(Доктор ?) (with_astronotus) wrote,
(Доктор ?)
with_astronotus

Category:

Моя личная коллекция акварельных красок «Белые ночи».

На основании некоторого личного опыта работы с ленинградскими акварельными красками «Белые Ночи» завода ЗХК (кстати, в последнюю пару лет качество этой марки существенно улучшилось по всем параметрам) я собрал нечто вроде универсальной индивидуальной палитры этих красок «на все случаи жизни», отвечающей некоторым моим базовым представлениям. Этой информацией я с удовольствием делюсь — авось кому пригодится!

Параметры подбора

При выборе красок для палитры я исходил из следующих параметров:

- светостойкость *** (высшая), как по заявлению производителя, так и, при возможности, подтверждённая независимыми тестами;
- прозрачные или полупрозрачные краски (непрозрачная акварель — это не акварель, а что попало);
- чёткое отличие цвета разведённой краски от похожих цветов при рассеянном солнечном свете и при искусственном освещении с цветопередачей (CRI) 60-75% (обычные люминесцентные лампы ЛД+ЛБ или /765+/640);
- однопигментные краски, не дающие грязи в смесях за счёт неконтролируемого смешения нескольких пигментов.

Кроме того, ряд красок я сознательно исключил из основной палитры. Таковы кадмии красный, оранжевый, лимонный и жёлтый (помимо того, что акварельные краски на основе этих пигментов непрозрачны, соли кадмия токсичны и онкогенны), сажа газовая (слишком «грязный» чёрный цвет, пачкающий многие смеси и, к тому же, гораздо лучше передаваемый китайской тушью), церулеум (почти непрозрачен; к тому же, по неведомой причине, церулеум от «Белых Ночей» трижды начинал у меня бродить прямо в кювете, пока не превращался в грязную пенистую бражку, орошающую все соседние краски) и оранжевая (в сравнении с золотистой тёмной, гораздо хуже ведёт себя в смесях, необходимых для передачи тона кожи).

Выбирая похожие оттенки между гранулирующей и обычной краской, я отдавал предпочтение краске без гранулирующего эффекта. Я исходил из того, что грануляции — это «спецэффект», который нужен не всегда, а вот избавиться от него бывает сложно.

Палитра цветов

В итоге составилась такая вот подборка (в трёхрядном пенале от «Белых Ночей» же):

1. Лимонная PY3*** (№214). 2. Ауреолин PY151*** (№253). 3. Золотистая тёмная PO62*** (№217). 4. Тициановая PO36*** (№226). 5. Гераниевая красная PR242*** (№364). 6. Красный хинакридон PR19*** (№361). 7. Сиреневый хинакридон PV19*** (№609). 8. Ультрамарин фиолетовый PV15*** (№613). 9. Индатреновый синий PV60*** (№524). 10. Ярко-голубая PB15:3*** (№509). 11. Хром-кобальт турецкий PB36*** (№533). 12. Изумрудная зелёная PG7 (№713). 13. Зелёная светлая PG36*** (№717). 14. Иргазин жёлтый PY129*** (№257). 15. Марс коричневый PBr6tr*** (№412). 16. Сиена натуральная PBr43*** (№405). 17. Охра красная PR102*** (№309). 18. Сиена жжёная PBr7*** (№406). 19. Розовый хинакридон PR122*** (№324). 20. Умбра жжёная PBr7*** (№408). 21. Воронежская чёрная PBk8*** (№806).

Краски я покупал поштучно, такого набора в продаже нет.

Естественно, эта подборка достаточно «субъективна», но, вместе с тем, она позволяет лично мне решать все основные задачи на колористику, как исходя из чистой теории (жёлтый + пурпурный + голубой + чёрный цвета), так и исходя из принятой среди любителей практики. Например, смесь иргазина с воронежской чёрной позволяет передавать оливковые оттенки зелени, сочетание красного хинакридона, красной охры и натуральной сиены даёт широкий спектр тонов кожи (при необходимости довести дело до «плакатного» состояния, можно использовать вместо красной охры оранжевый цвет), и т.д.

Для многих техник, однако, необходимо использование кроющих красок. Если я вдруг буду использовать эти техники, то мне придётся снять свой «запрет на кадмий» и добавить линейку из семи красок, обладающих необходимыми кроющими свойствами. Использовать такие краски, на мой взгляд, имеет смысл поверх предыдущих прозрачных слоёв, не смешивая их друг с другом (при необходимости, смешивая не более чем с одной прозрачной краской для придания нужного тона поверхностному слою). Вот эта подборка:

22. Белила цинковые PW4*** (№100). 23. Кадмий жёлтый средний PY35*** (№201). 24. Кадмий красный светлый PR108*** (№302). 25. Окись хрома PG17*** (№704). 26. Церулеум PB35*** (№503). 27. Железоокисная светло-красная PR101*** (№321). 28. Сажа газовая PBk7*** (№801).

Разумеется, я делюсь этой информацией только в порядке личного опыта, так как живописью профессионально не занимался и не буду. Однако этот «взгляд на палитру» может, хотя бы в теории, пригодиться экспериментаторам, уставшим копировать руководства времён Ченнино Ченнини — или как опорная точка в дальнейших экспериментах, или как тупиковое заблуждение, которое надо поскорее отвергнуть при всякой возможности.
Tags: материалы и техника, оффтопик, редакторская колонка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment