?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
О вреде курения и вреде борьбы с ним. 
11th-Jun-2018 11:45 am
редакторская колонка
Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
Мелкое вредительство —
Не то что, блин, правительство!

                («Азбука»)


Кажется странным, что такая простая тема, как вред курения, вдруг замелькала на страницах левых блогов едва ли не в топе. В самом деле, страна перед лицом нового витка кризиса и правого поворота, государство, признавшееся открыто в наличии у него ЧВК и требующее от граждан проявлять в отношении этих ЧВК патриотизм, режим, цинично ограбивший пенсионеров и бюджетников, чтобы подарить собранные из крох миллиарды горстке олигархов, а также правящее международное сообщество, потерявшее в своих действиях даже попытку держать марку и превратившееся в свору визжащих друг на друга собак (пока ещё цепных, но это уже совсем ненадолго) — казалось бы, эти материалы должны давать более широкую и актуальную для масс повестку, чем борьба с очевидным злом табачного зелья. Однако же дискуссии разгорелись не на шутку, дошло до взаимных обвинений и оскорблений; в последний раз такой же по силе накал левой мысли я отмечал разве что при решении принципиального вопроса: был Бэйн из «Тёмного Рыцаря» социалистом, или же это обыкновенный мелкобуржуазный уклон в акционизм?

И вот в чём здесь загвоздка: обсуждают-то левые товарищи на самом деле вовсе не табак, а право буржуазного государства вмешиваться в табакокурение дискриминационными мерами! Ведь, по сути, это именно буржуазное общество увешало всё двадцать лет назад рекламами «Мальборо» и разной там «Вирджинии Слимс», подсадив миллионы молодых людей на табачную пагубу! А теперь с фанатизмом староверов-кержаков буржуазное же общество взялось эту пагубу искоренять, предлагая взамен не менее дурацкие по смыслу идеи «здорового образа жизни» — фитнесс в престижных клубах, кардио с Bluetooth-браслетами и платными приложениями, «органическую еду» втридорога из сомнительнейших источников. Курильщиков же взялись не просто перевоспитывать, но именно дискриминировать на социальном уровне — точно теми же приёмами, которыми на Западе раньше дискриминировали чёрных, женщин, а в царской России, кстати — рабочих (места и проходы для «чистой публики», «с собаками и мастеровым вход в сад воспрещён»). Создав проблему, буржуазное государство берётся затем решать её с помощью насилия.

Я не сомневаюсь, что среди левых нет такого человека, который не знал бы о физиологическом и социальном вреде курения. Но это ещё не повод проявлять недиалектичность мышления — вычёркивать сцены с курильщиками из старых фильмов или осуждать огульно всякого, кого заметили с папиросой, за антисоциальное поведение. В тайге курили, чтобы хоть немного отогнать гнус; сапёры курили, чтобы под рукой всегда было чем поджечь бикфордов шнур — таковы были требования профессии. От пагубной привычки, продиктованной обстоятельствами, людей освобождает теперь не высокий моральный стандарт, а вещи и техника — репелленты и удобные зажигалки-нагреватели. Так всегда происходит в истории; технологические революции превосходят по значению моральные проповеди, и для того, чтобы стать совершеннее, общественная мораль всегда должна опираться на широкую вещную, материально-техническую базу. Нет сомнения, что и современные средства развлечений, фармакологическая индустрия и т.д. делают жизнь человека достаточно богатой без курения, чтобы он не имел сомнительного выбора — либо с папиросой за угол «выражать протест», либо на идиотское собрание общины, где хрен с бугра будет три драгоценных часа объяснять ему про то, как правильно жить.

Здесь приходит на ум параллель с религией; ведь религия есть «опиум народа», и, как следствие, служит в тяжёлых и безвыходных ситуациях медицинским средством, хотя средством, имеющим массу побочных эффектов (именно в этом контексте выражение об «опиуме» было употреблено у классиков). Личность нуждается в том, чтобы найти выход из страдания, и только развитие средств преодоления личного страдания (а это тоже технология!) позволяет отказываться от старых средств с побочными эффектами и предлагать взамен новые, надёжные и не обладающие такой побочной активностью. Простой отказ от религии равносилен отказу от примитивного, но действенного обезболивающего; большевики, кстати, понимали это и, отчаянно вытесняя религию из публичной сферы жизни, декларировали всемерно, что на частном уровне религия остаётся личным делом тех, кто в ней по-прежнему нуждается. Другой пример — «сто грамм наркомовских»; в промежутке между войнами советские писатели изощрялись в остроумии, оскорбляя эту традицию царской армии, но в войну «сто грамм с прицепом» стали одним из символов душевного тепла и уюта. Иначе говоря, всё познаётся в диалектическом сравнении, прежде всего, сравнении обстоятельств, порождающих и преодолевающих личное страдание.

Так в чём же проблема с курильщиками? Разумеется, в том, что не собачье дело буржуазного государства — вводить для своих граждан дискриминационные по форме и сути законы, пусть и продиктованные «общественным благом» или «личным благом», но направленные всегда на достижение внешних и внутренних целей буржуазии. Опыт «сухого закона» в США, РИ и антиалкогольной кампании в позднем СССР служит хорошим предупреждением тем, кто рассчитывает «поднять народную нравственность» силовыми и запретительными мерами. В одном из недавних постов я уже упоминал «Перелётный кабак» Честертона — в этой повести красный флаг революции взвился над Великобританией как закономерный ответ народа на поползновение правительства лишить рабочих права выпить вечером в пабе. Тут можно вспомнить и частушку про водку по пять рублей… А ведь пьянство — социальная болезнь куда более пагубная, чем курение, водка приводит к криминальным эксцессам, и кажется, что борьба с алкоголем любыми методами всегда есть борьба позитивная… Но в том-то и проблема, что «любые методы» никогда не срабатывают, что во всяком методе есть необходимость понять — как, когда и кем он применяется, против кого он направлен и чьим интересам послужит в конечном итоге!

Естественно, я не призываю разрешить курить в публичных местах; это вредно и опасно для окружающих! Но там, где курение для некурящих безопасно, там люди должны иметь возможность прийти и покурить, если им надо — не выплачивая государству заградительных пошлин, не любуясь на картинки с раком лёгких и не имея оснований попасть на доску позора за пристрастие к табаку. Не надо также помещать в местах для курения фанатичных проповедников ЗОЖ, особенно велосипеда и отказа от ГМО, как не надо помещать веганов возле бургерных. Да, граждане курильщики, ваши действия несут общественную опасность! Но нет, граждане борцы с табаком, эту общественную опасность несут действия курильщиков, а не сами курильщики, и дискриминировать их вам не позволено — как не позволено дискриминировать никого другого ни по рождению, ни по выбранному им способу жизни! Пока кто-то курит в специально отведённом для этого месте, дома или на работе (а такие места должны быть — и да, представьте себе, должны содержаться пусть не «из ваших налогов», но уж бесспорно «на вашей территории», «на глазах у ваших детей», потому что это часть общественных благ, потому что не существует отдельных удобств для страдающих расстройством кишечника, отдельных тележек в супермаркетах для фитоняшек и отдельных зубоврачебных мастерских для толстых людей!) — вы не должны вторгаться в его личное пространство и иметь к нему претензии. Переубеждать — можно. Насиловать — категорически нельзя!

(Здесь следовало бы упомянуть толпу мелкобуружуазных ультралеваков, которые в комментариях к вышеупомянутым постам набежали только для того, чтобы лишний раз напомнить о своей ключевой идее — конечно же, личность не имеет права курить, потому что личность вообще ни на что не имеет права; на самом деле, личности не существует, это выдумка, есть только общество и общественные интересы, и т.д. Но — «они не стоят слов; взгляни — и мимо!»; глупость их видна всякому, кто способен видеть, и их трогательный альянс с буржуазным государством — тоже готовым подавить свободу всякой личности — на раз выдаёт классовую природу их якобы ультралевых убеждений).

Итак, курение табака есть несомненно разрушительная и скверная привычка, которая должна быть выдавлена из публичной сферы в сферу личной жизни, а там — постепенно истреблена методами пропаганды, просвещения и вытеснения благоприятных свойств табакокурения за счёт появления новых технологий, замещающих потребность выкурить сигаретку-другую. Такими технологиями могут быть, для примера, индивидуальные и командные игры на смартфонах, медитативная музыка с использованием современных стереоэффектов, психоактивные успокаивающие таблетки или ещё что бы то ни было, что позволяет человеку снять стресс и насладиться спокойствием в своём персональном — личном! — пространстве, вместо того, чтобы ему круглые сутки ездили по ушам уроды-агитаторы, вещающие, как именно он должен правильно жить и трудиться на всеобщее внешнее благо. По мере развития таких средств почти уйдёт сама и потребность в табаке, как почти ушла потребность мазать жиром деревянных идолов. А до тех пор все запретительные меры любого государства и общества будут разбиваться о тайный и явный протест, и горе тем, кто не понимает силы свободной воли множества личностей, объединённых общностью протеста!
Комментарии 
11th-Jun-2018 06:09 am (UTC)
Либо "не выплачивая государству пошлин", либо "из ваших налогов" - что-то одно. Либо ни то, ни другое. В любом случае, места для курения должны оборудоваться на средства курильщиков.
11th-Jun-2018 06:58 am (UTC)
Да, следует уточнить формулировку. Вопрос не в налогах, конечно, а в том, что вслед за заявлением об «из моих налогов» следуют заявления «на моей земле», «в моих поликлиниках», «на кладбище, где и нормальным-то людям мест не хватает», и т.д. Отсюда один шаг до апартеида.
11th-Jun-2018 04:17 pm (UTC)
Не знаю, как насчёт апартеида, но мы живём в явно эксплуататорском обществе, где вопросы распределения общественных благ не только имеют смысл, но и достаточно остро стоят.
И если здесь за людей считают только.... ОК, скажем мягче: если здесь на снисхождение и подачку могут рассчитывать только сирые и убогие, успевшие обзавестись какой-нибудь зависимостью, то я, например, люблю после работы выпить пивка. Почему я должен отказываться от своего пивка ради того, чтобы мой коллега - совсем не инвалид, а только стремящийся им стать персонаж - мог покурить всласть? Я этого не понимаю. А как же борьба за свои права? У меня что, нет прав? Я должен непременно начать курить, чтобы они появились?
11th-Jun-2018 07:04 am (UTC)
Совершенно верно.
11th-Jun-2018 07:21 am (UTC)
> дискриминировать на социальном уровне

Единственная дискриминация, которая мне известна, это чисто экономическая - например бОльший размер выплат по страхованию (мед или жизни), я кстати против этого. В некоторых странах была (или есть) позитивная дискриминация, т.е. например снижение выплат для некурильщиков или другие льготы.

А например потребность курильщиков в частых "перекурах" на рабочих местах по сравнению с некурящими, это чья дискриминация? "Вася, ты же не куришь, какого хрена ты не за работой?"

> особенно велосипеда

Почему особенно, что вас так бесит именно в велосипеде? Спрашиваю из любопытства как любитель спортивной езды.

> потому что не существует отдельных удобств для страдающих расстройством кишечника, отдельных тележек в супермаркетах для фитоняшек и отдельных зубоврачебных мастерских для толстых людей!

Курение - это не болезнь и не расстройство (а ожирение например таки да), а вредная привычка, которая постепенно становится социально неприемлемой, почему я должен платить за 1) оборудование мест для курения 2) общественные фонды здравоохранения, обеспечивающие лечение всего букета сопутствующих болезней, включая рак, только потому, что кто-то "выбрал такой способ жизни".

Плюс к этому меня очень сильно радует, что мои дети во-первых не видят вокруг постоянно курящих людей, как было в моем детстве, во-вторых не могут купить сигареты "для папы", в-третьих больше не видят курение, как социально значимую привычку.

Вот это главное, а не перевоспитание взрослых.
11th-Jun-2018 08:20 am (UTC)
Почему особенно, что вас так бесит именно в велосипеде?

Ничего. Обожаю с юности велосипед (в детстве мне ездить было нельзя). Правда, велосезон у нас в Сибири короткий, а инфраструктуры нет, и это меня расстраивает. Меня бесит вовсе не велосипед, а велофанатики — так же, как фанатики ЗОЖ, фанатики айфонов, фанаты каких-нибудь митол-групп (из тех, которые не хотят, чтобы окружающие слушали хоть что-то другое), религиозные фанатики и любые идейные фанатики вообще.

Единственная дискриминация, которая мне известна, это чисто экономическая - например бОльший размер выплат по страхованию (мед или жизни), я кстати против этого. В некоторых странах была (или есть) позитивная дискриминация, т.е. например снижение выплат для некурильщиков или другие льготы.

Убрать места для курения — это дискриминация. Тыкать в нос курильщику, что он курит и поэтому враг общества (не здесь и сейчас курит, а вообще курит) — это дискриминация. Запретить курить вообще где бы то ни было (потому что «дети увидеть могут», потому что «дым всё равно долетает», потому что «пожар может быть от курения» — неважно!) — тоже прямая дискриминация. Если курильщик может курпить только в специально отведённых местах, это нормально, но если таких мест нет и не предвидится — это дискриминация, причём прямая. И да, курение, как и пьянство — социальная болезнь, общество виновато в ней больше, чем жертва привычки.

почему я должен платить за 1) оборудование мест для курения 2) общественные фонды здравоохранения

Потому что курильщики наравне с вами участвуют в производстве общественного продукта, а если вы попрбуете произвести с них «вычеты» за курение — будьте готовы к тому, что вслед за этим буржуазное государство введёт дискриминацию уже в вашем отношении — за то, что вы менее 4 часов в неделю посвящаете фитнессу и спорту, за то, что не ходите к стоматологу раз в три месяца, за то, что живёте в доме, стены которого сделаны из радиоактивного гранита и окрашены токсичной краской… И оно, государство, будет руководствоваться точно теми же соображениями: вас никто не принуждает работать 12 часов в сутки за копейки без выходных, не иметь времени и денег на фитнесс и предпочитать новостройку из экологически сомнительных материалов или разваливающуюся хрущобу элитному шале в горном лесу. Вы сами избираете это государство и общество регулятором; готовьтесь к последствиям!
11th-Jun-2018 09:04 am (UTC)
> Потому что курильщики наравне с вами участвуют в производстве общественного продукта

А вот как раз и нет, см комментарий например про перекуры, можно погуглить, сколько на это тратится времени. Я не за то, чтобы лишать курящих доступа к общественному продукту или за неравенство например при заключении страховок, но акцизы на продажу зелья считаю обоснованными, как сознательная компенсация рисков обществу.
11th-Jun-2018 10:52 am (UTC)
Акцизы, если они носят экономический, а не заградительный характер, полностью обоснованный и оправданный в этом случае подход.
13th-Jun-2018 07:17 am (UTC)
Анонимный сигнал
Практика работать не поднимая голову должна пресекаться и не для некурящих. А то дальше всем мочиться в бутылку, чтобы не отвлекаться от рабочего процесса, как было, как недавно выяснилось, в одной крупной корпорации.
13th-Jun-2018 07:28 am (UTC)
Передыдущий коммент тоже мой был, если что.
Так вот - перерывы в работе в любой форме обязательны по мнению всех профсоюзов, правозащитников и прочих. Так что курящие не должны работать меньше не курящих по определению
11th-Jun-2018 07:56 am (UTC)
Обычно почти в каждом вашем посте я с чем-нибудь не согласен, но здесь ППКС.
11th-Jun-2018 09:18 am (UTC)
Недавно я столкнулся с тем что некоторые курильщики уверены что она высшая раса. Нет не так. Они пребывают в уверенности что курение, помимо минусов несёт и бонусы, вроде того что курильщику нужно меньше спать, он более бодрым приходит на работу и эффективнее работает, эффекивнее использует перерывы на работе.
.это забавно.

Особенно если учесть что курение - имеет в качестве основные социальное распространение. Так как здоровый человек не имея давления общества - вряд-ли начнет курить вообще без внешнего давления.

Edited at 2018-06-11 09:19 am (UTC)
11th-Jun-2018 11:08 am (UTC)
Антинаучные заблуждения курильщиков бывают весьма смешны. Я встречался и с представителями «высшей расы», делавшими из своего курения сакральный процесс. К чести большинства курильщиков, должен отметить, что это была весьма редкая аномалия совести, более мне не встречавшаяся.
11th-Jun-2018 10:22 am (UTC)
Так, конечно, целиком и полностью.

Но вот про игры на смартофонах, музыку и таблетки позабавило. Автор видимо не курил трубку или сигару под хороший джаз, со стаканом чая или рюмки чего-нибудь такого же коричневого.

Процесс курения — сам по себе своеобразная медитация и для курящего этот момент самоуединения — одно из самых ценных в этом вредном удовольствии. Кроме того, оно сопровождается комплексом ощущений, которые никакие заместители дать не могут в принципе — если бы дело было просто в поглощении никотина, табак достаточно было бы жевать. А он должен именно гореть и дым щекотать горло. При том желательно с определённым запахом и вкусом. Кстати, замечу, что горящая сигарета или трубка — это костёр в миниатюре, то есть вещь завораживающая человека с момента овладения им. То есть каждый раз раскачегаривая девайс, курильщик по сути присаживается к тому костру предков, которые дремали вокруг огня в древнем лесу.

Соответственно заместить это, точнеее вытеснить, может только предельно насыщенный и осмысленный образ жизни, причём отнюдь не играми на смартофонах.

Edited at 2018-06-11 10:23 am (UTC)
11th-Jun-2018 11:04 am (UTC)
Возможно, я не сумел правильно выразить свою мысль. Я вставил именно эти примеры не потому, что они способны заменить курение, а потому, что идея компьютерных игр, релаксационных таблеток и так далее вызывает приступы бешенства у ханжей, желающих перевести всю человеческую жизнь в плоскость некоего «высшего» существования.

Если вместо курения появятся другие социальные ритуалы, как, например, пинг-понг или групповой онанизм, так тому и быть; это в любом случае стократ лучше ситуации, когда курение будет заменено дополнительными общественными работами или прослушиванием лекций об успехах сталеваров Рурской области.

Разумеется, если человек не нуждается в курении (я отношусь к таким людям), то и заместительные ритуалы ему не нужны. Впрочем, в одном вы правы точно: рассуждать о психологии курильщиков я могу лишь со ссылкой на чужой опыт, ибо сам пробовал курить лишь кальян, а вот он-то как раз всегда выступал приложением к другим, более приятным вещам — нардам, кебабу, «дильбер дудагы» и неспешной застольной беседе.
Выпуск подгружен %mon%