(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Categories:

Об Алисе Селезнёвой.

Это обещанный ответ товарищу alex_dragon на вчерашнюю дискуссию об Алисе.

Чем плоха «Гостья из будущего» (фильм)?

В двух словах: потустороннестью и ангелоподобностью женщин будущего. В таком подходе всегда содержится элемент мифологизации сознания.

Донельзя мифологизированное сознание «советских людей родом из 80-х» создавалось многими способами, в том числе и таким. Ужас этого подхода и по сей день сквозит в писаниях и другом творчестве «духовных левых».

Многие из них реально мечтают о мире, где отдельные женщины будут похожи на Полину, а большинство мужчин и женщин — на робота Вертера (или на далекообразных робото-нянь из «Отроков во Вселенной», что технически примерно одно и то же).

Логика недостижимого духовного идеала, высшей силы, осуществляющей по своей воле вмешательство, суд и возмездие, хорошо известна в историческом развитии человечества.

Эта логика всегда приводила в тупик, хотя и вызывает у чувствительных людей дрожь от мистического ощущения сопричастности какому-то потустороннему великолепию.

Никто, кроме рабочего класса или цивилизации в целом (что для высших общественных формаций одно и то же), не имеет права судить прошлое. Нельзя, спустившись в инферно, выносить суждения и оценки тому, что было или станет единственным выходом из него.

Создателям фильма не удалось или не захотелось избежать этого — наделить героев правом судить по своей воле. Алиса в этом смысле — междумирок; ей хочется и ангельской снисходительности, и простого человеческого общения. А вот Полина — уже законченный ангел, огненного меча не хватает только.

И для тех, кто ждёт ангелов, это воспринимается как нормальный, даже желанный результат. Но мы-то не ждём ангелов, а посылаем чекистов с маузерами! «Флагман Макомбер», атомолёт «Гречко» и «две эскадрильи сверхсветовых истребителей-перехватчиков» для нас интуитивно представляются более надёжным и конвенциональным средством борьбы с пиратами, чем демонстративное квази-эзотерическое могущество Полины.

Где мистицизм, где тайна и черта за вратами, не подлежащими открыванию с этой стороны — там для нас всегда зло и ложь.

Ощущение, что создатели фильма были верующими, причём верующими плохонькими, догматическими и слабовольными — пассивными созерцателями жестоких чудес, зачинателями скорбных радостей. И в других они хотели видеть то же — каратаевщину, непротивление, ожидание высшего вмешательства.

Такие любят рассуждать о грехе, но не любят сражаться со злом. «My eyes have seen the glory of the coming of the Lord» — песенка не про их слабые душонки. Пусть уж лучше ангелы придут и разберутся, кто грешен, а кто праведен. Им, ангелам, с небес виднее, да и сподручнее.

Оттого становилось очень жалко весёлую и добрую Алису, всем полюбившуюся по «Тайне третьей планеты», которая попалась под руку ищущим себя и бога создателям фильма и встала их волей на путь трансформации в ангела. Из-за их неверия в первичные духовные силы человека и общества такими смешными и нелепыми в фильме предстают наши современники-дети, тоже отважно вступившие в сражение.

Где мистицизм, там всегда зло и ложь. Этот тезис не требует доказательства.

P.S. Если кто-нибудь вздумает написать, что «смотрел фильм и не помнит там такого», я спорить не собираюсь. Мы помним. А смотрит каждый на своё, это я знаю. Но, коль скоро вам не верится в вышесказанное, то задумайтесь на минутку: почему Алиса стала в 2000-е годы символом мистического, волевого возврата в «прекрасное далёко» СССР — именно Алиса (и ещё Веда Конг и Фай Родис — для тех альтернативно одарённых, которые увидели бы проблему лишь в том, что про Алису снято кино), а не Дар Ветер, не Лада Гхор и, упаси создатель, уж точно не Марк Валькенштейн с Рудольфом Сикорски?!

А разгадка — одна. Судьбу человечества решают либо ангелы с того света, либо рабочие бригады*. В 80-е и позже развелось слишком много тех искателей «светлого будущего», кого устраивает, и полностью, первый вариант. Нас он не устраивает.

P.P.S. Есть ещё одна культовая вещь, иррациональным образом задававшая мифологизацию позднесоветского сознания; это «Три мушкетёра». Но тема отношений между мушкетёрами и СССР для меня, вечного «Атоса»**, вообще лежит за гранью добра и зла.

* Не упрекайте меня в расизме. На этом свете любое количество ангелов, да и сам господь бог, вполне может вступить в рабочие бригады и, заслужив доверие товарищей, получить партбилет. Дорога к спасению и вечной жизни, с прилагающимся бесконечным развитием, у нас доступна для всех, и наши двери открываются с обеих сторон.

** Кроме ситуаций, когда все вокруг меня пи....сы, а я — д'Артаньян. Такие ситуации занимают до 70% времени.
Tags: оффтопик, политинформация, редакторская колонка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments