(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

Поляроид для викторианского джентльмена. Часть вторая: чисто конкретные краски.

В предыдущей заметке я говорил об акварели «вообще», а здесь опишу конкретные марки красок и бумаги, с которыми мне доводилось сталкиваться в разные годы жизни. Это чисто субъективный опыт, опять-таки, не принадлежащий перу профессионала, но, надеюсь, кому-то это окажется полезно.

О смешивании красок

Конечно, любой художник засмеёт меня за примитивные объяснения, но люди, ранее не встречавшиеся с живописью, часто рисуют красками как фломастерами, то есть, заливают определённым оттенком краски примерно соответствующее ему пространство. Поэтому я всё же вкратце объясню, почему так делать не нужно, и как набирать краски с расчётом на правильное смешивание.

Живопись — искусство передавать объём и движение через светотени, оттенки и тональности. Если мы возьмём, например, красный флаг, висящий на стене, то наша попытка нарисовать его по всей площади красной акварелью будет обречена на провал. Из-за неровного освещения красный цвет в разных местах флага будет иметь разные оттенки, поэтому к красной краске надо будет добавить синего и коричневого; кроме того, более тёмным цветом нужно будет оттенить складки и края. Любая живопись, в том числе и акварельная — это искусство мешать краски, достигая нужного тона.

Проще всего рассказать о том, как достичь серого или чёрного цвета — в природе тот и другой цвета редко встречаются в чистом виде. Простейший способ получить чёрно-серый цвет из красок — смешать в равных пропорциях жжёную умбру и ультрамарин, две очень популярных краски, входящие в любой набор. Регулируя их соотношение, можно «оживить» ваш серо-чёрный тон, сделав его в любых вариантах от тёпло-коричневатого до холодного, почти синего, как в грозовых тучах. Другой классический способ смешать серый цвет — комбинация из тёмно-зелёного и ярко-оранжевого; этот цвет бледнее, чем смесь ультрамарина с умброй, и сложнее управляется, но даёт весьма странные оттенки, например, цветов предзакатного моря.

Похожим, но куда более знакомым нам образом, достигается и смешение ярких, или хроматических, цветов; жёлтый с красным даёт оранжевый, синий с зелёным — бирюзовый, синий с красным — фиолетовый или лиловый разного оттенка. Гораздо сложнее получить ахроматические, прежде всего коричневые, тона; то есть, получить-то их несложно, смешивая три основных цвета — синий, красный и жёлтый — в разных пропорциях, но при этом легко достичь грязноватого вида итоговой краски. Поэтому самые распространённые из коричневых тонов (охра, сиена и умбра) лучше иметь под рукой заранее. Есть и ещё некоторые пигменты, наличие которых в наборе позволяет достигать особых эффектов за счёт яркости, прозрачности, особого тона конкретного пигмента или его смеси с другими красками, и т.д.

Исходя из этого, большинство художников-профессионалов сходятся на том, что необходимо иметь некоторую стандартную палитру красок, по возможности, прозрачных, однопигментных и светостойких (см. предыдущую статью) для получения любых необходимых цветов на палитре. Остальные цвета в наборе уже служат приятным дополнением. Для меня эти основные цвета такие:

- ализариновый малиновый (Alizarine Crimson, краплак): холодный красно-малиновый тон.
- пиррол или кадмий красный (Pyrrole Red/Cadmium Red Medium): тёплый ярко-красный, до алого.
- азо жёлтый или кадмий жёлтый средний (Azo Yellow/Cadmium Yellow Medium): яркий тёпло-жёлтый.
- лимонный или кадмий лимонный (Lemon, Cadmium Lemon): холодный, чуть зеленоватый жёлтый.
- зелёная ФЦ (Phtalocyanine Green, Viridian, изумрудная зелёная): тёмно-зелёная, цвета морской волны.
- голубая ФЦ или кобальт синий (Phtalocyanine Blue, Cobalt Blue [Hue], Spectral Blue, Bright Blue): ярко-синяя, холодная, цвета высокого неба.
- ультрамарин ([French] Ultramarine [Deep]): тёплая, густая тёмно-синяя краска.
- охра жёлтая (Yellow Ochre): золотисто-жёлтая, приглушённая, чуть зеленоватого оттенка, похожего на свежий древесный спил.
- сиена жжёная (Burnt Sienna): тёплая красно-коричневая, напоминающая цвет молодой сосновой коры солнечным днём.
- умбра жжёная (Burnt Umber): густая тёмно-коричневая, лишённая всяких признаков красного или зелёного оттенка.
- персиковая чёрная (Peach Black, воронежская чёрная): прозрачная чёрная, в разбавленном виде чуть тёплого оттенка.
- белая гуашь (Titanium White): непрозрачная, белая, легко окрашивается любой другой краской, не изменяя её оттенка. Применяется крайне ограниченно.

Следует напомнить, что в случае возникновения альтернативы между солями кадмия (кобальта) и аналогичной по базовому тону краской на основе другого пигмента в акварели часто имеет смысл рассматривать другой пигмент как преимущество. Соли кадмия и кобальта не только токсичны, но и не обладают достаточной прозрачностью. Впрочем, иногда последнее качество красок следует считать полезным.

Хороший набор я дополнил бы ещё следующими красками: хинакридоновая лиловая и розовая (Quinacridone Violet, Quinacridone Rose) достаточной светостойкости — фиолетовые краски, оттенок которых трудно получить другими способами; натуральная сиена и натуральная умбра (Raw Sienna, Raw Umber) — первая имеет цвет песка, вторая трудно передаваемый цвет болотной зелени или мха; окись хрома (Chromium Oxide) — непрозрачная ярко-зелёная краска, служащая основой для многих видов пейзажной зелени. В портретной живописи может иногда пригодиться оранжевая краска — например, кадмий оранжевый. Вообще же, подбор палитры есть дело сугубо индивидуальное, зависящее и от преобладающих сюжетов, и от «настроя» живописца, и даже от моды…

Замечу напоследок, что если вы читаете после названия краски на упаковке слово «Hue», то это означает имитацию соответствующего пигмента или оттенка. Это совсем не всегда плохо: имитации часто бывают менее токсичными, более светостойкими и уж точно всегда намного дешевле оригинала. В русскоязычных красках имитация обозначается буквами «(И)» или «(ИМИТ)» в скобках после названия краски.

О конкретных красках и бумаге

Акварельные краски делятся на следующие категории, от лучших к наихудшим с точки зрения живописных качеств.

- художественные (Artist): лучшего качества, с дорогими пигментами, с минимумом филлеров, тщательно маркированные и приготовленные, по возможности светостойкие и хорошо смешивающиеся.

1. ShinHan PWC. Единственная краска такого уровня, которую я пока что пробовал. Выпускается в Корее. Содержит информацию о пигментах, прозрачности, светостойкости красок; форма поставки — тюбики довольно большого размера (7,5 мл; это 3 кюветы «Невской палитры», наполненные вручную). Цена тюбика непосредственно зависит от пигмента, используемого в данной краске (серия А — самая дешёвая, около 300 рублей за тюбик, серия Е — самая дорогая, более 700 р). Тонко помолотые краски, хорошо смешиваются, имеют довольно естественные цвета, чуть приглушаемые бумагой (обычно акварель корейского производства психоделически-яркая). Не все цвета и пигменты светостойкие, выбирать надо тщательно, под конкретные задачи.

2. Royal Talens Rembrandt. Отличные, чистые, светостойкие краски, единственная претензия — многие цвета явно содержат брайтеры. Доступны наборы в маленьких кюветах (полукюветах), полукюветы отдельно, а также краски в тюбиках. Маркируются информацией о светостойкости, используемых пигментах и прозрачности. Сверх того, маленькие походные наборы комплектуются отличной синтетической кисточкой.



Ещё не распечатанный походный набор Rembrandt в полукюветах, великолепный подарок от luin_nsk и его семьи. Видны маркировки светостойкости на упаковках и кисть, собранная в походном положении.

- профессиональные (Professional): бывает, что уступают художественным в каких-то параметрах, но, по крайней мере, не содержат вырвиглазных пигментов и смесей, промаркированы хоть как-то, достаточно светостойкие. Обычно у них есть всего по 1-2 недостатка в сравнении с красками высшего класса, но вы их, скорее всего, и не заметите, если не будете выискивать с лупой.

3. «Белые ночи» / «Невская палитра». Наследие отличных советских наборов «Ленинград» и «Нева», сейчас качество сильно упало, но всё ещё довольно приемлемо. Очень большой выбор цветов, выпускается поштучно в больших кюветах (около 90 р) и тубах (около 160 р), а также различными наборами в довольно практичных пластиковых коробках. Содержат информацию о светостойкости, прозрачности и используемых пигментах (иногда врут про светостойкость). Цена от пигмента не зависит. Органические пигменты (хинакридон, индатрен, фталоцианин) не вызывают вопросов, а вот натуральные пигменты помолоты крупновато — при разглядывании красочного слоя видны крупинки порошка. Это не плохо и не хорошо, просто надо иметь это в виду. Некоторые краски, например, ультрамарин, разносятся кистью слегка неравномерно. Тем не менее, качество красок очень хорошее, тем более за такую цену!



Мой боевой набор «Белых ночей», уже три года служит мне как основной, с регулярными небольшими заменами кювет. Коробочка под краски куплена в магазине и пропитана олифой, а губка вырезана из куска посудной мочалки.

4. «Петербургская классика». Тоже очень хорошие краски, но на них не указаны пигменты по международной классификации и их прозрачность (светостойкость указана и примерно соответствует истине). Приятные естественные цвета, помол гораздо лучше, чем у «Белых ночей». Выпускается в кюветах меньших по объёму, чем «Белые ночи», да ещё и кюветы заполнены не до конца; как следствие, не очень экономичное приобретение. Доступны только в наборах по 12, 24 и 36 штук. Цена около 600 рублей за 12 штук, далее пропорционально возрастает.

5. Mungyo. Известная корейская фирма-производитель выпускает краски в полукюветах наборами по 12-48 и даже 72 цвета, в том числе под другими названиями (для рынков США и Австралии). В последнее время стали доступны и отдельные цвета в полукюветах россыпью. Как обычно, каждая кювета упакована в обёртку с маркировкой, содержащей данные о светостойкости и пигментах. Очень хорошая и яркая акварель, недорогая, упакована в отличные металлические коробки с откидывающейся палитрой. Главная проблема этой чудесной акварели — в огромном количестве усилителей яркости! Стоит примерно 1000 рублей за набор из 12 штук, большие наборы существенно дороже: 24 — около 2500, 48 — около 5200 р.



Набор Mungyo на 24 краски в полукюветах.

6. Royal Talens Van Gogh. В принципе, то же, что Rembrandt, но считается «студенческого» качества, однако держу пари, что на практике вы разницы не заметите. На самом деле, Van Gogh немного труднее («немного» здесь — ключевое слово) набирать на кисть из-за обилия филлеров, а может, из-за другого связующего. Краски точно так же выпускаются в полукюветах и тюбиках, как и Rembrandt, и тоже содержат маркировку с пигментами, стойкостью и непрозрачностью.



Тюбики Van Gogh (слева) и ShinHan PWC (справа). Видно, как много на них нанесено служебной информации. Сама фотография, увы, нечёткая — снималось на тапок.

- студенческие (Studio): учебные краски с большим количеством наполнителей, дешёвых пигментов, но всё ещё промаркированные и пригодные к использованию.

7. «Ладога» — аналог «Белых ночей» от «Невской палитры» с дешёвыми заменителями пигментов, но хорошим связующим, выпускается в студийных коробках. Я её пробовал только пару раз, в принципе, при работе особой разницы с «Белыми ночами» нет, но за год на стене картинка, нарисованная «Ладогой», выцвела почти вся. Стоит чуть дороже тысячи рублей за набор.

8. Sakura Koi — набор от китайского производителя Brunzeel-Sakura, успешно маскирующегося в Азии под голландский, а в Европе — под японский бренд. Замечу, что точно такие же краски в точно такой же коробке можно купить на Алиэкспресс под ракзными брендами типа «Сяо Ляо Мяо» и «Дунь Фуй», раза в три дешевле, чем «брендированные». Краски очень хорошие и прозрачные, поставляются в плитках (содержимое кюветы без самой кюветы, просто брусок краски), коробка содержит от 12 до 30 и даже до 72 ячеек под такие плитки, а также очень хорошую водяную кисть. Сами краски прозрачные, элегантных цветов и тонко помолотые, не вызывали бы никаких претензий, если бы не их светостойкость, близкая к нулю (некоторые краски за полгода выцветают даже в закрытом скетчбуке). Эти наборы очень удобны для практики и для быстрых этюдов, также их любят иллюстраторы. Коробка на редкость практичная, содержит вынимающуюся пластиковую палитру, которую можно закрепить слева, справа или снизу коробки для работы, а также кусок губки для протирания кисти; таким образом, вам не потребуется вода, кроме той, что налита в кисточку. Описания пигментов и светостойкости в наборе отсутствуют, но сейчас появились в продаже отдельно плитки «Сакуры», и на них эта информация вполне может быть. Следует заметить, что эта же фирма выпускает акварельные маркеры, также под брендом Sakura, видимо, с теми же красками, и ручки-линеры различных цветов и толщины Pigma Micron, заряженные водостойкими чернилами архивного качества.



Поношенная и покоцанная в поездках коробка «Сакуры» с водяной кистью (не от неё) и укреплённой слева палитрой.

Здесь я опишу бонусом ещё один набор, купленный мной на распродаже с Алиэкспресса и представляющий своего рода пластмассовый веер, на котором налеплены 42 тонких подушечки акварельной краски. Этот набор, если бы не ничтожное количество содержащейся в нём акварели, был бы моим фаворитом; все 42 краски я попробовал на листе бумаги, а потом продержал этот лист целый год на южном балконе под ярчайшим солнцем — и ни одна из красок никак не изменила свой цвет! К сожалению, бренд этих красок я не помню, но они заменили мне «Сакуру» в походных условиях. К набору также прилагается очень хорошая водяная кисть, удобно фиксируемая сбоку, и подушечка-губка для очистки кистей на верхней части веерной палитры (к сожалению, несъёмная).

- художественные начального уровня: с красителями и усилителями яркости вместо пигментов, с дешёвыми наполнителями, плохой смешиваемостью и качеством работы. Могут отбить всякое желание пользоваться акварелью!

9. «Сонет» — недоразумение, выпускаемое «Невской палитрой» в наборах из кювет и тюбиков. Прокрашивает моментально всё, с чем соприкасается. Вырвиглазные неестественные цвета, никаких данных о пигментах и светостойкости, жуткий запах синтетической смолы вместо камеди. Уберите и вымойте это! Цена ужаса — около 500-600 рублей за набор.

- школьные, оформительские и т.д.: с очень небольшим количеством пигментов, плохо размываются, неяркие и не светостойкие. Но, как ни странно, с их помощью можно, например, подкрасить этюд или залить контурную карту. Во всяком случае, обычно они нетоксичны и в целом не так разочаровывают, как некачественные студийные краски.

10. «Луч» — самая популярная марка таких красок, содержит от 6 до 24 таких красок в пластиковой палитре с крышкой и ужасную лохматую кисть из ломкой синтетики. Цену вы не заметите, скорее всего. Как ни странно, нормально разгоняется по бумаге кистью. Создаёт на бумаге бледные, неяркие тона (в моём пионерском детстве было лучше). Пигменты? Светостойкость? Что это?

Бумага для акварели — отдельная болезненная тема. Своего рода эталон качества — бумага ручной работы Canson Arches, очень дорогая. Не перепутайте её с Canson Montval — Montval была куплена и фактически убита Canson, и сейчас эта бумага не стоит своих денег (ИМХО), так как легко портится от кисти и не позволяет снимать краску (впитывает пигмент).

Из того, что подешевле, я могу рекомендовать бумагу производства St. Cutbert’s Mill: Bockingford и Saunders Waterford, это бумага машинной выделки, но очень хорошего качества, позволяет много раз двигать по ней кистью, не разрушается от клячки, легко отдаёт краску и т.д. Часто встречающаяся бумага Fabriano Artistico ведёт себя похожим на Montval образом: плохо отдаёт краску. Зато она существенно прочнее, чем Montval, и хорошо держит синтетические кисточки. О столь же часто попадающейся в продаже Hahnemule Lana не могу сказать ничего хорошего, но мне доводилось читать о ней и хвалебные отзывы.

Мне также очень понравилась плотная акварельная бумага Renaissance (280 г/м), продающаяся в Таиланде весьма недорого. Она не хуже именитых «фирменных» бумаг. Есть и более дешёвая бумага Renaissance 200 г/м с очень грубой периодичной фактурой, продающаяся большими пачками; она тоже хорошая, ослепительно-белая, но более рыхлая и во влажном виде легко разрывается синтетической кистью.

Можно (и иногда нужно) писать акварелью по ватману, только не в технике «мокрым по мокрому». Гознаковский ватман увлажняется очень мягкой кистью, поверх наносится акварель в один слой, заранее разведённая или смешанная до нужных оттенков. В сочетании с графическими материалами (тушь, линеры, карандаши) это отличный и недорогой выбор. В галерею такую работу могут и не принять, но вот для раскрашивания карт, планов, схем, чертежей, иллюстраций и т.д. ватманом пренебрегать отнюдь не нужно. Главное — быть осторожным, то есть, не мочить и не тереть его сверх меры.
Tags: материалы и техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments