?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Небольшое замечание окололитературного порядка. 
23rd-May-2018 12:57 pm
редакторская колонка
В связи с несколькими дискуссиями, имевшими место в этом ЖЖ и на разных других площадках, я хочу прояснить свой авторский взгляд на один вопрос, волнующий публику в этих дискуссиях.

Я не верю в «перевоспитание» взрослых людей, и не могу сказать ни об одном персонаже любой своей книги, что этот персонаж «перевоспитался и стал хорошим».

Кажущееся «улучшение» или «перевоспитание» тех или иных персонажей для меня всегда связывается с тем, что обстановка, в которой эти персонажи вынуждены действовать, оказывается по мере течения сюжета более здоровой, более подходящей для демонстрации лучших черт и маскировки худших проявлений натуры; чем совершеннее эти отношения, тем в общем случае приличнее ведёт себя и их участник. если только он втянут в них, а не позволяет себе позицию стороннего созерцателя.

Удалось мне это передать в текстах или не удалось — вопрос совершено отдельный. Но у меня часто спрашивают напрямую, что я имел в виду; я имею в виду именно это: лучший воспитатель для взрослой состоявшейся личности — среда, работающая и постоянным корректором поведения, и силой, воздающей личности по деяниям её. Разумеется, поведение, соответствующее общественным ожиданиям, входит со временем в привычку; это и есть «воспитание» в узком смысле слова. Верно и обратное: если общество предъявляет немыслимые или противоестественные требования, скупо на положительную оценку и всегда готово действовать по принципу «падающего толкни», в таком обществе самая достойная личность быстро оскотинеет и проявит свои худшие черты, либо же будет затоптана.

Такова моя авторская позиция, проверенная — смею надеяться — личным опытом. Я не призываю к дискуссии по ней; в подобной дискуссии истина родится очень медленно и будет выглядеть печально. Просто сообщаю свой взгляд на этот конкретный животрепещущий вопрос.
Комментарии 
23rd-May-2018 06:02 am (UTC)
Ну почему же. Например, главная героиня романа Сорокина "Тридцатая любовь Марины", проститутка, в конце романа устроилась работать на завод. Но, конечно, на то была веская внешняя причина, а именно, пережитый оргазм с парторогом оного предприятия.
23rd-May-2018 06:06 am (UTC)
Сорокин может верить в хорошее начало в людях, а я уже нет.
23rd-May-2018 06:19 am (UTC)
Литература, разумеется, не жизнь. Их законы могут только иногда совпадать. Даже в реалистическом произведении. Но если говорить о стремлении к правдоподобию, то жизнь дает тысячи примеров, как абсолютные негодяи становятся добрее. Например, в связи со старостью или смертельной болезнью.
Как правило, это происходит от того, что злость- эмоция энергоемкая, и на большие пакости тоже нужны силы.
23rd-May-2018 06:23 am (UTC)
Верно. Они просто начинают делать меньше зла. Но является ли это «перевоспитанием», т.е., кардинальным изменением природы личности, или же воздействием совокупных обстоятельств, делающих невыгодной или нежелательной иную стратегию поведения? (С учётом субъективности желаний и критериев выгодности, конечно).
23rd-May-2018 06:28 am (UTC)
Согласно марксистскому определению, личность- это " совокупность общественных отношений".
Это слишком просто, чтобы не вызвать сомнений.

Природа личности, это, пожалуй, и совокупность выгод, в том числе. Но когда меняется сам тип выгод, есть повод говорить об изменении самой природы.
Простой пример: в 20 лет выгодно иметь в шаговой доступности клуб, не надо далеко идти туда и оттуда.
В сорок уже нет, потому что в клубе шумят и мешают выспаться. А самому он уже не нужен.
23rd-May-2018 06:36 am (UTC)
Опять-таки, становится ли личность лучше оттого, что перестаёт ходить в клуб сам и начинает отчаянно бороться с теми, кто в этот клуб ходит?

Кстати, у Маркса про личность такого не было, это Леонтьев сказал про личность. У Маркса было:

«сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

Сущность не тождественна личности, личность — только часть её, причём потенциально отъемлемая. Так, человек без головного мозга, подключенный к ИВЛ, остаётся «сущностью», которая, пусть и помимо своей воли, участвует в целом ряде общественных отношений.
23rd-May-2018 09:07 am (UTC)
Трудно сказать. Но по всем признакам, эволюция личности существует, вопрос в том, интересно ли положить этот факт в ткань литературного произведения.

Вопрос же о том, куда именно личность эволюционирует, отдельно интересен.

Edited at 2018-05-23 09:08 am (UTC)
23rd-May-2018 09:36 am (UTC)
Эволюция личности, бесспорно, существует. Я говорил только о практической бессмысленности индивидуальных воспитательных мер, направленных на ускорение этой эволюции методом расталкивания под микитки.

Читать про эволюцию личности мне всегда было интересно. Например, «Лезвие бритвы» Сомерсета Моэма, на мой взгляд, очень тонко показывает эту эволюцию (то же я могу сказать и про «Луну и грош», просто я не люблю Гогена и не могу абстрагироваться от реальной личности в пользу литературного персонажа). Но сейчас так уже почти никто не пишет, а если и напишет, то многие ли станут читать?
23rd-May-2018 09:56 am (UTC)
Я тоже люблю эти книги.
Слово "воспитание" само по себе нуждается в пояснениях. Ибо, на мой взгляд, воспитывать можно святого и садиста, слесаря и скрипача- виртуоза. Отсутствует по умолчание положительный смысл слова " воспитание", как принято думать.

Кто станет читать в наши дни Моэма или ему подобных?
Спросите еще, сколько осталось грамотных.
Их ли воспитывали в последние четверть века...
23rd-May-2018 10:00 am (UTC)
И да, "эволюции личности" вполне можно ускорить. Мором, гладом, побоями и пр.
К чему, собственно, склоняются все идеологи "спасения заблудших душ".
Но не ну ли ее в баню, такую эволюцию...

Однако, застолблю заявку на открытый мною закон Плейшнера- Выбегалло, об ускорении эволюции личности:
"Ежели, эта... ударить человека по почкам, он, человек этот, станет сильно неудовлетворенным индивидуумом и скажет все, чтобы перестали. И сделает тоже".
Закон неприятный ( когда наука была приятной, впрочем), но работает в 99 процентах случаев.

Edited at 2018-05-23 11:23 am (UTC)
23rd-May-2018 10:57 am (UTC)
У меня был большой пост об эволюции личности в жизни и в литературном произведении. Если вам интересно:
https://k-k-kloun.livejournal.com/4548.html
23rd-May-2018 06:21 am (UTC)
Или взять, например, "вредные привычки". Мне, допустим, наплевать, выпивает чел или нет. Но многие считают трезвость высшей добродетелью. И вот, довольно много народу после 40-50 начинают похваляться, что бросили пить СОВСЕМ.
Секрет прост.
Уже не лезет.
Та же история с целомудрием...
23rd-May-2018 06:28 am (UTC)
Станет ли трезвенник/девственник лучше, чем был в бытность свою выпивохой и перпетуум-кобеле? Практика показывает, что нет ханжей гаже, чем те, что получаются на выходе из раскаявшихся шлюх; точно так же, самые бескомпромиссные и беспринципные сталинюги получаются из тех, кто в молодости был записными ультралибералами.

Смена вектора струи, выливаемой за шивороты окружающим — ещё не «перевоспитание». И даже неспособность более исторгать струю может быть продиктована физиологией, а «чистосердечное раскаяние» в этом случае является просто формой защиты психики.
23rd-May-2018 06:30 am (UTC)
Согласен. Но конвенция общества в том, что трезвость- благо абсолютное, не нуждающееся в дальнейшем подтверждении.
Обычно литератор идет на поводу у конвенции и не копает глубже.
27th-May-2018 11:20 am (UTC)
Это точно. Хотя и от человека зависит.
Взять тех же алкоголиков. У некоторых здоровье хлопнет так святее папы римского.
А некоторые с рюмкой и загибаються.
У нас макоед работал. Думали скоро загнёться. А умер родственник. Осталась квартира в Питере все считали что проколет. Кореша его уже считали на сколько лет им ширяться хватит.
А вот не только колоться а курить бросил. И бегать по утрам начал.
И не сорвался. Пятнадцать лет уже прошло.
28th-May-2018 09:27 am (UTC)
одним словом, не мы такие - жизнь такая.
5th-Jun-2018 08:37 pm (UTC)
Ну да. Я и не имел в виду, что Лантанов "стал другим". Коллектив стал другим, соответственно и влияние тоже.
Выпуск подгружен %mon%