(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

«Бедность я хвалю давно и постоянно…».

Ну вот, на ровном месте и товарищ Майсурян отличился, противопоставив богатству — аскезу, бедность и подвижничество во имя.

Я здесь многое способен понять, включая святого Франциска Ассизского, но это тот случай, когда я понимаю и тех, кто встаёт на сторону идейного противника, послушав подобные проповеди о будущей этике и морали.

Нет ничего омерзительнее личного богатства на фоне общей нищеты, будь это богатство скопидомским, для внутреннего потребления, или же показушным, наглым, предназначенным отделить богача от окружающих.

Но почти столь же омерзителен и культ аскезы; ведь он порождает протест, выливающийся в лучшем случае в раблезианские формы, в худшем — в подпольные течения, приводящие к разрушению проповедовавшей аскезу идеологии.

Более того, все известные исторические случаи личной аскезы есть случаи, когда человек стремился (с той или иной степенью эффективности) к власти большей, чем власть над материальными вещами, имуществом.

Но так как совокупность общественно-экономических отношений включает в себя понятие власти над вещами, удовлетворяющими потребности людей, то всеобщность аскезы полезна лишь в случаях всеобщности этой большей, чем материальное обеспечение, власти.

Где этой власти недостаточно, там есть и аскеза, и стяжательство — первообразные функции бедности и богатства, образующие элементы расслоения. Есть альтернатива этим обоим состояниям; она называется «достаток».

Задача здоровой экономики — качественное и количественное удовлетворение всех потребностей индивидуума, связанных с текущим уровнем общественного производства и личного самосознания, но не приводящее к сверхпотреблению.

На эту тему есть довольно остроумное высказывание Будды:

Есть, о монахи, две крайности,
которым пусть не следует подвижник.
Какие две?
Одна — это склонность ко всяким похотям,
пошлая, как гумно,
низкая, мужицкая, простонародная,
неарийская, бессмысленная.
Другая — это склонность себя изнурять,
тяжкая, неарийская, бессмысленная.
Но ни к той, ни к другой крайности не клонится
верный срединный путь.


Копить всю жизнь богатства, расточительно тратить их, когда вокруг люди недоедают и не получают должной медицинской помощи — как минимум, «пошло, как гумно», и к тому же просто глупо, так как порождает ненависть и скуку существования.

Но и призывать людей, поколениями не видевших отпуска на море или светлого чистого жилища, отказаться от всех материальных благ и трудиться на великую цель — «склонность тяжкая, неарийская, бессмысленная».

Как верно заметил старший писарь Ванек, «Нет, господин обер-лейтенант, так вы не приобретете себе друзей! Старший ротный писарь в чине фельдфебеля — это вам не ефрейтор, которым каждый может подтереть себе…».

А для нас ведь приобретать друзей гораздо важнее, чем подтираться ефрейторами!

P.S. Написанное здесь ни в коей мере нельзя воспринимать как критику Майсуряна; он чётко написал, что это его личная позиция, а на личном уровне коммунист вправе избирать образцы для подражания, не подвергаясь критике! Всё сказанное — лишь свидетельство против механического переноса идеи «аскезы» на будущее существование социалистического и коммунистического общества.
Tags: политинформация, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments