Другое дело, как и на чём осваивать космос. Вот допустим, вы ведёте-таки свой звездолёт к Альфе Девки. Представим себе, что вас уважают, и всё сделано по уму. Вы приезжаете в космопорт на удобном поезде, как раз за пару часов до рейса. Автомат распечатывает вам декларацию об окончании загрузки оборудования и о пассажирах на борту, вы весело здороваетесь с коллегами и участниками полёта, утираете сопли провожающим с помощью отрывных листов микрофибры и в стеклянном лифте стремительно поднимаетесь на трёхсотый этаж, в кабину звездолёта. Вы садитесь в удобный пилотажный ложемент, пристёгиваетесь трёхточечным ремнём, вынимаете из панели у левой руки стаканчик охлаждённой космо-колы, нажимаете на сенсорной панели кнопочку «К предварительному старту», заслушиваете отчёт автоматики и, обменявшись с вашим праваком понимающими взглядами тонких профессионалов, говорите в эфир «Поехали-и!». Покорять Альфу Девки в таких условиях — легко и приятно.
Рассмотрим ситуацию иного плана. Вас пару дней мурыжат бесконечными предстартовыми отчётами и проверками, вы едете в трясучем автобусе стоя три часа по просёлку туда, где возвышается громада вашей ракеты, и под хмурым дождичком лезете вверх по километровой приставной лестнице, пока внизу играют «Интернационал» и даёт интервью специально приглашённый прапрадедушка конструкторской мысли. Втиснувшись в узкое, на полбулки, сиденье и смахнув пот с чела за шиворот, вы задраиваете люк, поочерёдно закрутив все барашки (шестой не идёт, резьбу заело!). Правак, от тесноты упираясь вам в кадык левым локтем, заводит с толкача импульсный двигатель; смотровое стекло заливает дождик, по которому пронзительно скрипят щётки. Поехали-и! Вы проходите атмосферу на первой передаче, кое-как подтыкаете вторую космическую с помощью замотанной в синюю изоленту «кочерги»… За голенищем скафандра у вас флян — без фляна в таких условиях не выжить. Вы вспоминаете, что, пока разгон ещё не прошёл, вам следовало бы ещё успеть поменять анамезон в раздатке маневровых двигателей и выставить полуось на торсионные колебания. Руку бы не оторвало! А, впрочем, прорвёмся, не в первый раз… В таких вот условиях вы и полетите до самой Альфы Девки!
В чём разница? В том, что в первом случае общество уважает вас, профессионала космоса, да и всех других профессионалов тоже, а во втором — уважает исключительно абстрактные принципы, ради которых оно считает возможным и даже обязательным жертвовать (не рисковать, а именно жертвовать!) произвольным количеством живых людей.
Я — беспощадный враг общества второго типа, даже если оно имеет наглость называть себя «коммунистическим». И не вздумайте, напустив на себя дебильную спесь, объяснять, что на такое отношение-де «средств не хватит»! Дело в том, что средств всегда меньше, чем целей; поэтому вопрос о том, хватит ли средств на ту или иную цель, есть вопрос о приоритетах в выборе цели, и если для вас в приоритете не люди, а фигня всякая, то и сами вы не коммунисты, а просто дерьмо!