древнем мире подобную позицию занимал в культуре космогонический и героический эпос, в европейские средние века — различного рода религиозная литература. Новое время заставило перенести горизонты воображения за географический горизонт; философские концепции облекались в образы странных стран, вроде Лапуты или Утопии. Появление научной фантастики не отодвинуло, но расширило сферу опыта «удивительных путешествий»; авторам стали доступны бесконечно широкие пространства Вселенной, а также прошлое, настоящее и будущее.

Вместе с тем, критерий «научная» придаётся «правильным» фантастическим произведениям не просто так. Речь идёт не о том, чтобы вкладывать в каждое произведение формулу или чертёж, как того требовали и требуют отдельные недалёкие критики. Нет, смысл «научности» фантастики в другом — в связывании реального опыта читателя с вымышленными, воображаемыми авторскими мирами, для того, чтобы донести до читателя — через его, читателя, первичные сенсорные ощущения, сформированные опытом — пламя авторской мысли.

Вот почему те же критерии, что применяются к научной фантастике, могут быть механически перенесены и на её ответвления, считающиеся у снобов от литературы и науки «париями среди париев» — «фэнтези», «…панк» и другие современные жанры. В конечном итоге, строгие критерии научности не более чем миф, и даже нынешняя научная парадигма, дав жизнеспособное потомство, расползётся рано или поздно на клочки, оставшись в учебниках по эпистемологии как очередной благородный курьёз. Что уж говорить об открытиях и технологиях в отдельных частных областях знания! С другой стороны, даже знаменитая эпопея Толкина может претендовать на звание «научной фантастики», да ещё с элементами чисто английского реализма. В самом деле, ведь «Хоббит» и тем более «Властелин колец» написаны именно как реализация конкретного подхода на стыке целого ряда полноправных гуманитарных наук: литературоведения, фольклористики, классической филологии и т.д. Оттого признаки «научной фантастики» принимают условные очертания; граница, между тем, проста: личный опыт, требуемый для понимания научно-фантастических концепций, должен быть основан на вещах принципиально познаваемых. Именно в этом главное отличие НФ от разного рода визионерской или эзотерической литературы.

Почему коммунистическая?



Условно говоря, причин этому мало. В теории, хорошая фантастика не обязана быть коммунистической. В практике же есть одно противоречие этому утверждению, требующее некоторого понимания механизмов конструирования произведений. Дело в том, что, кроме коммунистической теории, нет в наше время ни одной научной теории, описывающей один из важных пластов чувственного опыта — опыт изменения общественного устройства на лучшее, более справедливое. Авторам, желающим показать установление новых, более совершенных общественных отношений, не прибегая к научному коммунизму и диалектике исторического развития, приходится либо использовать приёмы эпоса (замена несправедливого правителя на справедливого, разгром захватчиков), либо изобретать нечто своё (внешняя сверхразумная сила, исправляющая общество), либо, по сути, создавать заново некое подобие коммунистических отношений в своих выдуманных обществах.

Неудивительно, что многие авторы просто не пытаются оспорить существующие общественные практики; в их «мирах» царит либо зеркало современного миропорядка, либо какой-то законченный ад, с феодальными и рабовладельческими империями, вооружёнными арсеналами космического уровня. Этот подход, помимо оправдания невежества авторов, содержит в себе ещё и сомнительный плюс культивирования страха перед будущим у целевой аудитории. Некоторые мерзавцы считают это благоприятным явлением!

Вот поэтому коммунистическая фантастика представляет собой, к настоящему моменту, единственный жизнеспособный тип социальной научной фантастики. Как конструкты будущего, так и явления прошлого, пропущенные через призму исторического материализма, дают наиболее богатый материал для социального анализа в научном ключе. Остальные же подходы просто обречены либо на рабское копирование существующих образцов, либо на следование в хвосте у научного коммунизма.

Может ли в этом качестве появиться альтернатива коммунистическому подходу, коммунистической фантастике? Да, может. Если кто-то предложит более работоспособную теорию общества, чем Маркс. Или поставит (именно в социологическом ключе) более увлекательные цели. Есть сейчас такие на Земле? Нет. Поэтому коммунистическая фантастика в настоящий момент безальтернативна.

Оружие интеллектуала



По сути, каждый успешный проект произведения в жанре коммунистической НФ — это бескровный, гуманный опыт на миллионах и миллиардах людей, существующих лишь в воображаемой модели мира. Внимательный анализ, разбор предложенного опыта и методов решения выявленных проблем позволят при правильном подходе резко сократить путь в светлое будущее, анализируя и убирая в зародыше явные ошибки, обнаруженные на модели. Вместе с тем, этот эксперимент в каждом случае позволяет соотнести индивидуальную и коллективную мечту, проверить логику доказательств, предложить или защитить концепции, способные изменить к лучшему жизни реальных разумных существ.

Коммунистическая НФ — это уникальный полигон, на котором испытывается оружие массового действия, оружие интеллектуалов, ведущих бой за лучшее будущее. Отворачиваться от этих опытов, проявляя «тонкий вкус» или не желая видеть, что за ХХ век эти эксперименты сделали уже очень многое как для анализа, так и для пропаганды социального прогресса, есть ретроградство и, возможно, даже филистерство.

Что до меня — я всецело за коммунистическую фантастику!




В дополнение к сказанному — анонс второго номера «Буйного бродяги». Поздравляю редакцию и авторов альманаха коммунистической фантастики с новым творческим успехом!
Tags: литература, редакторская колонка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments