(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

К рассуждениям о природе человека.

История показывает (но не учит, ибо, если бы история могла учить, многие гнусности не повторялись бы человечеством дважды и трижды), что в исторической борьбе классов проигравшая на очередном этапе сторона всегда обращается в объяснении причин проигрыша к некоему несовершенству человеческой природы, нуждающемуся в исправлении. Идеологи проигравшей стороны выстраивают целую систему в рамках платоновско-плотиновской логики мировоззрения, разделив весь строй мыслей человечества на «небесное» (идеальное и желаемое состояние) и «греховное» (все антитезы этому состоянию, совокупность которых и привела в итоге к политической катастрофе).

На основании этого разделения идеологи выстраивают целую иерархию дьявольских сил, приведших шаг за шагом бедное, но порочное человечество к отказу от высших ценностей в пользу греха. Итоговый вывод всегда один и тот же — слишком плохо воспитывали массы, а трудновоспитуемых — слишком мало ссылали и расстреливали. Движение исторической спирали в обратном направлении выбрасывает на поверхность фанатиков, порождённых этой мыслью; так, Савонарола и охота на ведьм (что с известной долей условности можно рассматривать как «крайне левый» и «крайне правый» спектры религиозной борьбы времён Контрреформации) не могли сформироваться как явления в условиях, когда католическая церковь была сильна, и условия, способствовавшие их возникновению на исторической арене, были условиями пораженческими.

Напротив, торжествующая идея выигравшего класса первым делом объявляет свои ценности и способы мироустройства «естественными», проистекающими из той самой природы человека, которую потерпевшие поражение клеймят и опускают как могут. Естественным назван был феодальный порядок вещей, пирамидально-иерархическая структура общества, освящённая авторитетом единой церкви. Буржуа, дорвавшись до кормушки, первым делом объявили «естественными правами» многие вещи, начиная от права жить хорошо вне зависимости от происхождения и кончая священным правом частной собственности. И во времена Советской власти такие чисто идейные ценности, как поддержание мира, дружба народов и даже супружеская верность в рамках нуклеарной семьи, были объявляемы «естественными» и присущими человеку от рождения, от природы.

В действительности же, в социальной деятельности людей уже давно нет ничего «естественного» (в индивидуально-биологическом смысле); всякое движение социальной воли есть порождение коллективного сознания. Оттого и вредна всякая идея, даже самая хорошая и умная, если она не опирается в своей основе на коллективно осознаваемый интерес и реальные возможности (не путайте эти возможности с реально существующими средствами — средства могут нуждаться в предварительном открытии и создании) для осуществления этого интереса, для трансформации потребности масс в практическое действие. Отказавшись от практики, всякий и любой носитель идеи обрекает себя на прозябание в узком кругу единомышленников, «страшно далёких от народа», а обычно ещё и от экономических ресурсов, что приводит в итоге к тотальному озлоблению и крайней степени фанатизации.
Tags: политинформация, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments