(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Немного про рисование пастелью. (Из личного опыта)

Несколько времени назад врач посоветовал мне, дабы не уподобиться окончательно слепому Пью из «Острова сокровищ», заняться рисованием. С тех пор я перепробовал немало техник нанесения цветных пятен на плоскость, пока не остановился в конце концов на акварели и пастели, как на любимых материалах, достойных образованного джентльмена. Об акварели я как-нибудь, возможно, расскажу желающим в другой раз, а пока хочу поговорить о пастели, так как информация в русскоязычном сегменте Интернета об этом способе рисования весьма неполна, и любители, вроде меня, могут застрять в ней надолго.

Основные понятия



Художественная пастель — это цветные мелки, состоящие из тонко растёртого цветного пигмента, наполнителя и клея. В хорошей пастели наполнителя мало, а клея ровно столько, чтобы мелок не рассыпался, когда его держат в руке; остальное — пигмент или смесь из двух-трёх пигментов (включая белила). Нормальные производители, а таких раз-два и обчёлся, особенно на российском рынке, выпускают пастельные мелки одного цвета, но с разным содержанием белил — по пять, шесть, восемь тонов разбела.

Пигмент в хорошей пастели тот же, что и в художественных красках другого типа — соли кадмия, кобальта, свинца и т.д. Поэтому, рисуя пастелью, вы можете наесться и надышаться тяжёлых металлов так, что мало не покажется. В последнее время производители перешли на менее токсичные версии пигментов того же цвета — красители и порошок окрашенного в массе оргстекла. Дышать им тоже нездоровая идея, но разница между лёгким раздражением гортани и раком горла всё же имеется. С другой стороны, «новые» пигменты не стойки, и, повесив сделанный ими рисунок на светлом месте, вы получите выцветшую картину с феноменальной скоростью — за два-три года. Случайно приобрести токсичные мелки невозможно — они стоят раз в 3-5-7-9 дороже, чем аналогичные современные. (Некоторое подозрение здесь вызывает «Подольская» пастель, о чём чуть позже).

Наполнителем в большинстве видов сухой пастели служит каолин (белая глина), мел или тальк. Тальк сам по себе не слишком-то полезен при глотании, а особенно при вдыхании внутрь. Опять-таки, тальком пользуются только отдельные специалисты, изготавливающие пастель дорогих сортов. Клеевое связующее в пастели обычно гуммиарабик, иногда к нему или вместо него используют молочную сыворотку с противогрибковой добавкой, а также природный белый мёд. Эти связующие водорастворимы, что позволяет использовать большинство видов современной пастели в водных растворах, набирая их на кисть или размывая водой прямо на листе. При этой операции получается обыкновенная гуашь. Кстати, рисование пастелью поверх акварельного или гуашевого наброска («подмалёвка») — очень изящная и интересная техника.

В твёрдые сорта пастели (см. ниже классификацию) входит в качестве связующего воскоподобное вещество, препятствующее лёгкому размыванию и растиранию этих мелков. Вместе с ними воду лучше не применять. Для мягкой пастели и пастельных мелков вместо воды за рубежом часто применяют крепкий спирт. Почему эта традиция не прижилась у нас в России — остаётся только догадываться…

Бумага для пастели должна быть умеренно толстой, шероховатой, прочной и обладать способностью как бы впитывать частицы пигмента, чтобы можно было положить его на бумагу достаточно толстым слоем. По офисной бумаге для принтеров. а тем более по меловке, пастелью не порисуешь. Есть специальные виды бумаги для пастели, обычно выпускаемые в разных не очень ярких цветах — коричневые, серые, чёрные, приглушённые цветные оттенки. Цветной пастельная бумага делается для того, чтобы пользоваться мелом. Кроме того, цвет бумаги всегда будет главным тоном в картине пастелью (это отличает пастель от таких техник, как живопись маслом или акрилом, где в основе используется как можно более контрастный к картине цвет подложки). Бумага для пастели относительно недорога, по сравнению с хорошими сортами акварельных бумаг, а тем более с холстами.

Некоторые рисуют пастелью (особенно дешёвой) на наждачной бумаге с мелким зерном, и достигают прекрасных результатов. Такие картины нельзя смачивать водой или фиксативом — они темнеют и необратимо портятся. Есть и специальная бумага для пастели, имитирующая наждачку, одна сторона которой покрыта слоем пемзы или пробки. Если у вас уже есть «Феррари» и вилла на Канарах (ну, или если вы профессионал) — вы можете позволить себе в кредит склеечку такой бумаги листов на 10 для самых важных в вашей жизни картин. Пастелью пишут также на мелкозернистом холсте (я нашёл это извращением, так как с холста она осыпается при малейшем дрожании полотна), на бархате, атласе, велюре и, внезапно, на бархатной бумаге для детского творчества. Есть ещё такие, кто красит пастельными мелками также собственные волосы, но мы здесь не для того, чтобы обсуждать извращения, верно?

Для техник с применением воды, а то и просто для рисования, можно применять акварельную бумагу любой фактуры. Акварельная бумага всегда белая или бледно-кремовая, поэтому, если белый цвет в картине не должен доминировать, бумагу можно покрыть тонким слоем акварельной краски нужного цвета и дать просохнуть. Хороший выбор для пастели также обёрточная и упаковочная бумага, «крафт», однако большинство сортов современного российского крафта только на обёртки и годится — гладкий, мятый, проклеенный лист не удержит пастель. Неплохая и дешёвая крафт-бумага в листах продаётся сейчас в папках с торсом римского гладиатора на обложке; если вас не смущают многочисленные включения в этом изделии деревообделочной промышленности — можно смело пользоваться, особенно для эскизов и этюдов!

Закрепляют пастель фиксативом — специальным раствором, который делает её чуть менее сыпучей. Простейший фиксатив — вода; к ней можно прибавить мёда, клея ПВА или сахара, а также противогрибковое средство в очень небольшом количестве. Некоторые пользуются лаком для волос — «Прелесть» или «Сюжет». Есть фирменные фиксативы, они довольно дороги (цена на бутылочку плавает вокруг 1000 р), но расходуются обычно по два-три года. Фиксатив наносят очень экономно, иначе картинка потемнеет и станет блестеть. Для распыления домашних фиксативов хорошо работает обычный бытовой распылитель. А Дега (тот, который нарисовал много балерин пастелью) закреплял свои работы паром над кипящей кастрюлей.

Из дополнительных материалов нужны: планшет для наклеивания бумаги, несколько мокрых, грязных и чистых тряпочек (салфетки и нетканые полотенца пойдут на «ура»!), бумажные палочки-растушёвки (их можно заменить ватными палочками для ушей, силиконовыми кистями, а то и чистым пальцем), мягкая формующаяся резинка (их называют ещё «клячками»), рабочее место, которое можно быстро и безопасно протереть, и яркое освещение с хорошей цветопередачей. В последнем случае подойдёт рассеянный свет из окна, комбинация из бытовых светодиодных ламп цветности /840 и /865, специальные студийные лампы и т.д. Критерий качества света простой: вы должны на глаз отличать цвета всех ваших мелков друг от друга. Мощность светодиодного света — 40 Вт на м², ночничок для нормальной работы вечером не подойдёт. Продвинутые юзеры обзаводятся также мольбертом (сверхудобная штука!), ящиком для пастели, и даже мини-пылесосом (для чистки клавиатур), с помощью которого, говорят, очень удобно собирать пыль.

Внимание! Не сдувайте пастельную пыль с картины и соседних поверхностей ртом! Надышитесь обязательно, а пыль окажется везде.

Классификация пастели



В русскоязычной литературе укрепилось мнение, что пастель делится на мягкую и твёрдую. Эту классификацию, способную запутать потребителя, ввели в обиход то ли агенты мирового сионизма и итальянского корпоративного фашизма, чтобы не дать русскому народу приобщиться к рисованию пастелью, то ли маркетологи, чтобы увеличить продажи. Реально же пастель делится на:

  • мягкую и экстрамягкую (soft pastels, extra soft pastels), состоящую в основном из пигмента;

  • пастельные мелки (chalk pastels, semi-hard pastels), состоящие из пигмента и разбавляющего его наполнителя (каолина, мела);

  • твёрдую пастель (hard pastels), содержащую много связующего.


Разновидностью твёрдой пастели являются так называемые «мелки Конте». В оригинале эти мелки выпускаются под брендом «Conte a Paris», но, например, Faber-Castell PITT Monochrome мало отличаются от них по свойствам. Эти мелки почти не размазываются и уж точно не осыпаются, ведя себя во всём подобно цветному карандашу.

Два последних сорта у нас и называются «твёрдой пастелью», но ведут себя совершенно по-разному. Пастельные мелки предназначены для выполнения широкого, уверенного штриха, с них сыплется довольно много пыли при сильном нажатии или при попытке заполнения больших областей на бумаге. Твёрдая пастель больше всего похожа по ощущениям на грифели цветных карандашей. Она вязкая, не крошится, накладывается тонким полупрозрачным слоем на предыдущие слои, не так легко бьётся и ломается, как пастельные мелки и мягкая пастель, и даёт наименее насыщенный тон из всех трёх описанных типов пастели.

Особые разновидности пастельных мелков — это натуральный уголь (charcoal), прессованный уголь (carbon), цветной уголь (tinted charcoal), сангина (red chalk, sanguine), сепия (sepia), соус, итальянский карандаш (black chalk) и мел. О них стоит сказать несколько слов отдельно.

Натуральный уголь очень легко стирается, что делает его незаменимым для эскизов. Так как пастель обычно не любит простой карандаш (не ложится поверх него), натуральный уголь можно использовать для набросков под будущую пастельную картину. Натуральный уголь бывает в виде обугленных веточек или в карандаше (чёрный Faber Castell Charcoal, Lyra Charcoal).

Прессованный уголь, напротив, хрен сотрёшь. Зато он даёт очень глубокие чёрные тона. Это брусочки или карандаши, работа с которыми ничем не отличается от пастельной техники. На прессованный уголь по свойствам похож итальянский карандаш (во всех странах, кроме России, его называют «чёрный мел»), но он твёрже. Теми же свойствами обладает современная искусственная сепия — тёмно-коричневые мелки на основе пигмента жжёной сиены или умбры.

Цветной уголь мало чем отличается по свойствам от пастели, но имеет более мягкую структуру и тусклые цвета гаммы в оттенках серого, жёлтого и тёмных ненасыщенных цветов. Практически единственный доступный производитель этой радости в России — Derwent, выпускающий 21 цвет угольных карандашей в дополнение к чёрному углю. Следует заметить, что карандаш «белый уголь» фирмы Generals является «самым белым» из всех доступных пастельных мелков. (Остальная продукция этой фирмы, говорят, оставляет желать много лучшего…)

Из искусственной красно-коричневой краски делается также сангина, или красный мел. Это мелки или карандаши красивого красного цвета, которые стираются намного лучше, чем прессованный уголь или сепия, но хуже натурального угля. Они отлично подходят как для самостоятельного рисунка, так и для эскизов под картины пастелью. На сангину похож по свойствам обычный белый мел, который выпускается в кусках, брусках или карандашах. Мел, в отличие от других материалов, не позволяет набирать им тон, он всегда белый, поэтому использовать его надо аккуратно. Техника одновременного рисования углем, сангиной и мелом на серой или жёлтой бумаге получила в своё время название «три мелка» и стала предысторией пастельной техники. Эти три мелка и в самом деле позволяют получить на бумаге тёпло-серых оттенков довольно реалистичные тона кожи, не прибегая к ухищрениям.

Мел, сангина и сепия выпускаются в виде «сухих» или «масляных» мелков или карандашей. «Масляные» мелки пропитаны маслом, что препятствует их смазыванию и осыпанию на бумаге. В сочетании с сухой пастелью «масляные» варианты использовать нежелательно, так как они не связываются друг с другом, и пастель может осыпаться. «Масляный» вариант прессованного угля называется «Негро» (Negro, Nero). Эти «масляные» карандаши не имеют ничего общего с масляной пастелью, кроме названия.

Соус — сейчас это чисто российский материал. Палочки соуса похожи на пастель, но очень хрупки и при работе сухим способом оставляют на бумаге комочки. Зато разведя его водой, как тушь, можно получить очень элегантный материал с удивительными возможностями (например, нанести соус ровным слоем на бумагу, а потом протереть на ней рисунок резинкой). Соусом создано много иллюстраций к старым советским книгам (эти иллюстрации часто похожи на тонированные фотографии). С пастелью соус роднят чисто формальные признаки.

Существует также масляная пастель, которую мы тут обсуждать не будем. С пастелью как таковой её роднит только форма в виде оплетённых бумагой или плёнкой мелков. Во всех остальных отношениях это толстый, жирный химический карандаш. Техника масляной пастели существенно отличается от сухой.

Формы выпуска пастели



Пастель выпускают в круглых палочках, в квадратных брусочках, в больших мелках неопределённой формы, а также в виде карандашей. Существует фирма, производящая экстрамягкую пастель в виде порошка в баночках (PanPastels), которую накладывают на бумагу с помощью косметических спонжей. Обычно по форме палочки можно догадаться о свойствах пастели: круглая — мягкая или экстрамягкая, прямоугольная — меловая или твёрдая. Но бывают и исключения; так, круглая пастель Rembrandt и Van Gogh фирмы Royal Talens по своему поведению больше похожа на твёрдую восковую пастель, чем на мягкую — любит штрих больше, чем закрашивание, довольно прочна и чуть восковиста на ощупь. В каждой избушке — свои погремушки.

Карандаши обычно содержат твёрдую пастель, реже — мелки (Koh-i-Noor, Cretacolor). Мягкую пастель в карандашик, увы, не засунешь! Мел, сангина, чёрный уголь и сепия в карандашах выпускаются всеми крупными фирмами-производителями. Они потвёрже обычных пастельных карандашей (исключение — пастель Cretacolor, твёрже которой карандаши никто ещё вроде бы делать не придумал), и не так легко осыпаются с бумаги.

Нормальные производители укладывают мягкую пастель в специальные ящики с ячейками из поролона, чтобы мелки не бились и не ломались. Также обычно мелки заворачивают в бумажную гильзу, на которой ставится обозначение цвета, уровня его разведения наполнителем, указание о светостойкости и номер в серии. Последнее важно, если вы захотите докупить кончившиеся мелки поштучно. Та же самая информация наносится на хорошие карандаши. Дешёвая пастель, предназначенная для студентов, не имеет информации о светостойкости и пигментах, и продаётся всегда наборами.

Обзор конкретных марок пастели



Российская



1. Подольская пастель

За рубежом продаётся под торговой маркой Yarka (ярочка, ярка — молодая овечка). В советские времена была отличного качества, как и большинство изделий советского худпрома, но зелёные и синие цвета уже тогда были твердоваты. С началом рыночной эпохи сильно испортилась. Твёрдая, сыплется с листа, часто царапает бумагу. Достоинства — невысокая цена и наличие большого количества оттенков и разбелов в наборах. Вызывает раздражение дыхательных путей и пальцев, по крайней мере, у меня, из чего я делаю вывод, что пигменты там могут быть самые что ни на есть ядовитые. Большие наборы выпускаются в красивых, но непрактичных деревянных ящиках без поролоновых ячеек для отдельных мелков.

1а. Подольская сангина, сепия. соус, прессованный уголь

Очень хорошая вещь. Сангина более тёмного тона, чем большинство импортных вариантов, что обеспечивает большой тональный диапазон. Сангина и сепия бывает светлая и тёмная; на глаз в мелках тона различаются мало, но на бумаге в растушёванном состоянии разница становится очевидной. Мелки весьма прочны и недороги. Подольский соус аналогов в мире просто не имеет.

2. ОЛКИ

Недорогая и неядовитая во всех смыслах пастель средней твёрдости, слегка сыплющаяся, бледноватых цветов (опять-таки, раньше было лучше). Мелки без обёртки, покрыты чем-то вроде клея или лака, что не добавляет удобства при работе боковой стороной мелка. Проходит по категории ученической, как утверждается, нетоксична. Работать с ней несложно, но густых цветов, пожалуй, не добиться, зато присутствует полная гамма разбелов за смешные, в общем-то, деньги. Выпускается в тематических наборах по 16 и 48 штук, а также отдельными мелками. Белый и чёрный мелки ОЛКИ обладают феноменальной кроющей способностью и могут использоваться поверх большинства других сортов пастели.



3. Петербургский колорит

В отличие от акварельных красок той же фирмы, пастель у них безобразная. Треснувшие, вздутые, сухие и бледные мелки лучше всего годятся для рисования на асфальте. Нибирите!

4. Спектр

Выпускает «мягкую» пастель под названием «Петербургская» и «твёрдую» в брусочках — «Спектр». Шо то фигня, шо это фигня, шо обе это две фигни такие, что не надо ими было рисовать! Для детей побаловаться ещё сойдёт, и то не факт.

5. Сонет (Vista Artista)

Это одна и та же пастель, различается только упаковкой. Выглядит на фото солидно, а на деле — тоненькие, как вагинальные свечи для девственниц, стерженьки сухой меловой пастели, царапающие бумагу. Однако это свойство делает их неплохим вариантом для создания начальных набросков, дёшево и сердито заменяющим дорогущие пастельные карандаши.

5а. Пастельные карандаши «Сонет»

Если хорошенько заточить такой карандаш и приделать к нему оперение, то опытный диверсант, владеющий навыками обращения с метательными ножами, сможет броском такого карандаша выбить глаз противнику. Это лучшее применение, которое я нашёл для упомянутых карандашей.

6. Аква-колор

У меня её не было, но её хвалят. Пастель, как и «Подольская», средней жёсткости, круглые палочки, довольно большая палитра, хотя и без разбелов. Очень мало красных цветов, судя по обзорам. Как и ОЛКИ, неплохой вариант для тех, кто заинтересован в материале, но не хочет тратиться.

Китайская



7. Peroci

Красивая мягкая пастель со множеством оттенков (большие тематические наборы — «Портрет», «Пейзаж», «Океан» и т.д. по 48 штук почти не повторяются по цветам. Очень мягкая, но страшно сыплется и хрупка, пачкает всё вокруг. Легко пересыхает в слишком уж сухой среде, превращаясь в россыпь мела. Упакована в стильные и надёжные коробочки. Светостойкость, к сожалению, неизвестна.

7а. Skin Tones — карандаши

Двенадцать карандашей в картонной коробке, для рисования портретов. У меня их не было, но кто пользовался, хвалят, хотя и упоминают, что в грифелях попадаются иногда неприятные «крупинки». Цена более чем приемлемая, втрое дешевле аналогичного по предназначению набора от Derwent.

8. Marie's

Пастель в прямоугольных брусочках, позиционируется как художественная, но больше всего пригодна для окраски волос и написания известного слова на бетонных стенах. Говорят, качество в последнее время стало стабильно улучшаться, но я не проверял.

Корейская



9. Mungyo Gallery Soft Pastels

Очень хорошая пастель средней твёрдости в квадратных брусках, есть 67 или 68 оттенков исключительно ярких тонов, включая флюоресцирующие. Разбелов в цветовой палитре нет. Хорошо растирается, ложится в несколько слоёв, не раздражает руки и носоглотку, не ломкая. Пастельки обёрнуты в бумажку. Выпускается в наборах от 12 мелков в коробочке до 72 в деревянных ящиках. Упаковка надёжная. Не содержит информации о светостойкости мелков.

9a. Студенческая

Та же самая Soft Pastels, но с большим количеством связующего, в маленьких мелочках без упаковки, уложенных в картонную коробочку с ячейками. К мелочкам идут два длинных мелка — белый и чёрный. Продаётся наборами от 12 до 64 цветов за сущие копейки. Самый оптимальный из вариантов, наряду с ОЛКИ, чтобы попробовать себя в пастели.



9б. Gallery Extra Soft

На самом деле — просто мягкая пастель 90 оттенков, примерно тех же, что и у простой Soft. Хорошо ложится на бумагу и растирается. По размерам мелка не совместима с Soft, ящики и коробки у них тоже разные.



9в. Gallery Semi Hard

Твёрдые пастельные мелки (вообще, в смысле твёрдости можно считать, что у Mungyo твёрдость всегда на единичку выше заявленной — Semi Hard твёрдая, Soft полумягкая, Extra Soft просто мягкая). Имеет самую широкую у Mungyo цветовую палитру в 120 оттенков, даёт хороший штрих, неплохо растирается. В целом, работать с ней вроде бы можно.

Европейская



10. Koh-i-noor Toison d’Or

Мягкая пастель, ужасно сыплется при рисовании с бумаги. Цвета ядрёные, и, как у всего Кохинора, зелёные цвета находятся в цветовом пространстве AdobeRGB (то есть, природа таких буйных оттенков зелени не знает). Продаются наборами в неудобных коробках из картона, легко ломаются. Заключены в оплётку из клейкого скотча, которую хрен отдерёшь от мелка. Прекрасно ложатся поверх любой другой пастели. Явных признаков токсичности не обнаружено.

10a. Extra Soft

Ещё мягче, в остальном то же самое, что и простая мягкая пастель. Страшно пачкается, но даёт мягкий и жирный штрих/слой на бумаге, за что и ценима.

10б. В квадратных мелках

По идее, тот же мягкий Toison d’Or, но реально куда жёстче. Квадратные мелки не содержат оплётки. Сыплется, как меловая пастель, но мало пачкается. Больше похожа на мелки, чем на мягкую. Отличный выбор телесных цветов в наборах на 36 и 48 пастелек.



10в. Gioconda Hard Pastels

Твёрдые брусочки, похожие на карандашный грифель. Цвета в наборах не совпадают с Toison d’Or. Приятно ложится на бумагу штрихами, но трудно растушёвывается. Удерживается даже на гладкой офисной бумаге. С ними надо уметь работать, но в целом — интересная вещь!

10г. Koh-i-Noor Gioconda карандаши

Довольно мягкие мелки меловой пастели в карандаше, сильно сыплются, но легко ложатся поверх слоя пастели. Подборка цветов странная. как и у всего Кохинора, максимальная палитра всего 48 штук. Разбелов, разумеется, нет, только ядрёно-насыщенные цвета.

10д. Koh-i-Noor Gioconda мел, сангина, сепия, соус

Пожалуй, самые мягкие из карандашей соответствующего типа.

11. Faber-Castell Polychromos Hard Pastels

Тонкие брусочки твёрдой пастели, существуют то ли в 60, то ли аж в 120 вариантах. По цветам совпадают с карандашами Pitt Pastels. Бруски пронумерованы по цветам и маркированы светостойкостью по системе от 1 до 3 звёздочек. Похожи на Gioconda Hard Pastels и могут использоваться в сочетании с ними. Моя любимейшая вещь для портретов и набросков, но, сцуко, дорогие! (Я брал ещё по дешёвке, по «докрымским» ценам). Можно докупать поштучно в Интернет-магазинах или жителям столиц, что очень ценно.



11a. Pitt Pastels карандаши

Их некоторые ругают, другие на них молятся, а я не нашёл ничего особенного. Пастельные карандаши тех же цветов, что и бруски Polychromos. Толстые, древесина легко точится канцелярским ножом, средней мягкости по ощущениям от рисования. Легко смешиваются и растираются. Можно докупать поштучно. Карандаши PITT бывают ещё специальные: природный и прессованный уголь, сангина и т.д. Это очень хорошие карандаши, но они стоят немалых денег.

11б. Студенческая пастель GOFA

Небольшие мелочки мягкой пастели в картонной коробке. Эта пастель относится к «синей» (студенческой) серии Фабера, поэтому и не имеет данных о своей светостойкости. По ощущениям мало отличается от студенческой Mungyo, а вот стоит в три-четыре раза дороже.

12. Cretacolor Hard Pastels

Жёсткая меловая пастель в 72 цветах. Выпускаются тематические наборы «на попробовать» по 12 штук: портрет, пейзаж, коричневые цвета и оттенки серого. Сильно сыплется при нажатии и даёт относительно неяркий тон, сквозь который хорошо просвечивает бумага, но в остальном хороша.

12a. Cretacolor Pastel Pencils карандаши

Самые жёсткие пастельные карандаши из существующих. Не имеют по отдельности данных о светостойкости, но наборы в целом маркированы как «повышенной светостойкости», чего, например, нет на наборах твёрдой пастели от Креты. Деликатные, красивые цвета, относительно мало пыли, лёгкая растираемость. Недостаток — плохо взаимодействуют с другими сортами пастели, так как легко отцепляются от бумаги (впрочем, это же и их достоинство — можно протереть куском клячки рисунок до основания, стерев неудачный эскиз или фрагмент).



12б. Cretacolor — сангина, сепия, мел

Выпускаются в карандашах, мало отличаются от кохиноровских, но прочнее и несколько лучше затачиваются. Зато они и несколько твёрже. Сангина от Креты при растирании штриха светлее кохиноровской и подольской.

13. Derwent Pastel Pencils

Пастельные карандаши английской конторы, доступные поштучно и коробками. Средней жёсткости, отлично рисуют по любой подложке, включая слои пастели других сортов и гуашь. Обладают удивительным набором оттенков, не имеющим ничего общего с принятыми в живописи названиями красок и цветов. Это может быть как достоинством, так и недостатком. Доступны в гамме из 72 цветов, легко точатся, но и бьются часто, так что можно наткнуться на карандаш с заранее испорченным от природы стержнем. Используют весьма оригинальную восьмибалльную таблицу светостойкости, которую можно найти на их сайте. В целом. карандаши неплохие, но знатоки говорят, что, как и в случае с «Подольской» пастелью, раньше было лучше (Rexel Derwent Pastels).

14. Derwent Tinted Charcoal

Цветной уголь в карандашах. Раньше по восьмибалльной системе цвета имели феноменально низкую светостойкость, а теперь она почему-то подскочила до 7-8. Жёлтые оттенки этого угля незаменимы для рисования рыжих волос и рыжей шерсти. Ещё углем удобно рисовать глаза на портретах, а также делать начальные эскизы. Как и пастель Derwent, цаетные угольные карандаши этой фирмы издают при движении по бумаге сильный неприятный свист.



14a. Derwent Charcoal XL

Цветной уголь шести оттенков в больших брусках размером с советский спичечный коробок на 120 спичек. Лучше всего подходит для изображения мужских половых органов поверх плаката с предвыборной агитацией. ИМХО, если вы не знаете, зачем вам нужен этот уголь, это бессмысленная трата денег.

15. Sennelier a l'Ecu

Экстра-мягкая французская пастель, стоящая, как контрактный двигатель для вашего «Мерседеса». Наборы начинаются от 40 половинок и кончаются элитными подборками на 200-300 цветов в шикарных чемоданчиках. Очень мягкая и хрупкая, но не слишком сыпучая (если не давить), к бумаге прилипает великолепно. Большой набор цветов, разбелов и оттенков, которые можно покупать поштучно по цене от поллитра водки за два-три мелка.

16. Schminke

Ещё мягче, чем Сенелье, компоненты только лучшие из лучших, поэтому многие цветные мелки содержат ядовитые соли. Белый мелок часто используется для нанесения бликов на готовые работы. Весьма дорогая, сравнима с Сенелье по цене.

17. Карандаши Stabilo CarbOthello

Очень мягкие пастельные карандаши, похожие по свойствам грифеля на дервентовский цветной уголь. Карандаши ровно прокрашены в цвет грифеля по всей длине, и это очень удобно. К сожалению, у нас (а возможно, и вообще) продаются только в наборах. Максимальная палитра 60 цветов. Прекрасно сочетаются с мягкой пастелью, с чёрным и цветным углем, а вот с остальными материалами почему-то не очень — цвета пачкаются, становятся приглушёнными. Возможно, впрочем, я их просто недостаточно хорошо проверял на этот предмет.

18. Royal Talens Rembrandt

Эту мягкую пастель можно назвать «самой жёсткой из мягких», потому что в ней есть какое-то связующее, делающее её твёрдой, прочной и мало сыплющейся. Некоторые ненавидят её за твёрдость, другие любят — обычно за твёрдость же. К этому материалу надо приспосабливаться, как, впрочем, и к любому другому. Мелки завёрнуты в бумажки с указанием номера цвета, степени разбела и светостойкости пигмента. Продаётся как в наборах, так и поштучно, так что можно собрать свой тематический набор. Производитель утверждает, что пастель не содержит токсичных металлов (насчёт нетоксичности вобще он более осторожен и не делает никаких заявлений!).

18a. Van Gogh

Студенческий вариант пастели Rembrandt. Немного подешевле и доступна всего в 84 оттенках против 200 с гаком, но в остальном мало отличается, разве что ещё чуть твёрже.



Американская, японская, канадская, да и вообще



(Предупреждение: у меня не было этой пастели никогда, и я её даже в руках не держал, поэтому здесь я ориентируюсь на данные из различных сетевых обзоров).

18. Prismacolor NuPastels

Твёрдая пастель, похожая по свойствам на Faber-Castell Polychromos или Koh-i-Noor Gioconda, широко и не слишком дорого доступна в Америке, где её любят и ценят, используя как подложку под пастельные карандаши.

19. Holbein

Японский аналог Шминке, выпускается почему-то только в виде половинок, довольно дорогая (но на ибэе можно заказать с доставкой за разумную сумму). Я её сам не пробовал, но попробовавшие говорят, что на любителя — мягкость мелков сильно отличается. Мелки, судя по указаниям американских торговцев, бывают и с токсическим содержанием. Цвета, если смотреть по фото и по выкраскам, очень красивые и деликатные — как у той ещё, советской «Подольской», настоящие пастельные цвета!

20. PanPastels

Пастельный порошок в баночках. Наносится на лист бумаги с помощью косметических или специальных спонжей. У попробовавших использовать его хоть раз вызывает неудержимую потребность в преклонении и абсолютном благоговении.

21. Sakura Nouvel Pastel Carŕe

Продукцию Sakura нельзя считать в строгом смысле слова японской: это подразделение голландской фирмы Bryunzeel, специализирующейся в основном на материалах «ученического» класса. Однако твёрдая пастель Nouvel выглядит как очень хороший материал для профессионалов; по ощущениям, она сочетает лучшие качества твёрдой пастели Faber-Castell, Cretacolor и мягкой Rembrandt. Красивая цветовая гамма, немаркие и не сыпучие мелки, лёгкая растираемость и хорошее сцепление с бумагой — от Nouvel у меня самые лучшие впечатления. Остаётся открытым вопрос о светостойкости, этим «Сакура» не славится.

«Экзотические» сорта: Unison, Terry Ludwig, Henri Roche и т.д.



Многие художники сами делают пастель, а у некоторых это перерастает в бизнес. Такая пастель обычно делается штучно или под мелкий заказ, но многие производители переросли своё увлечение и стали солидными брендами. Качество, как и цена, у этих брендовых пастелей очень высокое. В российских худмагах они обычно не продаются, надо выписывать их из-за рубежа под заказ. То же самое касается пастельных карандашей именитых фирм — Caran d’Ache, Conte a Paris и других.
Tags: материалы и техника, оффтопик, редакторская колонка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments