?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
И ещё один перепост на международную тематику. 
20th-Feb-2016 01:23 pm
международная панорама
Оригинал взят у mehanik_kb в История с двумя героинями
В конце 2014-начале 2015 гг. всю Корею (преимущественно южную её часть, но и северяне в стороне не остались) всколыхнул громкий скандал. Казалось бы, кого в наши дни удивишь рассказом о туристической поездке? И всё-таки двум женщинам, которых зовут Син Ын Ми и Хван Сон, это удалось. Возмутительницы спокойствия и сами не ожидали такого эффекта. Заплатить за это им пришлось дорого - одна была изгнана с родной земли, другая посидела за решёткой. Больше года я неотрывно следил за этой историей, параллельно изучая биографию Хван Сон, напоминающую роман или киносценарий. Она и станет главной героиней нашего рассказа. Но поскольку поводом для всей этой эпопеи стали Син Ын Ми и её книга, с неё я и начну.
Блаженны изгнанные за правду
Син Ын Ми (신은미), она же Amy Chung по американскому паспорту, родилась 21 июля 1961 г. в Тэгу, в консервативной и очень религиозной (христианской) семье. Воспитывалась в соответствующем духе и до сих пор вспоминает как в школе рисовала на конкурс плакат, изображавший красномордых врагов с рогами и хвостами. После университета она уехала в Америку и работала в колледже учительницей музыки. В настоящее время живёт в Калифорнии.
  В 2011 году её мужу попалась на глаза соответствующая реклама и он предложил съездить в КНДР. "А что, мы не южнокорейские граждане, нам можно". Ын Ми решилась не сразу, но всё же согласилась. Первая же поездка разрушила иллюзии, которые ей внушали с детства. Последовал второй визит, третий, четвёртый... По своим впечатлениям Син Ын Ми написала книгу "Что видела корейская тётя из США в Северной Корее". Это "бедная страна, где живут прекрасные люди" - сформулировала она в предисловии свой вывод.
 Хотя такие слова не назовёшь идейно-правильными с чучхейской точки зрения, Син Ын Ми и её произведение получили тёплые отзывы в северокорейской прессе. Например, её цитировали в журнале "Корея сегодня" № 1 за 2014 г. (стр. 33): "Я проживаю в США. Родилась в консервативной семье и отличаюсь консервативным мировоззрением. Раньше я думала, что на Севере живут черти с рогами и меня туда не тянуло. Но следуя желанию мужа, я провела там 40 туристических дней. Там я почувствовала общность национальных чувств и меня очень тронула искренняя человечность северокорейцев... В интернете я несколько раз писала об этом, а меня сразу нарекли "пособницей Севера", "красной". Если то, что в Северной Корее мы испытали любовь к нации и человечность, означает пособничество, то я с охотой стану таковой".
 Заметили её и на Юге. Она участвовала в одном документальном фильме государственного телевидения, а книга в 2013 г. получила одобрение Минкульта и вошла в список рекомендованной литературы (запомните этот факт - книга настолько аполитична, что не вызвала никаких претензий).

eunmi1
Северокорейская виза Ын Ми.

eunmi2
Среди единоверцев (протестантская церковь в Пхеньяне).

Lee2.jpg
С мужем и юной жительницей Пхеньяна.

eunmi3
Со своей книгой.

В конце 2014 г. Син Ын Ми пригласили в Южную Корею выступить с беседами о своей книге и поездках. Организатором выступила Хван Сон (о ней ниже). Они провели два мероприятия, в Сеуле и в Тэгу. В общем-то, ничего такого Ын Ми и её партнёрша не сказали. На Севере живут наши единокровные и единоязычные соотечественники, также как и мы поющие "Ариран". Реки там чистые, пиво вкусное, народ надеется на Ким Чен Ына и ждёт перемен к лучшему, а до 80% перебежчиков на Юг жалеют о своём выборе и не прочь вернуться (за цифры не скажу, но сам факт имеет место).
 Реакция реакционных кругов (пардон за каламбур) и "профессиональных перебежчиков" была яростной. Наиболее точной её характеристикой будет грубоватое интернет-выражение "пукан бомбануло". Консервативная пресса массированно обрушилась на "агитаторш, прославляющих северокорейский рай" (хотя ничего подобного не говорилось). Небезызвестный Кан Чхоль Хван (автор "Аквариумов Пхеньяна") даже призвал на их головы кару умученных кровавым северным режимом душ.
 Другие персонажи, впрочем, не особо надеялись на кары небесные и предпочли вполне земные методы расправы. Полицию завалили доносами от целого ряда консервативных организаций. Но этим дело не ограничилось и 10 декабря на Ын Ми было совершено покушение. Это случилось во время третьей беседы, проходившей в католической церкви города Иксан. Один из присутствующих, старшеклассник 18 лет, спросил "То есть Северная Корея - земной рай?". "Нет, конечно, вы хоть бы книгу почитали..." - начала было Ын Ми, но вопрошавшего ответ не интересовал - он бросил в неё самодельную зажигательную бомбу. Син не пострадала, но трое присутствовавших получили ожоги.
Террориста-недоделка арестовали (в итоге он был осуждён условно), но травля наших героинь разрасталась как снежный ком. Даже госпожа президент специально высказалась по этому поводу. Не упомянув о покушении, она отметила что "изучая реальную ситуацию на Севере, всегда следует помнить о конституционных ценностях и самоидентичности нашей страны. В то время, как всё мировое сообщество обеспокоено ситуацией с правами человека в Северной Корее, у нас ещё встречаются противоположные высказывания, которые являются клеветой и обманом".
  А дело по пресловутому "закону о национальной безопасности" (ЗНБ) тем временем продолжали шить. Полиция обыскала дом Хван Сон и перетряхнула офисы всех организаций, к которым она имеет отношение. Син планировала улететь в США 12 декабря, но ей запретили выезд до окончания следственных действий. Допросы заняли, в общей сложности, свыше 50 часов. Следователей интересовало всё. Когда нечего уже было спрашивать о выступлениях в Корее, перешли к её лекциям в США и содержанию книги.
"Вы пишете "Христос учит нас любить ближнего своего и я поняла что северные корейцы - наши ближние". Как это понимать?". "Вы приводите фотографии северян с мобильными телефонами. Неужели вы в это верите?". В руках следователей оказалась даже её электронная переписка, вёдшаяся в США и на американских серверах (тайна переписки? Нет, не слышали).
  Жестокая ирония этой истории в том, что Ын Ми - внучка одного из депутатов, принявших в 1948 году ЗНБ. Перспектива испытать дедушкино творчество на себе была более чем реальной. Если б не американский паспорт - париться бы ей на нарах (хотя в южнокорейских тюрьмах нет нар, там на полу спят). В итоге соответствующие органы постановили: выдворить Син Ын Ми из Южной Кореи и на следующие 5 лет запретить ей въезд в страну. "Я чувствую себя преданной любимым. Но я буду молиться и приложу свои усилия для мирного объединения моей Родины. Моё тело сегодня покинет родину, но они не смогут изгнать из любимого родного края мою душу" - сказала Ын Ми перед высылкой. 10 января 2015 г. она благополучно прибыла в Лос-Анджелес. Дело привлекло определённое внимание западной прессы и даже побудило нашу любимую Псаки слегка покритиковать официальный Сеул.
  Отдельная эпопея была связана с книгой. Как вы помните, годом раньше южное министерство культуры дало ей самые лучшие рекомендации и распространяло её по библиотекам. Теперь, после скандала, рекомендация была отменена, книжку из библиотек стали спешно отзывать, а в самом министерстве начались лихорадочные поиски стрелочника: "Кто? Кто посмел такую крамолу к нам протащить?!"
  История "Как безобидная учительница музыки сама того не ожидая на ровном месте жёстко затроллила целое государство" могла бы показаться даже забавной (хотя Ын Ми было совсем не весело). Однако она повлекла самые печальные последствия для другой своей участницы, о которой и пришла пора рассказать.

Знакомьтесь: Хван Сон
Итак, Хван Сон (황선), родилась 16 февраля 1974 г., образование - сеульский Женский университет Доксон, специальность "Корейский язык и литература". В годы учёбы пришла к левым идеям и вступила в организацию Ханчхонрён - Корейская федерация студенческих советов. Студенты в Южной Корее издавна были авангардом освободительного движения. В начале 90-х, после падения военной диктатуры, они были полны надежд на настоящую демократию и воссоединение Родины. Одним из проявлений этого стала отправка делегации Ханчхонрёна в КНДР, на "Фестиваль национального примирения, единства и воссоединения", приуроченный к 53-летию освобождения Кореи от японцев.
   7 августа 1998 г. делегация в составе Хван Сон и ещё одного студента, Ким Тхэ Вона, прилетела в Пхеньян. Их встречали с размахом, как президентов. Они участвовали в семинаре по вопросам воссоединения Кореи, посетили город Кэсон и другие исторические места, священную гору Пэкту, горы Кымгансан. Наверное, одним из самых ярких эпизодов была встреча с легендарным Ли Ин Мо (военным корреспондентом Народной армии, который попал в плен и провёл 34 года в южнокорейских тюрьмах, но не отрёкся от своих убеждений). В первый же день визита они изъявили желание увидеться с "Воплощением веры и воли" (как его называют) и 26 августа мечта исполнилась. После этого они поклялись от лица миллиона своих товарищей-южных студентов до конца бороться за национальное воссоединение. Надо думать, мысли об этом герое не раз потом поддерживали Хван за решёткой.
hwangson.jpg
За мгновение до ареста

И вот, путешествие подошло к концу. 3 ноября Хван Сон выступила на прощальном митинге в Пхеньяне, собравшем 10 тысяч человек, и отправилась на демаркационную линию, в Пханмунчжом. Красный крест КНДР при этом обратился к южным коллегам с просьбой обеспечить ей благополучное возвращение. Наивно... Как только Сон перешла границу, она тут же была арестована. Первый месяц её держали в подвале Агентства планирования национальной безопасности (тогдашней южнокорейской спецслужбы), не сообщая наружу никакой информации. 22 апреля 1999 г. сеульский суд приговорил её к двум годам тюремного заключения и лишению квалификации (сюда, прежде всего, относится избирательное право) на такой же срок. Эти годы Хван Сон провела в одиночной камере площадью 0,75 пхёна (2,5 квадратных метра), без отопления зимой.
   Можно представить, каково было молоденькой студентке долгие месяцы томиться в полной изоляции, тесноте, с номером вместо имени... Но она не испугалась и не поколебалась в своих взглядах. Отбыв срок Хван продолжила общественную деятельность. Времена этому благоприятствовали - 15 июня 2000 г. была подписана совместная декларация Севера и Юга и в южнокорейской политике начался период "солнечного тепла". Конечно, ЗНБ продолжал действовать и преследования продолжались, но в куда меньшем масштабе; в межкорейских отношениях стали возможными вещи ранее просто немыслимые. Наша героиня состояла и сотрудничала в целом ряде прогрессивных организаций, выступавших за дальнейшую демократизацию страны, вывод американских войск и мирное воссоединение Кореи. Вершиной её карьеры стало место в руководстве Демократической трудовой партии (впоследствии она влилась в Объединённую прогрессивную партию, которая была запрещена в декабре 2014 г.).
lim
Два "цветка воссоединения" - Хван Сон и Лим Су Гён, которая в 1989 тоже ездила на фестиваль в Пхеньян и посидела за это

  Продолжала Хван (напомним, филолог по образованию) и свои литературные занятия. Она автор пяти книг (как в стихах, так и в прозе). Две из них - "Тюремные истории" и "Зимние цветы" - были изданы также на Севере.
  15 февраля 2004 г. Хван Сон вышла замуж за Юн Ги Чжина (윤기진) - председателя Ханчхонрёна, а впоследствии сопредседателя организации "Солидарность за демократию, благополучие народа, мирное воссоединение и суверенитет". Это была незабываемая свадьба: на церемонию, проходившую в университете Доксон, вломилась полиция дабы арестовать жениха как руководителя "антигосударственной" организации. Но молодые к этому моменту уже уехали, так что омоновцам осталось лишь подраться со студентами.
yun1
para
Счастливая пара: фото из фейсбука Хван Сон, август 2013

Супружеская жизнь Сон и Ги Чжина проходила на нелегальном положении. Он звонил ей с телефонов-автоматов, через минуту вешая трубку. Она приезжала к нему уходя от постоянной слежки, запутывая дорогу, меняя маршруты на метро, автобусах и такси. Порой им удавалось встретиться в толпе, подержаться за руки и обменяться парой слов. А спецслужбы, тем временем, не уставали донимать Сон, а равно её и его родителей, вопросами о местонахождении беглеца. Её невестка даже лишилась работы, после того как к её начальнику зашли из соответствующих органов... Казалось бы, о какой семейной жизни можно говорить в таких условиях? И всё же тяготы подполья не помешали нашим героям стать родителями двух замечательных дочек. Причём, на долю младшей выпала поистине всекорейская слава.
hwang1
С дочками. Фото 2010 г.

В 2005 г. Сон опять привлекает к себе всеобщее внимание и делает это снова в Пхеньяне. Тогда, в период "политики солнечного тепла", официальные поездки южных делегаций на Север и наоборот никого уже не удивляли. Однако наша героиня отправилась в эту поездку будучи на последнем месяце беременности. 10 октября, когда она смотрела "Ариран" на стадионе Первого мая, у неё прямо на трибунах начались схватки. Сон была срочно доставлена в роддом и после получасовых родов разрешилась здоровой трёхкилограммовой девочкой. Распространена версия, что Хван специально просила сделать ей кесарево сечение, чтобы ребёнок родился именно в Пхеньяне и именно 10 октября 2005 (в день 60-летия Трудовой партии Кореи), но она это категорически отрицает. Но символизма в этом событии и так хватало. Девочка стала живым воплощением национального единства и ей дали символичное имя Кёрэ (Нация).
  Сон пробыла в пхеньянском госпитале 15 дней. А затем - снова Пханмунчжом, снова линия, которую она перешагнула 7 лет назад... Но теперь на южной стороне её встречали не наручниками, а цветами. Уже дома она сказала журналистам: "Если я честно выскажу свои ощущения о северокорейской медицинской системе, то наверное нарушу ЗНБ".
hwang2
Отец смог увидеть свою дочку далеко не сразу - Ги Чжин по-прежнему оставался в подполье. Но вечно это продолжаться не могло и в феврале 2008 г. его всё-таки арестовали. Обвинение требовало семилетнего срока, но в итоге он был приговорён к трём годам тюрьмы. Юн Ги Чжин отсидел срок полностью, но не успел он в феврале 2011 г. выйти на свободу, как на него завели новое дело - за то, что писал из тюрьмы письма и статьи политически неправильного характера. В октябре 2012 г. Сувонский окружной суд приговорил его к полутора годам. Следующая инстанция его оправдала, но посидеть он успел.
yun2
  И вот, супругов снова разделила тюремная решётка. Депортировав из страны Син Ын Ми, южнокорейское правосудие взялось за главную смутьянку. 14 января 2015 г. Хван была взята под стражу ввиду "серьёзности обвинений и вероятности её новых антигосударственных высказываний". 10 февраля ей предъявили обвинение на 170 страницах.

Злодеяния государственной преступницы
В чём же обвинили эту подрывательницу существующего строя? Она шпионила в пользу страны чучхе? Готовила диверсии? А может хотела посягнуть на жизнь нашей дорогой и любимой госпожи президента? О нет, всё гораздо страшнее! Если собрать всё, что было опубликовано на английском языке об ордере на арест и обвинительном заключении, то преступления Сон сводились к следующему.
- Во-первых, её беседы с Син Ын Ми. По мнению следствия, Хван была главным инициатором и использовала Ын Ми в своих интересах. В ходе этих мероприятий, они в своих речах представляли КНДР в положительном свете. И неважно, что изложенные ими факты - чистая правда и неоднократно публиковались южной прессой. Важно, что они идут на пользу врагу. А если на пользу врагу служит правда - тем хуже для правды.
- Во время означенного мероприятия, она присутствовала при исполнении Син Ын Ми северокорейской песни "Человек, оставшийся в сердце" (심장에 남는 사람). Правда, эта песня в 2007 г. была издана в Южной Корее на совершенно легальном альбоме и даже исполнялась южными поп-певцами.
- 17 лет назад она записывала в своём личном дневнике мысли антиправительственного характера (вам смешно, а это было одним из оснований для ордера).
- В 2008 г. она издала сборник стихов, в которых высказывала преступные мысли. Так, в одном из стихотворений она сочувствовала "коммунистическому вооружённому восстанию" на острове Чеджу в 1948 г. И это притом, что день памяти чеджудского восстания - государственная траурная дата Южной Кореи
- В своём блоге она публиковала материалы, сочувствующие врагу (в частности, статью "Достижения президента Ким Ир Сена"). Столь же крамольные суждения были обнаружены и в её электронной почте (какая ещё тайна переписки, не смешите).
- На ютубовском канале "Суверенитет" (주권방송) начиная с 2011 г. она опять-таки высказывала нелояльные мысли а также смела цитировать "Нодон синмун" (главную газету КНДР). Хуже того, на записях за декабрь 2011-го она была запечатлена одетой в чёрное, в знак траура по Ким Чен Иру.
- Она сотрудничала с организацией "Солидарность за осуществление межкорейской совместной декларации" (самое давнее обвинение - обыск по этому подозрению у неё проводили ещё в апреле 2013).
- И наконец, она обвинялась в хранении книги северокорейского издания, обозначенной в английском тексте как "Laughter Through Hardship". Насколько я понимаю, под этим названием (в оригинале 고난 속에서도 웃음은 넘쳐) были изданы на Севере её вышеупомянутые "Тюремные истории". То есть Хван обвинили в том, что она хранила дома своё собственное сочинение, напечатанное в крамольном месте.
  Нет, дорогой читатель, я не издеваюсь над тобой. Это не Салтыков-Щедрин и не Гашек. Это совершенно серьёзные обвинения совершенно серьёзно выдвинутые в наши дни прокуратурой государства, гордо именующего себя "либеральной демократией".
    Процесс над государственной преступницей начался 9 марта. Сон держалась твёрдо и отвергала все обвинения. В тюрьме (снова сидя в одиночке и числясь заключённой № 241) она продолжала сочинять стихи. 22 июня, после 5 месяцев и одной недели заключения, её выпустили под залог.
hwang3
Свобода!

  Но суд продолжался. На последнем слушании, 27 ноября, прокурор потребовал для "злоумышленницы" пяти лет лишения свободы. Он отметил, что подсудимая в одном из своих выступлений назвала Южную Корею американской колонией, рассылала по электронной почте сочинённые ею стихи антиправительственного характера и другими способами подвергала опасности "свободу и порядок". К тому же, она была ранее судима и несомненно продолжит совершать подобные преступления.
  Приговора пришлось ждать долго. Его оглашение, изначально назначенное на 22 января 2016 г., дважды откладывалось. В итоге Сеульский центральный окружной суд вынес своё решение в символичный день 15 февраля (в годовщину её свадьбы и накануне дня рождения). К своим знаменательным датам Сон получила самый лучший подарок - свободу. Судья Ом Сан Пиль оправдал её по всем обвинениям, кроме одного - антиправительственной речи в 2010 году. За это она получила 6 месяцев тюрьмы с двухлетней отсрочкой (по-нашему говоря - условно).
  Так процесс, который должен был стать расправой не только над Хван Сон, но по сути и над нелояльным образом мыслей как таковым, кончился для сил реакции провалом. Остаётся только поздравить нашу героиню, несмотря на ложку дёгтя в виде ещё одной судимости. Ведь главное, что она свободна. Борьба продолжается, а значит - впереди новые опасности и новые приключения.

Комментарии 
20th-Feb-2016 09:25 am (UTC)
Несвобода на любой вкус :-/
21st-Feb-2016 07:49 am (UTC)
Да, в сортах разбираться у нас все приучены.
20th-Feb-2016 04:17 pm (UTC)
ЮК это та еще витрина либерализма!
21st-Feb-2016 07:48 am (UTC)
Многие стоят перед ней, разинув рот от восторга, как будущие офисные самураи стояли в восьмидесятые перед Японией.
21st-Feb-2016 04:28 am (UTC)
По-моему, история прекрасно иллюстрирует известный афоризм "отвратительная система, но ничего лучшего человечество пока не придумало". Я, разумеется, имею в виду лучшее в классе работоспособного на практике, а не хрустальных мечтаний.
21st-Feb-2016 07:47 am (UTC)
Я такое же слышал про олимпийских богов, а потом люди взяли и внедрили придуманный кем-то монотеизм.
21st-Feb-2016 12:44 pm (UTC)
Чем были плохи олимпийские боги?
21st-Feb-2016 01:18 pm (UTC)
Отсутствием монотеизма же. Старо, скучно, видов на будущее по нулям.

Опять же, все как один долбились в попецкий. Ну разве же так можно?
21st-Feb-2016 01:25 pm (UTC)
1. Упадок политеизма без введения монотеизма - кратчайший путь к атеизму. А даже если нет - индусам политеизм не мешал в свое время опережать монотеистов, к примеру, в математике. И японцы тоже (ещё до перри) демонстрировали способность к самостоятельному развитию именно в сторону капитализма.

2. Вы просто не пробовали.
21st-Feb-2016 02:58 pm (UTC)
Первый пункт неплохо опровергается индусами же, зарезавшими даже невинный епонский порномультик «Рамаяна».

И я могу всё же обойтись ещё разок без цитирования мнения Бенвенуто Челлини по второму пункту?

Edited at 2016-02-21 03:00 pm (UTC)
21st-Feb-2016 03:19 pm (UTC)
Плохо опровергается. На современных примерах нельзяя сделать вывод, что политеисты более фанатичны или менее способны к развитию, чем монотеисты. Да, в Индии плохо, люди фанатичны и неразвиты, но в соседнем монотеистическом Пакистане дела обстоят ещё печальнее. Зато японцы уже очень слабо верят в высшие силы и куда более развиты, чем большинство монотеистов в мире.

Я довольно невежественный человек и не знаю, что по этому поводу сказал ювелиробойца.
24th-Feb-2016 08:34 am (UTC)
Я бы сильно поспорил насчёт японцев. Во-первых, фанатизм японских камикадзе (якудза, отаку, офисных самураев) известен куда лучше, чем фанатизм индийских тугов, например. Во-вторых, жизнь японца благодаря синто проникнута глубоким мистицизмом, местами переходящим в суеверие, от чего монотеистические культуры Запада уже давно избавлены.
25th-Feb-2016 08:43 pm (UTC)
Вы, видимо, оторвались от народа. Говорить об избавлении от суеверий в нашей монотеистической культуре Запада можно только в порядке шутки. Фэншуй, гороскопы, экстрасенсы, наведение порчи, общение с духами, мулдашевщина и контактерство - стандартный набор пороков не только малоимущих и необразованных класов, но и самых чтор ни на есть советских анжанеров.
26th-Feb-2016 03:26 am (UTC)
А за пределами России жизни нет?
28th-Feb-2016 05:18 pm (UTC)
42% американцев верят в привидения, а 16% сами их видели.
28th-Feb-2016 07:56 pm (UTC)
Даже если предположить, что эта статистика официальная, то привидения(как и вампиры, и НЛО) — примеры крайне неудачные, так как тиражируются масс-культом в полном отрыве от сакральных элементов. Для японца или индуса элементы его политеистической культуры не только реальны, но и охраняются общественным обычаем, в том числе законом. Американцы же монут верить как в привидения и вампиров, так и в охотников на привидений, а также в братьев Винчестеров, и это не выходит за рамки принятой общественной практики (позволяющей также верить в Аянами Рей и мастурбировать вприсядку). Сравните это с уровнем интеграции ритуалов синто в японскую жизнь.
28th-Feb-2016 08:46 pm (UTC)
Масс-культ тиражирует образы не с потолка, а как раз берет их из народного сознания (термин кривой, но лень на ночь искать более подходящий). Вампиры прописались в масс-культе потому, что в них веками верили до всякого масс-культа. Поселянам Новой Англии вовсе не требовалось читать модного писателя Стокера, чтобы ещё в конце 19 века профилактически вырезать сердца у покойников. И, кстати, сама Новая Англия в масс-культе предстает жутковатым местом потому, что она действительно была жутковатым местом. А вот в джиннов американцы не верят, хотя в масс-культе джинны нередкие гости - но предки нынешних американцев в джиннов не верили, и не прижилось. Зато в джиннов верят монотеисты мусульманского мира.

И, кстати, монотеизм в западном мире не ограничивается выхолощенным плановым протестантизмом. Есть ещё католики Латинской Америки, у которых под каждым камнем прячется черт, а за каждым кустом - местночтимая святая.
28th-Feb-2016 08:54 pm (UTC)
Вопрос не в источнике образов, а в их интерпретации. К примеру, упомянутые вами местночтимые святые в крестьянских католических культурах — типичная отрыжка политеизма, на что обращает внимание, например, Фрезер. С другой стороны, из вампиров (а также из Санта-Клауса, например) в западных культурах сакральный компонент изъят давно и прочно. И, кстати, именно вампиры в массовой культуре оказались явлением чисто авторским; в Новой Англии больше опасались упырей, оживших мертвецов, а это совсем другая хрень. Но 19 век был давно и до революции, а мы говорим о современном состоянии дел.
28th-Feb-2016 09:20 pm (UTC)
Вампиры в западных культурах мутировали в "энергетических вампиров", а в них куча идиотов верит на полном серьезе (гуглим Energy vampires или Les Vampires énergétiques). И, кстати, вся восточная хренотень про чакры и энергию Ци импортируется западным миром со страшной силой.
1st-Mar-2016 04:41 am (UTC)
Об «энергетических вампирах» я знаю всё или почти всё, так как сам являюсь таковым, с точки зрения моей тёщи. Но «энергетические вампиры» не имеют отношения к религиозным суевериям, это — типичная стилизация под науку, рассуждающая о квантах, энергиях и полях куда чаще, чем про боженьку. Я далёк от того, чтобы приписывать любой упадок разума влиянию религии; когда я говорю о суевериях политеизма (в т.ч. скрытого под маской бесчисленных «святых»), я имею в виду именно ритуализованный, признанный общественно необходимым и, в самых запущенных случаях, охраняемый законом набор табу, суеверий и предрассудков чисто религиозного характера.
1st-Mar-2016 08:25 pm (UTC)
Простите, кажется, дискуссия пошла в боковое русло по моей вине. Мы рассматривали разнообразные суеверия, которые у политеистов составляют часть их религии, а у монотеистов они от религии отделены и существуют сами по себе - как продукт масс-культа, лженауки или пережитков прошлого. Однако мы до сих пор не брали в расчет ту часть монотеизма, которую образованный японец с тем же полным правом посчитал бы суевериями, с каким вы считаете суевериями часть его религии. Очень глупо, что японцы верят в духов жилищ, рек и озер, но со стороны православных (и многих католиков) не менее глупо верить в "намоленные места" и магическую силу раскрашенных досок и поклоняться им в надежде избавиться от пьянства или зубной боли (причем каждая конкретная доска помогает от конкретной хвори). Глупо, что индусы не едят говядину, но не менее глупо, что мусульмане и иудеи не едят свинину. И, если уж на то пошло, не стоит забывать, что некоторые приверженцы самой древней и строгой монотеистической религии на полном серьезе практикуют самое настоящее колдовство (и верят, что именно колдовством убили генерала Шарона, вот позорище-то).
2nd-Mar-2016 05:23 am (UTC)
Здесь я, пожалуй, опять сошлюсь на Фрэзера, выделяющего (с подчёркнутой условностью) три типа мышления в отношении к миру: магическое, религиозное и научное. Условность в немалой степени заключается в том, что каждый из этих типов мышления проникает в два других. Однако преобладание определённого типа мышления соответствует определённой организации общества, а не типу религиозного миросознания. Поэтому суеверия невежественных японцев и суеверия невежественных американцев мало отличаются по внутренней логике, а вот суеверия невежественных крестьян, как мы видели на примерах Кашпировского и контактёров, довольно сильно отличаются от суеверий невежественных ИТРов и совслужащих.

Фундаментальная разница между политеизмом и монотеизмом проходит не в характере суеверий и способах, которыми верующие разбивают лбы, а в условиях, порождающих эти суеверия, т.е., в разной организации философских доктрин, в различном характере философских вопросов, рассматриваемых этими системами. Так, классическому политеизму вообще не свойственна телеология (все работы по этому вопросу, созданные в эпоху господства политеизма, принадлежат либо стихийным монотеистам, либо атеистам), а следовательно, не ставится и проблема выхода из бесконечного цикла. Абстрактизация политеистической доктрины с целью философского объяснения действительности приводит либо к монотеизму (в форме пантеизма или признания верховного существа), либо к примату магического мышления (я — богу, он — мне). И так далее. Нет сомнений, в частности, что именно классический монотеизм лежит в основе диалектики Гегеля, а следовательно — прямо привёл к возникновению диалектического и исторического материализма.

Иначе говоря: политеизм легче возвращает человека к магическому, суеверному мышлению, чем монотеизм. Естественно, речь идёт об осознанном как минимум на уровне общества состоянии каждой из этих систем; стихийный политеизм, как и монотеизм, и даже атеизм так или иначе не рефлексирует философские концепции системы и позволяет гордящемуся им обладателю делать всё что душеньке угодно, тыкая в нос окружающим своим уникальным мировоззрением.

Edited at 2016-03-02 05:36 am (UTC)
24th-Feb-2016 04:03 am (UTC)
В этой реплике столько возможного подтекста, что я затрудняюсь выделить основной смысл :)
29th-Feb-2016 07:30 pm (UTC)
Я вот думаю теперь, не съездить ли на экскурсию в Северную Корею...
19th-Mar-2016 02:31 am (UTC)
Та же фигня. Но из Эстонии это такая экзотика, что добраться туда надо, что называется, на перекладных.
19th-Mar-2016 02:31 am (UTC)
А я всегда говорил, что ЮК - это та ещё контора в плане гражданских НЕсвобод. Не верили. В основном, Самсунг в пример приводили, ага. Даже скучно как-то.
Выпуск подгружен %mon%