(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

Не давайте вещам властвовать над людьми!

Всякие идеологические заигрывания с материальным потреблениям для коммуниста — харам. Это в равной степени касается как «спецраспределителей», «сталинских квартир с прислугой» и прочих разновидностей «умеренной прибавки к потреблению», так и всяческих разновидностей «аскезы», «самоограничения» и прочих вариантов монашеского презрения к плотскому миру. Харамом же это является потому, что вещи и вещному миру придаётся в этом случае статус фетиша, диктующего человеческую сущность, в то время как вещь должна занимать в отношении этой сущности только положение чисто служебное, подчинённое.

Суть власти, господства над материальным миром не может быть заключена в вещи, как суть королевской власти не может быть заключена в короне. Вещь имеет лишь то (важное!) значение, что помогает реализовать и расширить пределы этой власти; но, как ни одна вещь, включая «роботов» и «3D-принтеры», не может самостоятельно трудиться, так ни одна вещь не может ни иметь, ни реализовать самостоятельно власть. Поэтому не так принципиально, чем занимается отделённый от народа «орден меченосцев» — «умеренно прибавляет» к своему потреблению или, напротив, гложет с простой глиняной тарелки одну корку на двоих. В том и другом случае потребляемая вещь фетишизируется, получает в сознании людей высшую власть над человеком*, вызывая в ответ глубинное идеологическое отторжение. В конце концов, не так уж важно, что именно закричат недовольные люди — «нафиг жить в нищете?» или «мы тоже хотим прибавки!»; важно, что идеологически закреплённое вещное неравенство вызывает недовольство насилием над сущностью людей и вещей, неэквивалентным обменом одного на другое.

Разумеется, закрепить такое отношение идеологически можно, играя на глубинном страхе человека быть отринутым, извергнутым из общества, на жажде наказания, словом, на всём том, что составляет понятие «греха» в традиционных обществах. Но ведь, во-первых, задачей коммунизма является освобождение человека (а не просто «свержение власти чистогана», как бы того ни хотелось некоторым — «чистоган» с удовольствием свергнут и поделят и какие-нибудь новоявленные «кшатрии» или «экклезиархи», вполне способные уничтожить все великие завоевания капитализма в деле освобождения личности!), в том числе и освобождение от традиционных предрассудков! А во-вторых, следуя этим путём, можно неизбежно прийти к ещё более жуткому хараму — разделению общества на «отцов» и «воспитуемых», то есть, на пастырей и стадо, которым надо управлять в его же, стада, высших интересах, во имя светлого будущего и прекрасного в своей героичности настоящего. А для вот этого вот дерьма никакой коммунизм не нужен совершенно, будет вполне достаточно какого-нибудь ордена Бене Джессерит и падишаха Шаддама-Фредерика IV с его имперскими сардаукарами…

* Здесь я вспоминаю невыразимо дидактичный рассказ с конкурса левой фантастики про монетку, которая попала в коммунистический мир будущего и чуть было не разрушила этот мир. Это типичный пример того, как вещи (бессмысленному кругляку из металла) придают статус всемогущего фетиша.

Затем, что был простым его народ,
И что село лежало между гор,
И мазал он овечьей кровью щёки,
Он вырезал кумира из сосны,
Намазал кровью щёки, вместо глаз
Вбил раковину в лоб, свил волоса
Из мха и сплёл корону из соломы.
Его село хвалило за искусство,
Ему несли мёд, молоко и масло,
И он, от криков пьяный, нацарапал
На том бревне: «Так делают богов,
Кто сделает иначе, тот умрёт».
©
Tags: кунмарз, политинформация, редакторская колонка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments