?

Log in

No account? Create an account
КОЛОКОЛА ГРОМКОГО БОЯ
("КГБ")
Фэнтези как избавление от эскапизма. 
14th-Aug-2018 03:20 pm
редакторская колонка
Отдельные левые блоггеры, причём вполне респектабельные и уважаемые, любят упирать уже много лет кряду на «фэнтези» как образец упадка эпохи, заменивший «высокую литературу» разными сказочными и несбыточными мечтаниями, эскапизмом. Об ошибочности такого взгляда на эскапизм я уже писал. Настоящий эскапист не читает фэнтези, и вообще обычно ничего не читает; он нюхает клей и смотрит мемасики — вот это эскапизм. Но сегодня я хочу поговорить не об эскапизме, а о самой фэнтези, о её роли в истории локальной культуры.

Дело в том, что к нам на постсоветское пространство фэнтези пришла именно что как избавление от эскапизма. Эскапизм процветал раньше — начавшись в писаниях «деревенщиков» и национально-ориентированных авторов, изображавших некую «идеальную простую жизнь», этот эскапизм быстро пророс махровыми формами и принял очертания замков, рыцарей, прекрасных принцесс, которыми просто-таки мироточила детская, да и взрослая литература с конца 70-х годов прошлого века. Сказки, сказки, сказки про добро заполонили наш мир. Прекрасные принцессы учили плохих негодных мальчишек рыцарственному поведению, на волшебных полях за околицей росли чудесные цветы, а добрый котёнок мог спасти целый мир по одному факту своего бытия.

И понадобился обществу, выросшему на этой фигне, именно что поток фэнтезятины, этой, по меткому выражению Сапковского, splatter-gore-fuck-and-puke fiction в серии «Век Дракона» с ворованным TSR-овским логотипом, чтобы смыть с души эту накипь прекраснодушия, чтобы убедиться языком реализма (как у Толкина и Ле Гуин), что мир фэнтези точно так же диалектически сложен и подлежит развитию, как и мир реальный, или же — для более низкопробных образцов жанра, — чтобы напомнить читателям и читательницам, что принцессы тоже какают, пукают и трахаются как дизель, что голубой единорог вполне может быть пидорасом как в хорошем, так и в плохом смысле слова, а волшебники нанимают воров, чтобы красть книги заклинаний у других волшебников, или делают «риалполитик» с помощью наёмных убийц.

С фэнтези в наш мир пришло избавление от магии, от ощущения, что главное — быть добрым и мечтать о хорошем, и тогда всё сбудется само собой. Фэнтези-литература разрушила сказку, и это хорошо, ибо сказка, погибшая от её удара, была сама по себе лживой и подлой, подменяла борьбу самокопанием. К сожалению (или к счастью для тех, кто любит лживые и подлые сказки), адепты этой сказки живы и до сих пор. Их легко узнать по слащаво-восторженным отзывам на творчество таких же, как они, по изобилию милых словечек в адрес себе подобных и по ненависти к человечеству в целом и к большинству его отдельных представителей — ненависть эта легко изливается, как гной, в ответ на самый невинный вопрос или контакт. Многие из этих субъектов нашли приют своей разрушенной сказки в христианстве, но христианство у них такое же, как и всё остальное: с карманным богом, который любит всё то же, что любят они, и не любит то, что ему приказано не любить, с Христом, взятым из оперы Веббера.

А вот в научный коммунизм они не ходят, наборот, ненавидят всеми фибрами души. Потому что коммунизм предполагает активную любовь к человеку, в том числе к субъекту, глубоко неприятному тебе лично. Как говорил Саул, «Вот когда он бросит “шмайссер”, упадёт брюхом в грязь и будет ползать перед вами - вот тогда начнётся настоящая борьба! Вы его из этой грязи поднимете, отмоете его…», а это ведь совсем неинтересно — то ли дело парить на высотах и поучать ползающих внизу тваришек, как плохо быть грязным! В итоге, большая часть этих субъектов активно поддерживает разные «майданы», пытаясь быть «своими среди своих» и как можно дальше дистанцироваться от народа. Так я вас уверяю, фэнтези они тоже не читают, а если читают, то два-три произведения, хорошо и подробно разобранных их духовными сородичами. И ищут там знаки собственной избранности, старательно обходя стороной неизбежные в литературе вопросы политиканствующих волшебников и пукающих принцесс.
Комментарии 
14th-Aug-2018 08:35 am (UTC)

голубой единорог вполне может быть пидорасом как в хорошем, так и в плохом смысле слова- просто великолепно, свежо и неожиданно! )))
А слабо креативчик фэнтезийный запилить! Названия я уже придумал!

14th-Aug-2018 09:05 am (UTC)
По-моему, это было у Алана Дина Фостера. И потом, мне неинтересно. Я уже написал один раз книжку, где было в том числе про педиков, и хорош с меня.
14th-Aug-2018 08:35 am (UTC)
Полагать, что это фентези разрушило сказку 70-х, это какой то откровенный идеализм. Сказку, которая взрастала на обществе благоденствия убил конец этого общества, а всякое "реалистическое" фентези взошло на могилке социального оптимизма. Это всего лишь литературное отражение социальных изменений.
14th-Aug-2018 08:49 am (UTC)
Гы, доктор, а если интересу ради заменить в вашем спиче «сказки» на «мелодраму» или как там любовное всякое называется, а «фентези» на «порнографию» — то текст заиграет новыми яркими красками: жёсткое порно открыло нам полноту дизеля и всю глубину лжи и лицемерия этих ваших романтических соплей. Только хардкор!

Чё-то вот не помню таких ни книг, ни фильмов, где про котёнка, который фактом существования. Может я другие книжки какие-то читал, но там обычно даже с точки зрения цинизма сладеньким героям приходилось превозмогать и нехило напрягаться, чтобы добиться правды и сотворить то добро. Зачастую по локти в говне. Ну кто в самом деле задумывается о том, как сидеть на морозе под деревом в лесу Настеньке из «Морозко» или подробностях медвежьего быта и гигиены её жениха? Все только кивают ой «какая сладкая девочка» или там «безвольная чушка». Я уж не говорю про драться с каким-нить Кощеем.

И таки да, сколько я не наблюдал вокруг себя читателй фентези — да, это было именно эскапизмом и никак иначе. И воплощение этого в жизни в любимых вами ролевых играх — врядли вы не знаете про ушельцев, бомжевавших по просторам родины с одной игрушки на другую, и прочие завороты мозгов на этой почве.

И вот как ни крутить, а про то что принцессы тоже какают меня вот как-то не фентези научило. Вернее, не оно одно, чтобы быть прям какой-то панацеей и светом в окошке, выделять в что-то особенное. Вообще по-моему это из тех жанров, которыми как детскими болезнями надо переболеть и забыть. А далее и вообще забыть, как про оспу в цивилизованных странах. Описанная вами игра на понижение, разоблачение воздушных замков описанием подробностей работы их канализации вот ни разу никакой трезвости не добавляет. Это просто перчик, лимончик, прянности — придать пикантности приевшейся приторности.

Ну да, были когда-то откровения на час, вроде «Принцев Амбера» — поперву круто, необычно, неподетски, но перечитывать — убейте меня, разве что под дулом пистолета. А уж полный феншуй с драконами, магами и прочими подземельями — не, даже не пытайтесь, никакими самым яростным агитпропом не убедите.
14th-Aug-2018 09:03 am (UTC)
Я могу без вопросов и про порно запилить, я к явлению порно в современных условиях отношусь довольно положительно (в отличие от конкретных образцов жанра, которые меня раздражают).
(Deleted comment)
14th-Aug-2018 09:47 am (UTC)
Ох, и гораздо же вы бредятину писать.
14th-Aug-2018 09:51 am (UTC)
Интересно, почему меня это не взволновало?
(Deleted comment)
14th-Aug-2018 10:21 am (UTC)
Научный коммунизм это методология мышления, материалистическая диалектика.

А то, что коммунизм как социальный строй еще не построен, не значит, что он невозможен. Законов полового отбора, к примеру, тоже не существовало в природе до возникновения полов.

Edited at 2018-08-14 10:22 am (UTC)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
14th-Aug-2018 10:55 am (UTC)
Я же не защищаю «тёмное фэнтези», в нём много ереси. Я атакую тех, кто выбрал себе эскапистские книжки определённого жанра и на этом основании пытается учить жизни остальных, называя их прежде всего «эскапистами».
14th-Aug-2018 10:17 am (UTC)
А вот в научный коммунизм они не ходят, наборот, ненавидят всеми фибрами души. Потому что коммунизм предполагает активную любовь к человеку

Ну так у настоящих христиан гуманизм это "ересь человекобожия".

Edited at 2018-08-14 10:18 am (UTC)
14th-Aug-2018 10:34 am (UTC)
Я всегда считала, что активную любовь к человеку, в том числе к субъекту, глубоко неприятному тебе лично, предполагает именно что христианство. Тогда почему в христианство можно убежать из сказки и сидеть в нем с карманным богом и Христом из оперы? Мне кажется, что в реальное христианство как раз убежать нельзя, много там страданий и боли и человеческой, и за человека.
14th-Aug-2018 10:54 am (UTC)
В реальное нельзя, наверное, а в карманное — почему бы и нет? С точки зрения «книгочея», Библия — такая же «умная книжка», как и стопицот других «умных книжек», которыми он набил полки и мозги. (Даже нам, научным атеистам, так не кажется, а им кажется).
Выпуск подгружен %mon%