(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

«От имени и по поручению Президента Республики — честь герою!»



Вчера в разговоре с helghi о драматической судьбе различных персонажей всплыли интересные подробности, касающиеся определения и использования чести — одной из двух (наряду с правом) компонент, урегулирующих взаимоотношения между личностью и обществом.

Честолюбивые личности (а таких, к счастью, как минимум простое большинство — мало кто хочет быть «неизвестным героем», дать всем всё и загинуть в безвестности!) вправе требовать от породившего их общества адекватного отношения к своим свершениям, причём адекватного не только по масштабу, но и по уровню отражения такого отношения в существующей культуре. Это касается персонажей любого калибра и любой социальной среды. Перевыполнили план на триста процентов? Красное знамя, доска почёта, статья в многотиражке и поездка в Тьмускорпионь на конференцию ударников. Да не директору, не мастеру цеха, а лично вам! (Так делалось, не надо врать!) Победили дракона? Добро пожаловать за Круглый стол, сэр, вот ваш стул и кусок кабанины, дозвольте нам просить вас поведать о вашем славном подвиге! Разгромили нахрен турецкую эскадру при Синкопе? Премного обязаны-с, господин адмирал, будьте пожалованы титулом графа Антитурецкого и, разумеется, земелькой-с! Создали Вселенную? Вот вам ваше место на небесном престоле, а заодно и в «Энциклопедии мифов народов мира», рядом с Кухтынняки и Змеем-Радугой! В конце концов, даже комиссар Жюв получил орден Почётного Легиона, преследуя гнусного Фантомаса!

Где нет чести, нет и объективного критерия, мотивирующего героя на исполнение высшего долга. Герой, молча и скромно отдающий всё, превращается в жертву как в глазах общества, так и в глазах будущих поколений. Я не буду здесь лишний раз ругать всю ту трескотню про самопожертвование и высокие идеалы, которую ругал уже сотни раз; понимающему — достаточно, а кто не понял, тот и не поймёт. Отрицательной мотивации («если ты не исполнишь долг, тебя будут презирать и даже расстреляют!») здесь недостаточно; это — точный аналог рабского труда из-под палки, труда, за который платят страхом. Необходима мотивация положительная, мотивация, дающая право ждать достойной оценки своих действий. И да, честью могут незаслуженно обойти, но это не меняет самого факта существования общественных критериев чести, существования самого института оценки действий личности, оценки, параметры и правила которой доступны открытому пониманию.

Честолюбивая личность, лишённая общественной оценки своих действий, в конце концов перестанет действовать на благо такого общества, а то и начнёт прямо вредить ему, как это было описано в известном средневековом польском стишке про задницу. Общество, допускающее такие умонастроения, серьёзно рискует. Своеобразное исключение — разные религиозные общины, но и там честь предполагается получить не на земле, а на небе, в жизни вечной; история, насколько мне известно, не располагает сведениями об успешных религиозных общинах, члены которых намеревались отдать своё право на царствие небесное каким-нибудь посторонним субъектам, а сами зашагать прямиком в ад.

Отсюда, кстати, вытекает и другой странный вывод: в современных условиях воздать честь кому-либо крайне затруднено. Медаль от буржуазной, сомнительной легитимности, «суверенной нации» воспринимается в общем случае как издевательство; такие вещи хороши для чиновника, но не для героя. (Исключение — легенда, связанная с самой наградой). Деньгами не награждают, а платят; честь не товар. Известность? Велика ли честь стоять рядом с «селебритями» и быть приглашённым на разные «ток-шоу», где рядом с тобой сидят политиканы, дорогие проститутки и журналюги? Внимание к личности героя? Но современники (во все времена) предпочитают обсуждать парфюм знаменитости и количество его/её постельных партнёров, и лишь после смерти героя начинают создавать эпические полотна с попытками канонизации новопреставленного (с непременным вписыванием его в сиюминутный политический контекст, разумеется).

Наряду с новой моделью права, далеко выходящей за рамки буржуазного закона и становящейся скорее нормой взаимоотношений между различными частями общественного организма, нашему обществу необходима и новая модель чести, возбуждающая ревность героев к свершениям и способная выступать мерилом общественного успеха личности. Так, и только так, мы сможем преодолеть призыв к аскезе, самопожертвованию и растворению личности в движении высших сил — призыв, безусловно губительный и оказывающий вредоносное действие на всякое общество, так как действие этого призыва лишает личность могучих стимулов к действию или, того хуже, заставляет её искать обходные пути к удовлетворению потребности в общественном признании индивидуальных заслуг.
Tags: политинформация, редакторская колонка, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments